четверг 18

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 06 ноября 2008

Кризис и малый бизнес

Ещё идеологи перестройки утверждали: в рыночной экономике сектор малого бизнеса должен быть не менее 40 процентов всех производительных сил, а желательно – не менее половины. Тогда экономика страны будет менее подвержена кризисам. И вот настал момент на деле проверить это утверждение. Крупные предприятия уже приступили к сокращению персонала. А что происходит в их малых и средних собратьях хотя бы в нашем Ярославском регионе, традиционно считавшимся одним из индустриально развитых?

автор Дмитрий ПИХТО

 

Начать мы решили с туристической фирмы – именно о туризме сегодня рассказывается больше всего «страшилок». Дескать, народ ездить теперь не хочет, да и возить его нынче не на чем. Менеджер туристического агентства «Лега Тур» подобного пессимизма не разделяет.

– Сегодня серьёзные проблемы возникают у тех агентств, которые делали ставку на «конвейерный» подход, то есть ориентировались на большое количество клиентов при ограниченной базе зарубежных контрагентов. Говоря проще, отправляли людей тысячами в наиболее популярные страны, вроде Турции или Египта. Именно их контингент и отказывается сегодня от путешест-вий, оставляя зарубежные туры до лучших времён. Наши постоянные клиенты от своих планов отказываться не хотят. Если же у них и возникают какие-то сложности, у нас есть возможность быстро отреагировать на ситуацию, принципиально желания клиентов не ущемляя. То есть можно путешествовать не 14, а 10 дней. Или найти тур в аналогичную по условиям страну, до которой в два раза ближе (то есть – дешевле) лететь.

Но даже если предположить худшее – вся клиентура уходит, и новая формируется с большим трудом, мы всё равно свои позиции сохраним. У нашей фирмы минимальные производственные расходы – помещение собст-венное, стоимость доступа в интернет сегодня предельно демократична, реклама нам особенно не нужна, поскольку мы ориентированы на личные контакты. Кризис, даже самый тяжёлый, не вечен, а желание путешествовать в людях неискоренимо. Более того, оно будет нара-стать, особенно у тех, для кого охота к перемене мест стала привычкой.

Поэтому, даже после очень сильной стагнации мы надеемся вернуться к своей деятельности в максимально короткие сроки. Но это, подчеркиваю, только в самом пессимистичном варианте развития событий.

Ещё один вид деятельности, в которой малый бизнес традиционно играет основополагающую роль, – операции с недвижимостью. Тут «сводки с полей» ещё более истеричны. В Москве падают цены на жильё. Рушится ипотека. Столица уже не тот город, продав в котором «двушку» среднего класса, можно купить шато на побережье Лазурного моря. А Ярославль?

– В нашем городе рынок недвижимости «замёрз», – говорит учредитель риэлторской компании Вера Миронова. – Люди, вложившие деньги в инвестиционную недвижимость (особенно престижного класса), совершенно не желают реагировать на тренд понижения. Квартира – не акция, избавляться от неё в «пожарном» порядке, теряя огромные деньги? Но она может быть источником прибыли и оставаясь в собственности.

Более того, сегодня, когда рынок купли-продажи нового жилья остановился, активизировался рынок найма. Часть пустующего жилья ушла на рынок найма элитного, ещё часть вторичного жилого фонда заселили вновь появляющиеся семьи, поэтому дефицит на рынке сдаваемого жилья весьма серьёзен. Кстати, именно он в части прочих факторов привёл к всплеску ипотеки в Ярославле ещё до кризиса.

Естественно, что жить в своей квартире, выплачивая по 20 – 30 тысяч рублей, комфортнее, чем снимать жильё, практически за ту же сумму со всем присущим найму дискомфортом. Желающие приобрести недвижимость лишены возможности кредитоваться, и поэтому говорить о повышении цен тоже нельзя. Цены в Ярославле падают сегодня только на недостроенное жильё, потому что в условиях отсутствия «быстрых» и «дешёвых» кредитов совершенно непонятно, как и когда его в этих условиях достроят. Поэтому для риэлторов сегодня предельно важно доброе имя и умение работать в широком спектре услуг. К примеру, рынок вторичного жилья сохранился – люди решают «квартирный вопрос», невзирая на кризисы. Имеются хорошие перспективы у рынка найма. И, как бы это на первый взгляд странно ни звучало, в такой ситуации у небольших, но мобильных агентств с хорошей клиентской базой и с «чистым» послужным списком, есть определённое преимущество перед своими более крупными конкурентами.

Но самое интересное состояние дел у торговцев автомобилями. Трудно поверить, но с середины лета в Ярославле стоит бум продаж самых простых моделей… АвтоВАЗа. С чего вдруг такая любовь к отечественному товаропроизводителю? А просто народ, спешно снявший с банковских счетов свои кровные 150 – 200 тысяч рублей, не будет же их держать под подушкой. И вложить их толком не во что, особенно, когда перспектива провести пять-шесть ближайших лет на даче становится всё более насущной. Для ВАЗа радости в этом особой нет. Потому что ещё очень нескоро наши сограждане скопят хотя бы по двести тысяч целковых, чтобы отдать отечест-венному автопрому.

Зато Сергей – из породы российских «левшей» и «мастеров на все руки» – уверен: эти машины не дадут ему пропасть в ближайшие пять-шесть лет.

– Станции технического обслуживания, случись что-то подобное дефолту 1998-го, – скоро будут ломить такую цену нормочаса, что мало не покажется никому, – уверен Сергей. – Значит, автослесари, у которых руки откуда нужно растут и которые располагают хотя бы минимумом условий, не пропадут точно. «Жигулей»-то в послед-нее время много напродавали, даже «классики». Конечно, можем мы и «фирму» ремонтировать, но пока сертифицированные центры нам серьёзно переходили дорогу. У них хоть и цены были выше, но и доверяли им владельцы иномарок больше. А сейчас народ будет копейку считать...

Что же касается иномарок, то спрос на них пока не упал… В сравнении с Москвой, конечно, где смена автомобиля хотя бы раз в два года считалась чем-то само собой разумеющимся. Более того: до сих пор развивается предложение. Совсем недавно на въезде в город со стороны Москвы (в помещении бывшего продуктового магазина) открылся очередной автомобильный салон. Торгует брэндовыми моделями. Называется «Тренды-брэнды». Это, конечно, шутка, но есть в ней и доля правды – пока брэнды пылятся в ожидании хозяина, персонал потихоньку отдыхает.

– А чего дергаться, – заметил один из менеджеров, мудро определив, что «Шевроле» будет ждать автора этих строк до следующих финансовых заговен, – за помещение хозяин давно и надолго вперёд заплатил, авто обратно не погонишь. А одна продажа в месяц уже позволит концы с концами свести. Наверное…

Заместитель директора департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области Александр Васильевич Рябухин считает, что подобное отношение представителей малого бизнеса к явлениям планетарного масштаба легко объяснимо причинами сугубо экономическими.

– Чем фирма меньше, тем меньше у неё всяческих обременений, – считает Александр Васильевич. – Как правило, частные предприниматели работают на собственных средствах, то есть не так зависят от возможности кредитоваться, как крупный и средний бизнес. Ещё одно преимущество – малая зависимость от рынка наёмной рабочей силы. Если частный предприниматель сам является исполнителем своих бизнес-планов, конкуренты физически не могут перекупить его лучших сотрудников и осложнить ему жизнь. Плюс ко всему – малый бизнес по-настоящему мобилен. Сменить направление деятельности гораздо проще той фирме, которая состоит из нескольких человек, чем той, где больше сотни сотрудников, которых в этом случае нужно как минимум переучить. И вернуться к основной сфере деятельности, когда явления кризиса уменьшат влияние на экономику, для малых фирм будет существенно проще.

Стало быть, абсолютно правильно двадцать лет власти России на всех уровнях упорно произносят заклинания по поводу того, что нужно развивать малый бизнес и помогать ему. А на деле? Развивали? Помогали? Не верили. Но теперь именно малый бизнес в кризисе устоял. А потому: что ему сделаешь? С ним уж чего только не делали – жив курилка.

Читайте также
  • 09.11.2012 У малого бизнеса в глубинке есть свои козыриНебольшой продуктовый магазин и раздельный сбор мусора; автолавки с лекарствами и товарами первой необходимости для дальних деревень и фотостудия, где
  • 18.10.2012 Технопарки как стимул для бизнесаНужны ли ярославцам технопарки? Насколько их строительство совпадает с общими тенденциями развития российской экономики? На эти и другие темы сегодня рассуждает
  • 13.07.2012 Правительство поддержит малый и средний бизнес Правительство региона увеличивает поддержку малому и среднему бизнесу.  
  • 04.07.2012 Как создать своё дело? Как пройти путь от бизнес-идеи до бизнес-проекта? Об этом пойдёт речь на мастер-классах, которые в сентябре проведут для рыбинской молодёжи профессионалы малого бизнеса.
  • 04.10.2011 Бизнес – малый, отдача – большая В минувшую пятницу в общественно-культурном центре Рыбинска состоялось выездное заседание Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при губернаторе области.
  • 13.03.2003 Компьютер вытесняет человека Российский рынок труда вступил в период коренных преобразований, которые уже совершились в развитых странах мира. Постепенно будут высвобождаться люди,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают