суббота 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 13 июля 2005

Лучезарная женщина

Сегодня исполняется девять дней, как ушла от нас живописец и график Вера Емельяновна Кузнецова-Кичигина, возможно, самая необыкновенная женщина города. В прошлом году ей исполнилось сто лет – век жизни, век времени. И какая это была удивительная жизнь – прекрасная, счастливая, страшная, трагическая.

автор Инна КОПЫЛОВА.

 

Родилась Вера Емельяновна в Харбине, навсегда полюбила ощущение древности Востока, пагоды и изогнутые керамические крыши, ярко-красные колонны, беломраморные лестницы, а необыкновенные закаты и удивительное небо Китая вспоминала до конца жизни.

Начиналась ее жизнь легко и весело: окончила гимназию, занималась в балетной студии. У Ольги Сергеевны Глушковой, вдовы ярославского художника Спартака Глушкова, хранятся три акварели Веры Кичигиной – три маленькие балеринки, легкие, как весенние бабочки, с дарственной надписью: «Спасибо тебе за Спартака!» Эти балерины – тоже воспоминания о Китае, такой была Вера в самом начале жизни. Но не балет, а живопись стала содержанием ее пути. Потому что случилась встреча с прекрасным художником Михаилом Александровичем Кичигиным в студии «Лотос», созданной русскими эмигрантами. Он волею обстоятельств попал в Китай и прожил там 27 лет, с печалью вспоминая русские пейзажи, русские лица.

Встреча определила всю их жизнь. Среди работ Михаила Александровича есть портрет двадцатилетней Веры – уже не легкокрылая балерина, а молодая красивая женщина с решительным взглядом строгих глаз, с уверенной затаенной улыбкой. Мужа она всегда считала первым и единственным учителем, а работы их обоих будут позднее называть классикой ХХ века.

Такой, как на портрете, была Вера в дни их знаком-ства. И это была очень красивая пара. Автопортрет художника передает нам облик этого человека: ироничный взгляд, мужественный рисунок губ, светлые волосы...

Они и творчеством своим как бы дополняли друг друга – такие разные, такие яркие – на совместных выставках в Кантоне, Пекине, Сеуле, Шанхае, Москве, Петрозаводске, Ярославле.

По настойчивому желанию Михаила Александровича в 1947 году они приехали в Россию – он возвращался, она ехала в незнакомый мир. Мир этот встретил их неласково – ехали два месяца, в Ярославле сначала жили в халупе у художественного училища, потом в Рубленом поселке.

Студенты с первой же встречи прониклись теплой заботой о своем преподавателе, по вечерам ходили по округе, собирали для его печурки обломки досок. На занятия он приходил безукоризненно одетым, кисть в его руке всегда двигалась твердо и четко, краски ложились необычно. Дверь их бедного жилища всегда была открыта для молодых коллег.

Но испытания уже ждали их. В 1950 году Вера Кичигина была репрессирована и только через шесть лет реабилитирована. Как сохранила она в тех условиях светлое отношение к жизни, достоинство, преданность делу?

А судьба продолжала испытывать ее. После смерти мужа, оставшись в одиночестве, она никогда не замыкалась в себе. До преклонного возраста регулярно посещала Союз художников, всегда принося с собой ощущение чего-то необычного: необычно одетая – обожала светлые тона, любила шляпки, кепочки, панамки; необычные разговоры – о Китае, о встречах с Вертинским, другими артистами, художниками. Как всегда, была гостеприимна, и в ее дом знали дорогу люди разных профессий и возрастов, особенно была доброжелательна к молодым коллегам.

Картины Кичигиных есть во многих российских и зарубежных галереях, к 100-летию Веры Емельяновны состоялась выставка в Москве.

Тогда она уже была тяжело больна. Один за другим случились переломы ног, потом она потеряла зрение, а в последние месяцы и слух. Но всегда рядом с ней были друзья.

Многие годы Вера Емельяновна была источником радости и удивления для всех, кто ее знал, вдохновляющим примером того, сколько прекрасного может сберечь в себе лучезарная душа стойкого и талантливого человека.

Читайте также
  • 29.12.2012 Это не их, а моя газета Сколько себя ни помню, всегда слышала при каких-то проблемах: «Позвоните в «Северный край»?!», «Будем жаловаться в
  • 25.12.2012 Юрий КАЗАКОВ:«В Ярославле снижается уровень культуры»Знаете, что мне кажется удивительным? Практически на каждый день календаря приходится чей-то профессиональный праздник – есть день работников Сбербанка
  • 19.12.2012 «Обязательно картина называется портрет» В выставочных залах на Максимова открылась областная выставка, посвящённая одному жанру – портрету.
  • 28.11.2012 Дом, где живут картины Дом художественного творчества (таков официальный статус Даниловской картинной галереи), несмотря на провинциальную прописку, принимает выставки мастеров
  • 20.11.2012 От Твериц до самых до окраин... В выставочном зале Союза художников – юбилейная выставка народного художника России Александра Кариха.
  • 11.08.2004 Сто лет вдохновения Ярославской художнице Вере Емельяновне Кузнецовой-Кичигиной 10 августа исполнилось 100 лет. Век ее жизни был наполнен испытаниями, творческим поиском, надеждами и разочарованиями.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают