четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 27 июня 2002

Вести пенсионного фонда

В июле истекают первые полгода со времени вступления в силу законов проводимой пенсионной реформы. Наш корреспондент встретился с управляющим отделением Пенсионного фонда России по Ярославской области В. П. Комовым

 

и задал ему несколько вопросов.

Пенсионная реформа: первые итоги

– Владимир Павлович, зачем вообще нужно было начинать пенсионную реформу?

– Прежняя пенсионная система не удовлетворяла большинство россиян. Главные причины недовольства ею – низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию. Хотелось бы иметь такую пенсионную модель, при которой человек не зависел бы от настроения властей, политического календаря и был заинтересован в пенсионной системе. Для этого необходимо решить несколько задач. Первая из них – задача повышения доходов Пенсионного фонда, из которого производятся и будут в дальнейшем производиться пенсионные выплаты. На сегодняшний день источником этих доходов являются единый социальный налог и страховые взносы. Поэтому решение первой задачи – вывод скрытой части зарплаты из тени и увеличение за счет этих поступлений выплат пенсий нынешним пенсионерам. Но без серьезных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить зарплаты из тени, из конвертов, страховых схем и т. п.

Поэтому вторая задача пен-

сионной реформы – создать заинтересованность работающих в полной уплате взносов со всего объема своих доходов. Новая пенсионная модель учитывает каждый рубль, каждую копейку, внесенные каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А после его выхода на пенсию эти обстоятельства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций.

Наконец, третья задача –

обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объемах он индексировался и т. д. Решив эти основные и ряд частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, удобную для расчетов, понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

– Читатели «Северного края» интересуются, в чем отличие новой пенсионной модели от прежней?

– Новая модель, которая получена в результате начавшейся реформы, такая же распределительная, как и действующая до 2002 года. В то же время между двумя распределительными моделями есть и серьезные отличия. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Отличие первое.

Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина, основанных на поступлении страховых взносов и пенсионных обязательств государства.

Отличие второе.

Старая система была в основе своей не столько распределительной, сколько перераспределительной, как между группами с разным уровнем доходов, так и между регионами-донорами, вносящими в пенсионную систему больше, чем получали из нее, и регионами-реципиентами, выплачивающими пенсию за счет дотаций из Пенсионного фонда. В итоге во многих регионах России средняя пенсия приближалась по размерам к региональной средней зарплате. А в крупных регионах-донорах пенсия значительно отставала от прожиточного минимума пенсионера.

Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название «базовой». Она должна быть постепенно повышена до уровня прожиточного минимума пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

Отличие третье.

Старая пенсионная модель рано или поздно создала бы конфликт поколений. Поскольку возможность выполнения государством своих обязательств перед пенсионерами в ней зависела от соотношения работающих и пенсионеров (за счет взносов двух работающих выплачивалась пенсия одному пенсионеру), то при сохранении старой модели и ухудшающейся демографической ситуации в России оставалось бы только повышать пенсионный тариф. А он уже и без того стал тяжким обременением для экономики.

Новая модель позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов будут обеспечивать выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников к числу пенсионеров новая пенсионная модель включает в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.

Новая модель – не радикальное опровержение ранее действовавшей, а просто ее достаточно серьезная модификация.

– Что дает пенсионная реформа нынешним пенсионерам? Какие позитивные результаты после вступления в силу новых пенсионных законов они уже ощутили?

– По отношению к нынешним пенсионерам в полной мере сохраняются все обязательства государства в соответствии с прежним законодательством. Внесено лишь одно уточнение. Их пенсия будет определена по наиболее выгодному из двух ранее принятых законов № 340-ФЗ или № 113-ФЗ, а затем увеличение ее размера будет происходить в полном объеме уже в соответствии с новым законодательством.

Сегодня ряд категорий получателей пенсий реально почувствовали преимущества новых законов. В первую очередь это работающие пенсионеры. На протяжении нескольких лет поднимался вопрос о том, что работающие пенсионеры должны получать пенсию в полном объеме. С принятием нового закона эта проблема была решена. Пенсии работающих пенсионеров пересчитаны по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), что привело к их существенному увеличению (если максимальный размер до 1.01.2002 был равен 767 руб. 15 коп., то теперь он увеличился до 1503 руб. 90 коп.).

