среда 09

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 01 октября 2008

Цена свободного слова

нет фото

1 января 1898 года, 110 лет назад, в Ярославле вышел первый номер либерально-демократической газеты «Северный край» – одного из первых в России неправительственных печатных изданий. В ознаменование этой даты мы продолжаем публикации об истории и людях, сумевших в этот период жёсткой правительственной цензуры объективно отражать жизнь, важнейшие события и настроения общества в Ярославской, соседних с ней северных губерниях и в целом России.

автор Роман НЕВИНИЦЫН

 

Газета «Северный край» стала выходить не только в год чрезвычайно сложной политической обстановки в стране, но и в условиях, когда в абсолютном большинстве губерний периодические печатные издания были большой редкостью и финансировались, как правило, из губернской казны. На какие же средства местной либерально настроенной интеллигенции удавалось выпускать практически независимую газету, смелости и объективности которой несказанно удивлялся посетивший Ярославль лидер либерально-монархической партии, историк Павел Николаевич Милюков.

КТО ПЛАТИТ, ТОТ И ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ

Финансовая составляющая издания любого печатного органа является неотъемлемой частью его истории. Ряд изданий вынужден был закрыться, не выдержав тяжести долговых обязательств. Но коммерческая деятельность дореволюционной провинциальной печати мало изучена исследователями.

Рассмотрим материальное положение газеты «Северный край», основные статьи её доходов, методы увеличения прибыли.

Основателем, издателем и редактором первой ярославской ежедневной газеты был, как известно, Эдуард Германович Фальк, присяжный поверенный и владелец типо­графии. Газета обслуживала не только Ярославскую, но и Костромскую, Вологодскую, Архангельскую, Владимир­скую губернии. В ней выходили материалы из Тверской, Новгородской, Олонецкой и Вятской губерний. Тираж печатного органа достигал 8 тысяч экземпляров.

Уже первые номера «Северного края» были высоко оценены коллегами. Так, московский «Курьер» отнёс газету к числу «лучших органов провинциальной печати, так небогатой хорошими изданиями».

РЕДАКТОР – ОН ЖЕ МЕЦЕНАТ

Первоначально все расходы по изданию газеты нёс на своих плечах её основатель Э. Г. Фальк. «Вместо того, чтобы спокойно получать доходы от имущества и наживаться от адвокатской практики, он затеял газету, которая втягивала его в долги, отвлекала от адвокатуры». Как вспоминал сотрудничавший в ней Д. И. Шаховской: «Материальные дела... всегда были не блестящи, вернее сказать, они всегда были в таком критическом положении, что только энергия Эдуарда Германовича... спасала от крушения». За первые два года газета принесла долговых обязательств на 30000 рублей.

После смерти в декабре 1902 года Э. Г. Фалька материальную сторону дела взяло на себя товарищество пайщиков. Большинство среди акционеров «Северного края» представляла местная интеллигенция. Среди них принимавшие активное участие в газете Д. И. Шаховской, В. М. Михеев, Н. П. Дружинин, С. А. Мусин-Пушкин, П. А. Критский, Н. В. Романов. В состав товарищества вошли местные врачи, инженеры, присяжные поверенные, предприниматели. Паи были двух видов: 500 и 1000 рублей. Первый могли уплатить лица, принимавшие участие в работе редакции. Деньги вносились и в рассрочку, допускались задержки платежей пайщиками.

С изменением формы соб­ственности положение органа печати упрочилось. Был составлен капитал на покрытие возможных в первые два года расходов.

О финансовых затруднениях свидетельствует смета на 1906 год. Запланированная прибыль составляла 53168 рублей, расходы – 65310 рублей. В итоге – дефицит порядка 12000 рублей в год.

ЧИТАТЕЛИ О ГАЗЕТЕ
Главный архитектор города Ярославля Аркадий Бобович: – Я постоянный читатель «Северного края» уже много-много лет. И могу сказать, что читаю газету с большим удовольствием. Газета давно утвердила свою репутацию как издание, где можно почерпнуть информацию обо всех событиях и обо всех проб­лемах города и области. Причём информацию объективную. С особенным интересом я читаю статьи о вопросах охраны исторического и архитектурного наследия, о строительстве. Об этом чаще всего пишут Юлиан Надеждин, Татьяна Егорова. Их материалы всегда интересны и запоминаются. Конечно, нередко на страницах газеты появляется критика в мой адрес, но я считаю, что это хорошо. Без критики вообще невозможно работать. Одно дело твоё собственное мнение, но нужно же всегда и другие мнения выслушивать и учитывать. Нужно знать реакцию общества на твою работу. И бывает, может, ты с критикой не совсем согласен, но выслушать другое мнение всё равно необходимо. Тем более, что в «Северном» критика, как правило, корректная и конструктивная, в отличие от некоторых других изданий, не будем уж показывать пальцем, каких. Так что в канун 110-летнего юбилея газеты хочу пожелать коллективу редакции и впредь поддерживать статус наиболее солидного, объективного, глубокого печатного издания в Ярославле.
Первой в статьях доходов стояла подписка, приносившая 22000 рублей в год. 1000 экземпляров распространялось в Ярославле, а 2500 – в губерниях Севера и Верхнего Поволжья. Оставшиеся 4500 реализовывались в розницу через газетные киоски, книжные магазины, отделения «Северного края», торговую сеть В. А. Грингмута на железных дорогах.

