четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 09 апреля 2003

Уроки капитализма

Вдоль автомобильной дороги из Варшавы в город Вроцлав, которая пересекает всю Польшу, то и дело возникала густая дымовая завеса. Это поляки, отапливая свои дома, жгли каменный уголь. Даже в комфортабельный автобус пробирался его запах. Мне он был неприятен, однако местное население привыкло дышать таким воздухом.

автор Евгений СОЛОВЬЕВ.

 

Уголек или жизнь Польша - достаточно газифицированная страна, но газовое топливо она покупает у России по мировым ценам (примерно в 3 - 4 раза дороже, чем у нас), поэтому удовольствие обогреваться им может позволить себе не каждый. Возле двухэтажных домов со встроенными гаражами, обустроенными садиками и прочими атрибутами достатка заметны небольшие резервуары для газа прямо перед входной дверью. Это дома зажиточных поляков - единицы в средней, небогатой Польше. Основная масса топит дома родным каменным углем. Капитализм в страну бывшего соцлагеря пришел быстро, Польша - этакий ветеран буржуазных преобразований, чей жизненный опыт на этом пути может пригодиться и России. После открытия железного занавеса 70 процентов местной экономики перешло в собственность иностранцев. Особенно здесь были активны европейцы. Результат - многие польские заводы ликвидированы, остальные сжались в несколько раз. Им на смену пришли европейские фирмы, построившие здесь сборочные и производственные предприятия. Это сделали, к примеру, автогиганты "Вольво", "Мерседес", "Фольксваген", "Тойота", "Ман", транснациональные пищевые компании типа "Кока-Колы" или "Кэдбери". Финансовая система Польши также по большей части перешла в руки иностранцев - банк может иметь и местное название, но контрольный пакет его акций принадлежит французам или немцам. В итоге сегодня главной социально-экономической проблемой страны является безработица. В Польше на бирже официально (!) зарегистрировано более 18 процентов трудоспособного населения. Как сказали сотрудники российского посольства, половина неработающих - молодые люди. Все они получают пособия, которых едва хватает на жизнь, причем само государство выкручивается, чтобы найти деньги на эти громадные социальные выплаты. В западных экономически развитых крупных центрах безработица меньше, в сельских районах она может достигать 40 процентов. Поэтому в Польше сколько угодно случаев, когда жители в безлюдных местах останавливают поезд с углем и, угрожая машинисту расправой, высыпают топливо из вагонов. Кражи цветных металлов - другой бич этой страны. Такая высокая безработица, как признаются сами поляки, еще не предел - на очереди реструктуризация местной металлургии и угольной промышленности. Ельчинский тупик Яркий пример того, что сделал капитализм с местными предприятиями, демонстрирует производитель автобусов и грузовиков - автомобильный завод "Ельч", некогда бывший монополистом. Он расположен в 30 км от Вроцлава в Нижнесилезском воеводстве. Его начали строить в 1942 году военнопленные разных национальностей для производства башен к немецким танкам. На стройке погибло около 12 тысяч человек - немцы были столь аккуратны, что записали даже эти сведения. После войны на завод свозили всю технику с полей сражений и собирали из нескольких машин одну. Потом предприятие начало выпуск грузовиков и автобусов по соглашению с чехословацкой фирмой "Кароса". В 1972 году у французской фирмы "Берлиет" закуплена лицензия на производство автобусов, потом также был налажен выпуск автобусов по соглашению с фирмой "Икарус". В эти славные времена, когда на грузовиках "Ельча" работала вся польская экономика, на предприятии трудилось 9 тысяч человек. Завод выпускал около 13 тысяч различных видов машин. После приватизации в 1994 году предприятие купил местный промышленник пан Засада. Не выдержав конкуренции с западными производителями, предприятие ужалось - теперь на нем работает около тысячи человек, которые в прошлом году выпустили не более 600 автобусов. Большая часть цехов сдана в аренду. Рядом в поле расчищается стройплощадка - концерн "Тойота" собирается за полгода построить здесь завод по производству двигателей. Как полякам, которые собирают машины из комплектующих от зарубежных производителей, сражаться за рынок с иностранцами, если цены на продукцию "Ельча" всего на 10 - 15 процентов меньше цен "Вольво" или "Мерседеса"? Потребитель, как говорится, голосует злотым. Весьма красноречиво и то, что такси в Варшаве - это "Мерседес S320", на таком представительском автомобиле у нас ездит председатель областной Думы Андрей Крутиков. Каких-либо масштабных госзаказов в Польше нет - все диктует рынок. Единственное, что пока держит завод на плаву, - выпуск так называемых школьных автобусов для польских детей и надежды на вступление страны в Европейский союз - авось найдется небольшая ниша на огромном европейском автомобильном рынке. Профсоюз автозавода "Ельч", когда мы посещали предприятие, объявил о забастовке из-за того, что работодатель не согласился повышать зарплату. Сейчас работники в среднем получают около 300 долларов (средняя зарплата в стране - 500). Хорошо иметь дачку в Варшаве Кстати, о польском уровне жизни. В среднем поляки платят за свою квартиру (в зависимости от местоположения, прав собственности, метража, износа и т. д.) около 100 долларов. При этом бюджетники - врачи и учителя - получают не более 200 долларов, что по местным меркам очень мало. Недаром Вроцлав - достаточно богатый город - встретил ярославцев объявлением о забастовке персонала больниц. Система здравоохранения много задолжала всем и за все: своим работникам, энергетикам, за расходные материалы и лекарства. В конце прошлого года в психиатрической больнице Вроцлава врачи даже грозились объявить голодовку из-за задержек зарплаты. Около 470 сотрудников клиники закрылись в помещении больницы, не выписывали выздоровевших пациентов, а новых принимали только в случае угрозы их жизни. После этого медсестры, протестующие против невыплаты зарплаты за несколько месяцев и закрытия своей больницы, обратились к консулу Нидерландов с просьбой предоставить им политическое или экономическое убежище. Средний медицинский персонал этой больницы около месяца голодал, потерявших сознание женщин заменяли коллеги. 23 медсестры отдали свои паспорта представителям государственной власти и заявили: "Мы не хотим быть гражданами Польши, где не платят зарплату за наш тяжелый труд и пытаются закрыть нужную людям больницу". Консул Нидерландов Войцех Зипсер тогда сообщил протестующим: "Нет возможности получения убежища или смены гражданства". Однако добавил, что можно организовать набор медсестер этой больницы для работы у него в стране. Но тогда они должны успешно закончить курсы голландского языка. Он также сообщил, что эта категория работников здравоохранения зарабатывает в Голландии в среднем ежемесячно от 1500 до 1900 евро - примерно в восемь раз больше, чем получают польские медсестры. Пенсионерам в Польше повезло больше, чем бюджетникам. Среднее пособие по старости в государстве равно 500 - 600 долларам. Такова же средняя зарплата. Эти доходы позволяют оплачивать полную стоимость услуг ЖКХ, покупать продукты и товары длительного употребления. По официальным данным, за годы реформ потребление товаров и услуг в стране выросло в 2 - 3 раза. Надо сказать, что в Польше цены на продукты питания сравнимы с нашими, а по некоторым товарам даже несколько ниже. Скажем, 1 кг картошки стоит 7 рублей (у нас 13 - 14), чашка натурального кофе в кафе - 25 рублей, литр сока - 30 рублей. Малоимущих спасают в Варшаве дачные участки, которые расположены чуть ли не в центре города. Для местных властей это большая проблема - дорогая земля используется столь неэффективно. Жилье во Вроцлаве, городе - соседе Дрездена и Праги, даже дешевле, чем в Ярославле. Двушку в центре города (60 кв. м) можно приобрести за 28 тысяч долларов. Иностранцы (в том числе и русские) охотно скупают такую недвижимость - после вступления страны в ЕС цены на имущество в Польше должны вырасти. Большие надежды поляки возлагают на вхождение страны в Европейский союз. Референдум по этому вопросу намечен на лето, и скорее всего, большинство поддержит курс правительства. Европа уже обещала Польше 14 млрд. евро на строительство дорог и социальные программы. Кроме того, поляки рассчитывают найти более высокооплачиваемую работу в развитых странах. Возможно, тогда число безработных в стране уменьшится. Хотя обольщаться не стоит - сегодня Франция и Германия также стоят перед дилеммой: что делать с безработицей, достигшей 8 - 11 процентов? Увы, таковы тенденции развития рыночной экономики. Фото автора.

Читайте также
  • 19.12.2012 В Рыбинске на морозе рвануло теплотрассу Вчера в 10.50 в городе Рыбинске в центральной части (район старого города) произошло отключение теплоснабжения. Без тепла остались 175 жилых домов, в которых живут более 10 тыс.
  • 17.11.2012 В зоне риска – каждый десятый Кто и как заботится о нашем психическом здоровье, помогает его восстановить и сохранить? Об этом и о многом другом мы беседуем с главным врачом
  • 27.10.2012 Продолжая дело Михаила Бормоткина Сегодня в Большом Селе празднуют юбилей бывшей земской, ныне центральной районной больницы. Ей 110 лет!  
  • 03.10.2012 Проверка показала: область на верном пути В Ярославской области завершилась комплексная проверка реализации программы модернизации системы здравоохра­нения. Чтобы подвести её итоги, вчера в
  • 09.08.2012 И не больница, и не поликлиника В Угличе открылся «Центр здоровья». Он создан при Центральной районной больнице, но это не больница – ни палат, ни коек.  
  • 05.07.2012 Громкую музыку заглушила перестрелкаВ Борисоглебском районе Ярославской области компания отдыхающих военных вступила в конфликт с уроженцами Кавказа, в результате перестрелки пять человек получили ранения.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Неплательщикам пощады не будет МОСКВА. Сегодня 25 процентов налогоплательщиков продолжают жить и работать «в тени». Такое заявление
  • Реформы пошли Ставший два месяца назад генеральным директором Ярославского завода дизельной аппаратуры Алексей Коромыслов
  • Литовцы хотят в ЕС Граждане Литвы высказались за вступление страны в Европейский союз на референдуме, прошедшем в стране