Увеличить размер пенсии смогут пенсионеры, получающие пенсию на льготных условиях (список №1 и 2, педагоги, медицинские работники и др.). Для данной категории появилась возможность расчета пенсии исходя из специального стажа. Например, если ранее мужчина 50 лет, отработавший на работах с вредными условиями труда или в горячих цехах (список № 1) и имеющий такой же общий трудовой стаж, при максимальном отношении своего заработка к заработной плате в стране за тот же период (согласно действовавшему закону это соотношение учитывалось не свыше 1,2), мог рассчитывать на пенсию в 1203 рубля, то с 1 января 2002 года с учетом специального стажа – 1403 руб., а после февральской индексации – 1495 руб.

Значительно увеличились пенсии и такой малообеспеченной категории граждан, как педагоги, получавшие пенсию за выслугу лет. Если ранее они получали пенсию в минимальном размере независимо от продолжительности своей педагогической деятельности (660 руб.), то на сегодняшний день их пенсии перерассчитаны с учетом всего имеющегося трудового стажа по состоянию на 1 января этого года наравне со всеми категориями трудовых пенсий.

Новое законодательство решает и ряд наболевших проблем «северян». Для тех, кто проработал в районах Крайнего Севера требуемый срок, применяется повышенное отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране: не 1,2, а от 1,4 до 1,9 в зависимости от того, какой районный коэффициент применялся к заработной плате пенсионера в период работы. Причем эта льгота применяется к пенсиям «северян», выехавших с северных территорий независимо от даты выезда (максимальное увеличение до 880 руб.).

Сделана прибавка и тем, у кого не выработан полностью трудовой стаж, – менее 20 лет у женщин и менее 25 лет у мужчин, пенсия повышена до 660 руб.

Кроме того, можно назвать ряд категорий пенсионеров, которым новым законом гарантировано реальное повышение пенсий на конкретную сумму. Это прежде всего инвалиды 1 группы и граждане, достигшие возраста 80 лет. Им установлен повышенный размер базовой части трудовой пенсии в сумме 900 руб., плюс страховая часть в зависимости от продолжительности трудового стажа и величины среднемесячного заработка).

Не забыты и те пенсионеры, в том числе и инвалиды, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи. Ранее надбавка на нетрудоспособных иждивенцев (123 руб. 55 коп. на каждого) устанавливалась к пенсии только неработающих пенсионеров, только одному из родителей, при условии, что на ребенка не назначена пенсия. По новому закону базовая часть пенсии повышается на 150 руб. на каждого нетрудоспособного иждивенца (но не более 450 руб.) независимо от факта работы, каждому из родителей, в том числе, если ребенок сам является получателем пенсии.

И наконец о том, что ожидает работающих пенсионеров в будущем. Ранее работающий пенсионер мог ежегодно обращаться в органы пенсионного обеспечения за перерасчетом. Новым законодательством гарантирована такая возможность. Однако, если раньше при перерасчете учитывалась продолжительность трудового стажа, то теперь прибавка напрямую зависит от суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд. Проработав не менее 12 месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета пенсии, пенсионер вправе обратиться в районное управление Пенсионного фонда за новым перерасчетом. Туда же поступают данные о суммах уплаченных за ра-

ботника страховых взносов. Производится простой расчет: уплаченная сумма делится на ожидаемый период пенсии, который на сегодняшний день составляет 144 месяца. Следовательно, чем больше сумма уплаченных взносов, тем выше станет и пенсия.

– Владимир Павлович, очень много разговоров о том, будет ли повышаться пенсионный возраст и увеличиваться стаж, дающий право на пенсию.

Одна из распространенных «страшилок», которыми по сей день пытаются настроить население против пенсионной реформы, – утверждение, будто в ходе ее будет повышен пенсионный возраст: для мужчин до 65 – 70 лет, для женщин – до 60 – 65. Соответственно, мол, будет увеличен и стаж, дающий право на пенсию.

Повышение пенсионного возраста и увеличение трудового стажа концепцией пенсионной реформы не предусматривается. Во-первых, потому что такая мера непопулярна среди населения и вызовет ненужную социальную напряженность, настроив народ против преобразований пенсионной системы. А кроме того, это не даст никаких существенных позитивных результатов с точки финансовой устойчивости пенсионной системы и повышения ее доходов.

Поэтому могут успокоиться те, кто все еще волнуется по поводу пенсионного возраста: срок выхода на пенсию остается тот же – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Новым пенсионным законодательством установлены новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии (напоминаем – это та часть пенсии, которая будет выплачиваться всем, отработавшим этот установленный законом срок и достигшим пенсионного возраста) составляет всего 5 лет. Что касается стажа, который будет учитываться при назначении страховой части пенсии, то здесь законом не установлено никаких ограничений: сколько гражданин сможет и захочет отработать для накопления себе пенсионных прав, столько и будет учтено на его личном счете. А затем на основе этих данных и исчислена ему пенсия. Таким образом, в новой модели заложен принципиально новый подход к стажу – регистрационный. И само понятие стажа приобретает совсем иной смысл. В нынешней модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник.

В новой пенсионной модели необходимости в подсчете процентов не будет, поскольку процентами работника к уплате взносов в пенсионный фонд не заинтересуешь. Не проценты, а сумма рублей на лицевом счете – вот основной показатель, который станет определять величину пенсии. А сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем большим окажется пенсионный капитал, тем более высокой – пенсия. Согласитесь, это принципиально новый подход к трудовому стажу и оценке его результатов. И подход этот стимулирует работника на протяжении всей трудовой деятельности не отрабатывать, как бывало раньше, а зарабатывать.

– Произошло ли уменьшение выплат нынешним пенсионерам? Кто сегодня чувствует себя обиженным от введения новых законов?

– Уменьшения выплат ни для одной категории граждан не произошло. Но вместе с тем есть категория пенсионеров, которые не удовлетворены первыми результатами реформы. Это инвалиды и участники Великой Отечественной войны, которые не получили увеличение пенсий до 3,5 тысячи рублей. Недовольны и получатели пенсий по списку № 1: при предоставлении дополнительных документов о трудовом стаже и заработке для них повышен требуемый стаж по новому законодательству – 25 лет для мужчин, 20 лет для женщин (по старому закону это соотношение было 20 (15) лет). Другая категория пенсионеров – это лица, еще не достигшие возраста 55 (50) лет, которые за работу в особых условиях (список № 1 или 2) в районах Крайнего Севера не имеют права на установление пенсий с применением повышенного отношения заработков. Это право у них появится по достижении 55 или 50 лет.

По новому законодательству стаж работы (в том числе и на Крайнем Севере, в годы войны, служба в армии) учитывается календарно, без повышающих коэффициентов. Не учитываются при преобразовании пенсионных прав по новым законам периоды ухода за детьми, инвалидами, престарелыми, не учитываются периоды проживания жен (мужей) военнослужащих в местах дислокации воинских подразделений.

Но я еще раз повторю, что по сравнению с суммой, выплачиваемой в 2001 году, ни один пенсионер не стал получать меньше.

– А как теперь будет индексироваться пенсия?

– В новой пенсионной модели, которая вступила в действие с 1 января 2002 г., предложена принципиально иная схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый период. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете. В составе пенсии нынешних ее получателей будет условно выделяться базовая и страховая части. Это необходимо для того, чтобы проводить индексацию: ведь базовая и страховая части трудовой пенсии должны индексироваться разными темпами. Повышение базовой пенсии будет связано с темпом инфляции. Первая индексация была произведена в феврале 2002 года и составила 6,5 процента. Следующая индексация планируется с 1 августа 2002 года и составит не менее 7 процентов. А страховая часть пенсии будет индексироваться еже-квартально в темпе роста средней заработной платы.

В итоге этих индексаций средняя пенсия должна возрасти за этот год на 369 рублей. Это минимальный прогноз повышения пенсий, который, как предполагают в Пенсионном фонде, может быть и превышен.

– Наши читатели спрашивают: что такое конвертация пенсионных прав граждан и как она была проведена в соответствии с новой законодательной базой в январе 2002 года?

– Да, с началом реформы – с 1 января 2002 г. – началась конвертация пенсионных прав граждан России. Конвертация – преобразование или приведение ранее приобретенных пенсионных прав граждан в соответствие с новым законодательством. Она коснулась и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто, заработав тот или иной объем прав в рамках старой пенсионной модели, будет продолжать работу до достижения пенсионного возраста или после него. Естественно, этим разным категориям населения их пенсионные права конвертированы по-разному.

Проще всего прошло это приведение в соответствие с новым законодательством ранее заработанных прав на пенсионное обеспечение у неработающих пенсионеров: если они не имели прав на повышения, о которых мы говорили ранее, то им выдели в пенсии базовую (450 рублей) и страховую (получаемая пенсия минус базовая часть) части. И в дальнейшем будут индексировать их – одну в темпе роста инфляции, другую в темпе роста заработной платы. Работающие пенсионеры могут не только пересчитать пенсию по нормам закона № 113-ФЗ, но и, если это им выгодно, вообще сделать полный перерасчет получаемой пенсии, предоставив для этого данные о последних 24 месяцах, отработанных ими уже в качестве работающих пенсионеров. В назначенной им пенсии также будут условно выделены базовая и страховая части, по которым будет проводиться последующая индексация.

Более сложна будет схема конвертации прав так называемых транзитных поколений – тех возрастных групп, которые, заработав пенсионные права в старой модели, не достигли еще пенсионного возраста и должны дорабатывать до него уже в рамках модели новой.

Начнем с того, что все они долж-ны будут условно с 1 января 2002 г. уйти на пенсию. Для этого им будет произведен расчет пенсионных прав по нормам закона № 11З-ФЗ с учетом выработанного по старым нормам стажа и размеров зарплаты за 24 последних месяца или 60 месяцев подряд по выбору. При стаже больше минимального (20 лет для женщин и 25 для мужчин) стажевые коэффициенты будут повышаться, при стаже меньше – понижаться ровно на столько, на сколько фактически выработанный стаж больше или меньше установленного законом минимального.

На этом основании будет производиться назначение так называемой расчетной пенсии – той пенсии, которая может быть рассчитана для представителей транзитных поколений по закону № 11З-ФЗ. В ней также будут выделяться базовая и страховая части. Однако эта первичная страховая часть будет носить название начальной, в дальнейшем ее величина будет индексироваться, но никак не зависеть от результатов последующей работы.

Страховые взносы, которые будут делаться работодателями в пользу застрахованных, составят основу для исчисления третьей части пенсии представителей транзитных поколений – страховой. Эти взносы будут суммироваться и составят к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал. Он при выходе на пенсию будет разделен на период среднестатистического дожития (на сегодня он составляет 228 месяцев, или 19 лет), и в результате будет определена величина месячной пенсионной выплаты. Она в сумме с базовой и начальной частями (естественно, проиндексированными) и составит общую величину пенсии.

Кроме того, у мужчин моложе 50 лет и женщин моложе 45 лет в пенсии будет еще одна часть – накопительная, которая будет играть роль резерва на случай прогнозируемого ухудшения демографиче-ской ситуации. Для тех, кто старше 35 лет, на эти цели будет направляться 2 из 14 процентов страховых взносов, делаемых в их пользу. Для тех, кто моложе, процент отчислений будет повышаться с 3 в 2002 г. до 6 в 2005 году. Эти средства по выбору граждан будут инвестироваться в те или иные инвестиционные проекты, отобранные государством или (с 2004 г.) негосударственными пенсионными фондами, а инвестиционный доход вместе с накопительной частью будет суммироваться к пенсионному капиталу при расчете пенсии.

Но все эти дополнительные части пенсии будут исчисляться по новой пенсионной модели. Конвертированы же будут только две части – первичная базовая и начальная, которые будут исчислены каждому россиянину, заработавшему права в старой пенсионной системе, в 2002 году.

– 0 новой пенсионной системе говорят, что она накопительная. Что такое накопительный элемент и зачем он нужен?

О новой пенсионной модели часто и неправильно говорят как о модели накопительной. Реформа призвана лишь изменить существующую распределительную модель, дополнив персонифицированным учетом или накоплением государственных обязательств на личном счете каждого гражданина, а также накопительной частью для более молодых поколений. Из публикаций некоторых комментаторов складывается впечатление, будто главной целью введения накопительного элемента в страховой части пенсии является создание ресурса для инвестиций в крупные проекты в России и за рубежом. На деле же цели у накопительной составляющей совсем иные. Ранее было отмечено, что для нормальной выплаты пенсий при прежней пенсионной модели нужно иметь трех работающих на одного пенсионера. У нас в России число работающих неуклонно сокращается – уже сегодня их 1,28 на одного пенсионера. К 2020 г. число занятых в экономике и пенсионеров сравняется, а затем трудоспособное население начнет уступать по численности пенсионерам.

Для того, чтобы гарантировать пенсионные права тех поколений россиян, которые будут выходить на пенсию в неблагоприятные демо-графические периоды, необходимо начать уже сегодня резервировать им те финансовые ресурсы, которых будет недоставать для оплаты обязательств государства перед ними, когда они выйдут на пенсию. И единственный источник для этого – те платежи, которые в форме налогов или страховых взносов вы-плачиваются за них работодателями.

– Пенсионной реформой интересуются не только теперешние пенсионеры, но и те, кому еще предстоит выход на пенсию. Каковы перспективы для тех, кому до пенсии менее 10 лет?