Подписка с доставкой составляла на год 8 рублей, на полгода – 5, на месяц – 1 рубль. Номер продавался за 5 копеек – цена большинства ежедневных газет. Самой дешёвой газетой губернии тогда являлся «Ярославский вестник» – 4 рубля. Самым «недоступным» был «Вестник Рыбинской биржи» – 12 рублей. Если сравнивать с провинциальной прессой других регионов, то цена «Северного края» была не так высока. Крупные ежедневные газеты дешевле 8 рублей обычно не стоили. Так, подписная цена на «Дон­скую речь» (Ростов-на-Дону) составляла 8 рублей, на «Волжский вестник» (Казань), «Бессарабец» (Кишинёв) – 9, «Одесские новости» (Одесса) – 10, «Приднепровский край» (Екатеринослав) – 12.

СКИДКИ МАЛОИМУЩИМ

Однако 8 рублей за газету мог позволить себе не каждый. На это указывали и сами подписчики: «Я, конечно, понимаю, что дешевле вы не можете дать её, но это понимают не все, и в глазах многих – это крупный недостаток». Поэтому газета проводила гибкую ценовую политику. Для преподавателей народных училищ, студентов, сельских священников предусматривались скидки. Сумма могла быть внесена по частям.

С 1901 года была снижена стоимость месячной подписки с 1 рубля до 75 копеек. Подписчики, оплатившие сразу 8 рублей в ноябре-декабре уходящего года, до января получали газету бесплатно. А высылка 14 копеек марками позволяла получать её в течение недели. Таким образом, «Северный край» старался увеличить число читателей, расширить регион распространения и своё влияние.

Газета стремилась добиться роста доходов. Одной из таких мер было соглашение с комитетом выставки Северного края, проходившей в Ярославле в 1903 году. В результате издание стало официальным органом мероприятия, имевшего большое число участников и широкий общественный резонанс в целом ряде губерний. В газете появился специальный отдел, в котором регулярно с 1 августа по 1 октября освещались подготовка и проведение выставки. Интересующиеся экономической и культурной жизнью Севера могли выписать издание на этот период. Для компенсации расходов на «Северный край» Э. Г. Фальк в 1899 году начал издание коммерческой газеты «Ярослав­ский листок объявлений».

ТИРАЖ – ОСТРОТОЙ ПЕРА

Помимо чисто коммерческих приёмов использовались и литературные. Так, весной 1905 года редакция командировала в Рыбинск фельетониста Н. А. Снегульского, писавшего под псевдонимом Саур. Целью поездки было написание им злободневных и острых материалов о местной жизни и посредством этого увеличение тиражей. Значение талантливого сотрудника для «Северного края» подчёркивал его коллега И. А. Волков: «Без фельетонов Снегульского слабо шла розница газеты».

Реклама приносила значительно меньше денег в бюджет ярославской газеты, чем это характерно для современных изданий. Поступления по этой статье доходов составляли всего 12000 рублей в год. «Северный край» – единственная газета Ярославля на тот период, в которой регулярно размещались объявления крупных, в первую очередь, столичных рекламодателей. Это свидетельствует о высоком уровне издания и его респектабельности. Больше всего рекламы выходило в воскресных номерах. Рекламные объявления приятно поражают качест­вом печати, разнообразием изображений и шрифтов. Бросающееся в глаза отличие от современных газет – наличие информации о других органах печати. Так, «Северный край» размещал свою рекламу в местных «Епархиальных ведомостях», а сам печатал объявления с предложениями о подписке многих провинциальных и столичных газет и журналов неконсервативного направления.

«Северный край» в отличие от современных газет и многих того времени большую часть своего существования был убыточным предприятием. Но создавался печатный орган в первую очередь, чтобы проводить в сознание общества определённые ценности и идеи. Журналист издания А. В. Тыркова вспоминала, что Э. Г. Фальк основал «Северный край» «с целью прийти на помощь глухому, до сих пор почти безмолвному Северному краю, призвать таившиеся в нём силы, дать им в лице своей газеты и опору, и голос». Эта задача была им выполнена. И значение газеты именно как общественной трибуны местных оппозиционных сил нельзя недооценивать и сравнивать с материальными затратами.

Читайте также
  • 28.12.2012 Деятели культуры поддерживают «Северный край»Угроза закрытия газеты «Северный край» беспокоит наших читателей. Они выступают против ликвидации издания в его нынешнем формате.
  • 30.11.2011 Человек, разбудивший провинциюЖурналистика - это не просто газеты и журналы, но, в первую очередь, сотрудники, их взгляды, идеалы, характеры. Коллектив печатного органа - совокупность
  • 29.04.2010 Старейшее в областиСегодня исполняется 150 лет самому старейшему в области периодическому изданию – газете «Ярославские Епархиальные ведомости». Первый
  • 18.03.2010 Газетный бум по-романовскиВ Тутаеве зарегистрирована уже шестая газета.
  • 22.11.2008 Издание со своим лицомВ современной жизни Ярославля и области присутствуют многие интересные явления – общественные и культурные, но лишь немногие из них могут претендовать на статус знаковых.
  • 02.06.2006 «Берега» в финансовом туманеДележка бюджетного тришкина кафтана властными структурами Тутаевского района обернулась настоящим бедствием для газеты «Берега». Именно на ней решили сэкономить
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают