пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 29 сентября 2006

Реклама как двигатель свободы слова

нет фото

Сегодня уже невозможно представить нашу жизнь без рекламы. С ее помощью предприятия и организации рассказывают о товарах, информируют об услугах и различных мероприятиях, через публикации в СМИ показывают жизнь и успехи трудовых коллективов, представляют своих лучших тружеников. Когда это делается корректно, умно, талантливо, честно, рекламные объявления и статьи достигают своей цели. Раздражение и неприятие вызывает у людей реклама нахальная, агрессивная, вульгарная. В редакционной почте постоянно есть письма, в которых люди возмущаются засильем рекламных щитов в историческом центре Ярославля, пачками макулатуры, которую упорно рассовывают по почтовым ящикам, беспардонными рекламными роликами.Чтобы ввести всю эту вольницу в законное русло, депутаты Государственной Думы разработали и приняли новый закон «О рекламе», который вступил в силу с 1 июля нынешнего года. Сегодня, спустя два с лишним месяца, уже можно говорить о первых итогах работы в условиях действия нового закона. Об этом и шла речь на заседании организованного газетой «Северный край» и те­-лекомпанией НТМ «круглого стола», в котором принимали участие главный редактор газеты «Северный край» Андрей Григорьев, директор телекомпании «Независимое ТелеМедиа» (НТМ) Александр Кукин, заместитель главного редактора «Северного края» по рекламе Галина Маланова, главный редактор НТМ Антон Голицын. К разговору подключились представители исполнительной и законодательной ветвей власти, а также общественности: руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Наталья Сибрикова, депутат Госдумы РФ Александр Сизов, заместитель председателя Госдумы Ярославской области, председатель наблюдательного совета НТМ Валерий Шамин, член общественного совета газеты «Северный край» Елена Горюшина. Свои вопросы по телефону мог задать любой житель области. Эти вопросы и дали направление состоявшейся дискуссии

автор Сергей КУЛАКОВ

 

Вопрос читателя: «Как вступление в силу нового закона «О рекламе» сказалось на газетах? Не появились ли новые ограничения?» Виктор, Ярославль.

А. Григорьев: Закон, по большому счету, хороший, его авторы смогли учесть многие нюансы, возникшие в последнее время. Запрещена зонтичная реклама водки, когда тот или иной бренд спиртного рекламировался под видом минеральной воды, наведен порядок на рынке медицинской рекламы. Но главный пафос закона в том, чтобы в первую очередь регламентировать рекламу товаров и услуг. А в общественно-политических изданиях рекламируются не только конкретные товары, но и публикуются статьи о предприятиях и организациях, рассказывается об их работе. Часть этих статей печатаются на правах рекламы, в чем нет ничего плохого: редакция просто физически не в состоянии отследить все, что происходит на сотнях больших и малых предприятий области, а они хотят рассказать о себе. Но далеко не все материалы, в которых идет речь о добрых делах и успехах трудовых коллективов, публикуются на платной основе. И вот тут возникает коллизия, которую закон не учитывает. Дело в том, что под определение рекламы, которое дается в статье 3 закона, можно подвести любую публикацию, где в чей-то адрес говорится доброе слово. Это касается даже репортажей со спортивных мероприятий и театральных рецензий. Но ведь нельзя же делать газету из одного негатива.

А. Кукин: По реакции наших зрителей мы тоже видим, что люди устали от черных, желтых новостей, они хотят положительной информации.

А. Григорьев: Вот именно. А сегодня, если задаться целью, то почти любой положительный материал можно расценить как «привлекающий внимание к определенной организации, повышающий ее имидж», то есть как рекламный. В законе нет критериев, по которым можно четко отделить рекламный материал от информационного. Факт бесплатности публикации теперь доказательством не является. Поэтому представитель Федеральной антимонопольной службы может решить, что в СМИ опубликована непомеченная реклама, и неважно, получены за эту публикацию деньги или нет. А это уже квалифицируется как нарушение закона о рекламе и карается штрафными санкциями. Далее вступают в дело налоговые органы, которые, основываясь на заключении ФАС, могут привлечь СМИ за якобы неуплату НДС с мифической суммы. В результате ни одному изданию мало не покажется. Поскольку документ дает возможность трактовать его совершенно по-разному, поэтому, как говорил незабвенный Шарапов, из закона он может превратиться в кистень.

А. Сизов: То, о чем вы говорите, можно отнести к понятию «социальная реклама». Это, например, материалы, показывающие передовиков производства. Правда, надо признать, что в действующем законе такому виду рекламы уделено мало внимания.