– Из ныне работающих наиболее сложна пенсионная судьба тех, кому до пенсии остается менее 10 лет, – женщин старше 45 лет и мужчин старше 50. Основной объем пенсионных прав они заработали еще при старой пенсионной модели, и времени для того, чтобы заработать солидный пенсионный капитал в новой, у них остается не так уж много. Поэтому данная возрастная группа переходных, транзитных поколений может быть заинтересована в новых нормах пенсионного обеспечения только в том случае, если им будут предложены особые правила исчисления пенсий, учитывающие всю сложность их положения.

Рассмотрим возможные подходы к группе «лет до пенсии» на конкретном примере: Иванов Иван Иванович, 50 лет, стаж на начало реформы – 24 года, зарплата 1600 рублей. Поскольку стаж у него меньше минимального на один год, а зарплата не превышает предельно учитываемую (она составляет сегодня 2005 рублей), формула исчисления его расчетной пенсии выглядит так:

пенсия = 1600 рублей х 55% х (24:25) = 844, 4 рублей, из которых 450 приходится на базовую, а 394,4 – на начальную части пенсии. За 10 лет, оставшихся до пенсии, Иван Иванович заработает еще некий пенсионный капитал. Формула его расчета выглядит так: пенсионный капитал = ежемесячный страховой сбор 224 рубля (14 процентов от 1600 рублей) х 12 месяцев х 10 лет = 26880 рублей. Делением этого капитала на установленный законом расчетный период дожития мы получаем третью часть пенсии Ивана Ивановича – страховую. В сумме с базовой и начальной она и составляет размер его ежемесячной пенсионной выплаты.

Поскольку лет для зарабатывания пенсионного капитала у Ивана Ивановича меньше, чем у представителей более молодых возрастных групп, ему законом будет предложен более короткий расчетный срок дожития. Для всех этот срок будет установлен в размере 19 лет или 228 выплатных месяцев. Для возрастной группы «10 лет до пенсии» по предложению Пенсионного фонда будет установлен расчетный срок дожития в 12 лет или 144 выплатных месяца. Срок этот имеет чисто техническое значение – он является лишь делителем пенсионного капитала при расчете размера ежемесячной пенсионной выплаты. На реальное время получения гражданином пенсии этот срок не влияет, поскольку по закону пенсия выплачивается как пожизненная рента. И те, кто проживет больше 12 или 19 лет, будут получать ее до конца дней своих. Но при неизменной величине пенсионного капитала чем меньше будет расчетный срок дожития, тем большим окажется размер пенсии.

Вот и у Ивана Ивановича при периоде дожития в 19 лет страховая часть пенсии будет составлять 117,9 рубля, в 12 лет – 186,7 рубля. С учетом установленного законом сокращенного расчетного периода дожития пенсия Ивана Ивановича Иванова будет составлять (без индексаций, которые мы для простоты примера пока не учитываем): пенсия = 450 (базовая часть) + 394,4 (начальная часть) + 186,7 (страховая часть) = 1031 рубль.

Пенсию эту не назовешь слишком большой. Но ведь и зарплата у Ивана Ивановича невелика. Но чтобы дать ему возможность увеличить объем своих пенсионных прав и размер пенсии, новым пенсионным законодательством предложено еще одно новшество – возможность работать с полным или неполным получением пенсии и после достижения пенсионного возраста. По достижении 60 лет базовая часть пенсии начинает выплачиваться Ивану Ивановичу автоматически. При этом он может и оставить работу, и продолжать работать, и в том и в другом случае по своему выбору получая или не получая остальные части пенсии. Если он будет работать, не получая страховую (включая сюда и начальную) часть пенсии, то в течение пяти лет ему за каждый отработанный год будет плюсоваться к периоду дожития только по полгода. В зависимости от выбранного варианта, прирост страховой части пенсии (дополнительно к индексации) составит, по прогнозу, за пять лет 17,6 процентов, если Иван Иванович будет работать и получать полную пенсию, 35,7 – если не будет работать и заморозит на этот срок страховую часть пенсии, и 55,6 – если будет работать и откажется от получения страховой части.

В первом случае пенсия Ивана Ивановича составит в возрасте 65 лет при окончательном выходе: 450 рублей базовой пенсии + 394,4 рубля начальной + 117,6 процента страховой (186,7 рубля) = 1063 рубля. Во втором – 1097,7 рубля. И в третьем – 1134 рубля. Правда, при этом в первом случае его месячный доход до окончательного выхода на пенсию составит 1600 +1031 рубль = 2631 рубль, во втором – 450 рублей, в третьем – 2050 рублей. И выбор пенсионера будет поэтому зависеть и от наличия у него других источников доходов. В качестве примера мы брали мужчину, но данная схема дополнительного зарабатывания пенсионных прав наиболее привлекательна для женщин. То, что они работают на 5 лет меньше мужчин, может существенно сказаться на размере их пенсий. И чтобы уравнять шансы полов на относительно равную пенсию, женщинам должен быть предоставлен шанс на самостоятельный выбор возраста окончательного выхода на пенсию.

– Владимир Павлович, в начале нашей беседы вы упомянули о том, что до введения новых законов никто не мог с уверенностью сказать, на какую пенсию ему стоит рассчитывать. А в новой системе можно будет хотя бы очень условно определить ее размер?

– Расчет примерно такой. Сначала определите, какая сумма в рублях соответствует 14 процентам вашей легальной зарплаты. Затем умножьте ее на 12 месяцев и на то количество лет, которое осталось до пенсии. Таким образом, вы установите, какой капитал накопится на вашем индивидуальном счете (при условии, что зарплата будет неизменна). Полученную сумму нужно разделить на 17 лет (столько живет на пенсии среднестатистический пенсионер) и еще на 12 месяцев. Результат и составит накопленную часть вашей ежемесячной пенсии. Окончательно пенсия равна сумме базовой и дифференцированной пенсии. Накопленная сумма будет прирастать с темпом роста зарплаты в стране и в соответствии с уровнем инвестиционного фонда, а размер базовой пенсии будет ежегодно устанавливаться законом при принятии федерального бюджета.

– Кратко резюмируя: что может новая пенсионная модель?

1. После реформы каждый гражданин сможет легко рассчитывать свою пенсию. Система прозрачна – данные о накоплении пенсионных прав поступают к работнику регулярно, обязательства государства конкретны и легко исчислимы.

2. Зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всей трудовой деятельности. На перераспределение идет только половина нынешнего тарифа – 14 процентов. Вторая половина (14 процентов) накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником.

3. Заинтересовывает работника в полном предъявлении зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. Стимулирует вывод зарплаты из тени.

4. Создает возможность для повышения зарплаты до уровня прожиточного минимума как за счет вывода зарплаты из тени, так и ее повышения.

5. Связана с политикой доходов населения. Повышает уровень оплаты труда. Ставка первого разряда приравнивается к размеру базовой пенсии и увеличивается по сравнению с нынешней в З раза.

6. Создает условия для партнерства поколений и социального партнерства.

Записал Сергей ЯКОВЛЕВ.

Читайте также
  • 13.12.2012 «Письма счастья» остались в прошломНачальник межрайонного управления Пенсионного фонда РФ в Ярославле Галина Новикова подвела итоги года и рассказала о том, что нас ждёт в следующем
  • 02.02.2011 Трудовые пенсии увеличены с 1 февраля C 1 февраля трудовые пенсии 36,6 млн. российских пенсионеров проиндексированы на 8,8 процента. В результате средний размер трудовой пенсии по старости достигнет 8498 рублей.
  • 23.12.2010 Когда старость будет в радость 17 декабря в Государственную Думу был внесён законопроект, в котором предлагается убрать слово «старость» из формулировки «пенсия по
  • 24.10.2009 Вместо бедности – достаток и достоинствоПланируется ли в ближайшее время повышение пенсионного возраста? Возможны ли в будущем задержки выплаты пенсий – на эти и многие другие вопросы ответил
  • 14.10.2009 Плюс валоризация всей страны«В СМИ периодически публикуется информация о предстоящем в начале следующего года существенном повышении пенсий, при этом всякий раз рядом с диковинным
  • 08.10.2008 Пенсионного чуда не будетВ последние годы правительство всерьёз озаботилось тем, чтобы обеспечить россиянам достойную старость. Казалось бы, все хотят добиться того, чтобы пенсия
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Потерпевший уже никого не проститВ четверг в Тутаевском межрайонном суде началось новое рассмотрение дела, которое решением того же суда
  • Путана приговорена к расстрелу КИТАЙ. 24-летняя гражданка России, жительница Приморского края, приговорена в Китае к расстрелу за распространение
  • Происшествия Ранее судимая за мошенничество дама с Целинной улицы города Рыбинска получила около 30 тыс. рублей с