В. Шамин: Включаешь телевизор: постоянно на экране президент, министры, другие высшие чиновники. Это что, не реклама? Не пиар власти? Новый закон о рекламе обсуждался достаточно долго, к нам в областную Думу приходил текст, но никто из региональных депутатов своих замечаний не высказал. Теперь мы должны выполнять новые правила, но постепенно готовить поправки в этот закон для их последующего внесения в Госдуму РФ, менять понятийный аппарат. То, что любое упоминание о предприятии есть реклама, – это абсурд! Люди хотят знать, что творится в народном хозяйстве, как живет промышленность. Сколько можно вешать лапшу на уши, пора и правду говорить о ситуации в экономике. Нужно, чтобы в решениях, принимаемых по отношению к СМИ, был здравый смысл. Считаю, что Наталье Михайловне Сибриковой вполне хватит знаний, чтобы отличить, что является, а что не является рекламой, где она соответствует закону, а где является недобросовестной.

Н. Сибрикова: Пока что комментарии к закону о рекламе существуют только в самом общем виде. Но если речь идет о сюжете или материале о конкретном предприятии, то действительно существует опасность скатиться в рекламу. Поэтому при написании текста нужно помнить, что есть федеральный закон о рекламе, чтобы, рассказывая о работе предприятия, вы не перешли грань. А в спорных ситуациях будем проводить тщательный анализ с привлечением специалистов в области русского языка.

А. Кукин: Предлагаю при региональном управлении ФАС создать экспертный совет, который мог бы стать третейским судьей в спорах по закону о рекламе между властью и СМИ.

Н. Сибрикова: Подобный экспертный совет уже существует при Федеральной антимонопольной службе России. Будем создавать такой орган и в Ярославской области. Мы сами еще находимся в стадии освоения закона. В нем много нюансов, которые требуют разъяснений. Хотя споры о том, является материал рекламой или нет, были и при старой редакции закона. И сейчас наказанный рекламодатель или рекламораспространитель может на управление ФАС пожаловаться в суд.

Вопрос телезрителя: «Каким образом составляется программа передач телеканала НТМ? Почему канал отказался от сотрудничества с REN-TV?» Дмитрий, Ярославль.

А. Кукин: На собственное вещание телекомпания НТМ перешла с 3 июля. Во многом это было обусловлено как раз вступлением в силу нового закона о рекламе, который позволил федеральным сетевым партнерам снизить долю рекламы в сетке вещания региональных телекомпаний. Закон ограничил объем рекламы с 15 до 12 минут в час...

А. Сизов: Избиратели довольны таким решением Госдумы РФ. Практически все, кто смотрит телевизор, говорят: это хороший закон.

А. Кукин: Дело в том, что федеральные сети от такого решения не пострадали, так как они перераспределили рекламное время в свою пользу. Если ранее на СТС региональные телекомпании имели шесть минут, а сеть – девять минут рекламы, то теперь за федералами – те же девять минут и только три минуты у местных телевизионщиков. Это делает невыгодным сотрудничество с сетями. Выйдя из-под крыла своего сетевого партнера, мы получили возможность в полной мере получать прибыль от рекламы, но при этом на нас же легла ответственность за наполнение эфира. НТМ сейчас самостоятельно решает вопросы закупки программ и корректировки сетки вещания. Технология этого процесса предельно проста. Ответ на все дают рейтинги, которые учитывают и возрастные, и социальные показатели аудитории телекомпании. Рейтинги позволяют нам объективно оценить предпочтения телезрителей. Они и сами помогают приобрести этот опыт, откликаясь на многочисленные акции и конкурсы телекомпании. НТМ стала первой в регионе интерактивной телекомпанией. Теперь телезрители могут участвовать в выборе сериалов и фильмов, которые они хотели бы посмотреть. Подобная политика открытости дала свои плоды. Рейтинги показывают, что буквально за два месяца аудитория телеканала существенно возросла. Одновременно выросли и поступления доходов от рекламы. Резко увеличилась валовая выручка. И хотя чистая прибыль компании за два месяца после перехода на собственное вещание пока остается на уровне первого полугодия, мы надеемся на ее значительный рост к концу года.

Г. Маланова: Газетам в каком-то смысле повезло с законом о рекламе. Общественно-политические издания по-прежнему могут отдавать под рекламу до 40 процентов площадей. И многие читатели поняли, что жить вообще без рекламы сегодня невозможно. Закон, например, обязывает банки печатать свои балансы. Читатели могут, заглянув в этот баланс, узнать, какое финансовое учреждение более успешно работает, и сделать вывод, в какой банк нести деньги. Нельзя оставить население без рекламы. Проблема лишь в том, что людей раздражает некачественная реклама.

Е. Горюшина: Большая часть простых людей в тонкости не вникают. Главное, чтобы реклама приносила пользу, а не вред. В редакцию поступает много возмущенных писем читателей по поводу рекламы лекарств. Люди не знают, проверяется ли при размещении рекламного объявления качество продукции. Читатели старшего возраста еще с советских времен привыкли доверять печатному слову, так как были уверены, что цензура не пропустит ничего неправильного. Лучше, чтобы с заключениями о пригодности товара выступали врачи.

А. Сизов: Мы как раз это запретили. Теперь в рекламных роликах по ТВ не должны появляться люди в белых халатах, потому что потребители очень им доверяют. Пожалуйста, рекламируй лекарство, но не ссылайся на то, что его поддерживают врачи. Ведь на экранах частенько были не врачи, а актеры. А контролировать достоверность рекламы должна антимонопольная служба.

В. Шамин: В управлении ФАС по Ярославской области всего 17 человек. Кто будет проводить проверки? Это же не налоговая инспекция, чьи штаты превышают тысячу человек.

Н. Сибрикова: Нельзя же быть людям такими доверчивыми! Сколько мы предупреждали потребителей относительно рекламы лекарств. Дедушка купил медальон и с его помощью хотел вылечить серьезное заболевание. Естественно, рекламируемый товар не помог, и человек написал нам жалобу.

В. Шамин: Прошло только пятнадцать лет с начала жизни в условиях рынка. Дайте время – и люди будут сами ориентироваться, что такое хорошо и что такое плохо. Я, например, не клюну на приманки, у меня есть собственное мнение.

Вопрос читателя: «Какова система контроля за соблюдением закона о рекламе?» Николай, Рыбинск.

Н. Сибрикова: Каких-либо особых перемен в системе контроля за исполнением законодательства о рекламе не будет. Мы в основном используем заявительный принцип и очень приветствуем, если к нам поступают грамотно оформленные жалобы. Конечно, мы и сами занимаемся мониторингом СМИ, выявляя факты ненадлежащей рекламы. Очень неплохо развито взаимодействие с органами прокуратуры, которые были весьма активны последний год. Должна отметить, что количество зафиксированных нарушений закона о рекламе год от года увеличивается. На середину сентября 2006 года нами было возбуждено 244 дела (за прошлый год всего 100). С начала этого года было вынесено 126 постановлений о наложении штрафов (за прошлый год – 49). Сумма наложенных штрафов выросла с 1 млн. 451 тыс. рублей в прошлом году до 4 млн. 829 тыс. рублей на середину сентября. Преобладают нарушения правил распространения наружной рекламы.

Вопрос читателя: «В нашем подъезде почти все время валяются под ногами бесплатные рекламные издания. Они нам не нужны. Есть какие-то правила их распространения?». Ирина, Ярославль.

А. Григорьев: Иначе как печатным спамом я назвать их не могу. У нас почему-то пока борются только с электронным спамом – рекламными SMS-сообщениями, посланиями по электронной почте. А на то, что в страшных количествах распространяется по почтовым ящикам, – ноль внимания. В Германии, например, давным-давно придумали методы борьбы с печатным спамом. Как мне рассказывал редактор мюнхенской газеты «Зюддойче цайтунг», там каждому новому изданию дают возможность бесплатного распространения на месяц – не более, а потом обязывают выставлять пусть символическую, но вполне реальную цену. Нужно прийти на почту или в банк и заплатить эти деньги. Тем самым, покупая или подписываясь на издание, гражданин подтверждает свое желание получать именно эту газету. А у нас сегодня получается, что листки, которые распространяются бесплатно, просто паразитируют на газетном рынке, потому что редакционные расходы у бесплатников очень низкие и они могут выставлять маленькие расценки на рекламу, отнимая «хлеб» у местных общественно-политических газет, издавать которые очень дорого.

Нужно ввести немецкое правило и у нас. Когда человек будет вынужден заплатить хотя бы 20 копеек в год за рекламное издание, его тираж упадет в десятки раз. Рекламодатель тогда будет решать, куда пойти: в почти бесплатное издание, которое только раздражает людей, или в серьезную газету, которая гарантирует читателя. Нужно дополнять федеральный закон. Это стало бы реальной поддержкой государством свободы печати.

А. Кукин: Я бы хотел поддержать коллегу с цифрами в руках. Доходы от рекламы в России у телекомпаний растут на 35 – 40 процентов в год, а у газет – только на 10 процентов. То есть речь идет лишь о покрытии инфляции. Действительно, демпингующие бесплатные рекламные издания мешают серьезным газетам развиваться.

А. Сизов: Мы готовы обсудить поправку в закон о рекламе о запрете бесплатных рекламных изданий. Готовьте соответствующий законопроект. Его можно внести в Госдуму РФ как через областную Думу в порядке законодательной инициативы, так и через ярославских депутатов российского парламента. Будем лоббировать интересы читателей.

* * *

Из статьи 3 федерального закона «О рекламе»:

– реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;


– социальная реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.



* * *
От редакции. В этом материале мы, конечно же, осветили лишь часть вопросов, затронутых во время обсуждения на «круглом столе». Ответы на другие можно найти на сайте телекомпании НТМ в Интернете по адресу: http://www.ntm-tv.ru/.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают