пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 8

суббота, 08 ноября 2008

Маяковский – это любовь

Практически незамеченной прошла в этом году недостаточно «круглая», но заметная дата. Исполнилось 115 лет со дня рождения Владимира Маяковского.

автор Ирина ШИХВАРГЕР

 

Может, потому, что Маяков-ский, поэт революции, уж очень сейчас не ко времени и не ко двору. И странно читать нам, сегодняшним: «В поцелуе рук ли, // губ ли, // в дрожи тела // близких мне // красный // цвет // моих республик // тоже // должен // пламенеть».

Но стоит постараться и очистить своё сердце от накипи, чтобы ощутить великую силу любви в этих глубоко искренних строчках Маяковского. Той любви, что в этом же стихотворении звучит тихой лаской, обращённой к любимой женщине: «Иди сюда, // иди на перекрёсток // моих больших // и неуклюжих рук». А вот ещё: «Я люблю зверьё. // Увидишь собачонку – // тут у булочной одна – // сплошная плешь, – // из себя // и то готов достать печёнку. // Мне не жалко, дорогая, // ешь!» Маяковский весь – любовь. Огромная, не вместившаяся в свою эпоху и не вмещающаяся в нашу. К этой любви – обжигающей и очищающей – посчаст-ливилось прикоснуться нам – тем, кто пришёл в начале ноября на литературный вечер в ярославскую библиотеку имени Лермонтова.

Нашей гостьей была филолог Нелли Вильямовна Андреева. Для неё всё, что связано с Маяковским, – не просто история литературы, а глубоко личное переживание, часть собственной жизни. Дело в том, что в 1964 году, в конце хрущёвской «оттепели», она, москвичка, в то время студентка Московского педагогиче-ского института имени Ленина, познакомилась и подружилась с замечательными людьми, входившими в «агитбригаду Маяковского».

Об этой Бригаде сейчас уже почти никто не знает, да и тогда знали немногие. Это содружество творческих людей, объединённых рыцарской любовью к Маяков-скому, было по сути дела нелегальной организацией. Встречи и концерты Бригады проходили в квартире её руководителя, научного сотрудника литературного музея Артемия Григорьевича Бромберга. И приглашались на эти встречи люди надёжные. Почему же нужна была такая конспирация? Ведь Маяковский к тому времени был не просто признанным поэтом, а официальным знаменем советской поэзии. Да да в том и дело, что официальным. А подлинный Маяковский, живой, страдающий, несовместимый с казённой фальшью, был задавлен этой официальностью. На встречах Бригады царила атмосфера дружества и свободы – тот воздух, в котором только и может по-настоящему жить поэзия. А какие люди туда приходили! Поэт Алексей Елисеевич Кручёных, сподвижник Маяковского, очень пожилой, интереснейший человек. Совсем ещё молодой, но уже известный Евгений Евтушенко. Великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина… А душой Бригады, человеком, увлекавшим и объединявшим всех, был Артемий Бромберг.

Бригада Маяковского возникла в начале 1930 года, когда Маяковский создал и открыл свою юбилейную выставку «20 лет работы». Эта выставка, как и вся тогдашняя жизнь Маяковского, сопровождалась откровенной травлей – живой поэт стал неугоден установившейся системе; это потом, уже мёртвого, она его возвеличила. Но на эту выставку пришли молодые, горячие, влюблённые в творчество Маяковского люди. Они-то, защищая поэта, и организовали Бригаду Маяковского. Через несколько десятилетий, пройдя вместе со страной через многие трагические испытания, постаревшие, но всё такие же душевно молодые и горячие, эти люди сохранили верность Маяковскому и своей Бригаде.

Около трёх лет участвовала в деятельности Бригады юная москвичка Нелли. А теперь она, Нелли Вильямовна Андреева, ныне жительница города Мышкина, филолог и преподаватель живописи в детской воскресной школе, осталась, по её словам, возможно, единственной живой участницей того уникального содружества. И она считает своим долгом рассказать о бригаде Маяковского. Написала об этом книгу. Провела в 2006 году замечательный вечер в мышкинской Опочининской библиотеке. И приехала к нам – чтобы сказать своё слово о Маяковском, о людях Бригады, подумать ещё раз вместе с нами о причинах гибели гениального поэта.

Эта встреча сопровождалась показом фотографий, в том числе уникальных, из архива Нелли Вильямовны. Но главное, что определило атмосферу вечера, – это любовь. Великая любовь, пронизывающая поэзию Маяковского. И то чувство, которое несёт в себе Нелли Вильямовна и о котором она говорила как о главной задаче нашей встречи: «Я должна перелить из своего сердца в ваши сердца за этот вечер ту огромную, всепоглощающую любовь к Маяковскому, которая досталась мне от Бригады и её руководителя Артемия Григорьевича Бромберга… Хотя бы малую каплю…»

Любовь противостоит душевной мелкости, поэзия противостоит пошлости. Но силы неравны. Пошлость слишком часто убивает поэтов. Пошлость, принявшая обличье государственной системы, погубила Маяковского. И та же пошлость через много лет, в 1966 году, добила его верного рыцаря Артемия Бромберга. Судьба ещё раз прошлась по уцелевшим после террора и войны давним членам Бригады: кто-то из них к тому времени умер, кто-то уехал… Бригада перестала существовать. Артемий Григорьевич организовал новую «агитбригаду Маяковского» в одной из московских школ. Талантливый и страстный, весёлый и добрый, он умел загораться сам и зажигать людей. Дело пошло. Но через два месяца вечер Маяковского запретили, агитбригаду закрыли. Артемий Григорьевич долго ходил тогда под дождём по улицам. Потом пришёл домой, лёг, отвернулся к стене и умер…

Казалось бы, всё. «Любовная лодка разбилась о быт». Но искорка, оставленная Артемием Бромбергом и его делом в нашей жизни, горит, не гаснет. Уже готовится к печати книга воспоминаний о Бригаде, написанная Нелли Андреевой. И не забудут её рассказа люди, слушавшие её раньше в Мышкине и совсем недавно у нас в Ярославле. И те, кто ещё будет её слушать.

А вечер в нашей библиотеке завершился незапланированно. Читательница Инна Дмитриевна Уварова попросила слова – и с живым чувством, с сердечным жаром прочитала любимые стихи великого лирического поэта. Другим слушателям тоже явно не хотелось расходиться, отрываться от Маяковского. Так что пошлость пошлостью, «но поэзия – // пресволочнейшая штуковина: // существует – // и ни в зуб ногой». Так сказал Владимир Маяковский. И с ним не поспоришь!

Читайте также
  • 14.09.2012 Королева сыграет для душиСегодня в Собиновском зале филармонии открывает свой 39-й сезон ярославский орган. «Король инструментов» не только отдохнул за лето, но и,
  • 19.07.2012 Понять? Простить?Мёртвый сезон. Теледеятели журавлиным клином потянулись на юг. Немногочисленные оставшиеся неудачники с остервенением гоняют по «ящику»
  • 07.06.2012 Не только тенор, но к тому ж поэт Конечно же, кто не знает, что Леонид Витальевич Собинов был ярким лирическим тенором. Уж в Ярославле-то об этом скажет каждый. Ведь Леонид Собинов – наш прославленный земляк.
  • 26.04.2012 С любовью от Абдулаева Воронеж простился со своим любимым артистом Анатолием Абдулаевым. «Солнечный, уникальный, ироничный, светлый, великий, честный, добрый» –
  • 29.03.2012 О любви – не говори, о ней всё сказано? В городском выставочном зале имени Нужина – новый проект. Выставка «Он и она», по мнению её куратора искусствоведа Ирины Серовой, затрагивает
  • 17.03.2012 Валентине, с любовьюВ музее «Космос», что в посёлке Никульском, открыта выставка «Валентине, с любовью».  
Комментарии

Гость | 17.09.2010 в 16:12 | ответить0

Знал Артемия Григорьевича, Серафиму Яковлевну, Нику, дружил с ним и многим в моем развитии ему обязан. На редкость чистый честный человек. О Маяковском мы говорили часами.



Александр Гангнус

 

маргарита | 25.02.2011 в 15:57 | ответить0

серафима александровна.а не яковлевна,

 

Маргарита ridiya2011@gmail.com | 19.03.2011 в 00:39 | ответить0

Я бы очень хотела прочитать книгу о Бригаде Маяковского, но не знаю, где ее достать. Я участвовала в работе бригады. Много выступала вместе с Артемием Григорьевичем Бромбергом --в школах, на заводах, на фабрике «Красный Октябрь» вместе с Павлом Гольдштейном, Яшей Симкиным. Как лауреат конкурса на лучшее исполнение Маяковского выступала и в парке Горького, и у памятника Маяковскому, и в Литературном музее, где посещала многие вечера, организованные Артемием Григорьевичем. Помню встречу с делегацией французских учителей русского языка: Бромберг, как всегда, с необычайной любовью и даже нежностью говорил о Маяковском, а я читала стихи: «Кемп нит гедайге», «Парижанка», «Во весь голос» — это было очень давно, но ощущения незабываемы, как будто мой труд вливался в гордость нашего народа величайшим поэтом эпохи. Французы горячо благодарили нас. Еще помню шутливые стихи Саши Гангнуса о Бромберге, помещенные в стенгазете ГЛМ, стихи «самого младшего из младших сотрудников литмузея».
Бромберг склоняемый

И.п. С Ритой, изящной как ромбик,
гуляет опаснейший Бромберг.

Р.п. Оземь Дунаеву гром повергал
из пасти опасного Бромберга.

Д.п. Я валерьянку и бром берегу
моему ненаглядному Бромбергу.

В.п. На Беговой игра и бега--
разврат окружает Бромберга.

Т.п. На Якиманке — огромный дом,
весь переполненный Бромбергом.

П.п. Даже в дубовом гробике
буду помнить о Бромберге.

 

маргарита | 19.03.2011 в 01:11 | ответить0

В предыдущем послании я неправильно дала свой адрес.
Правильно так:
ridiya2010@gmail.com

 

Гость | 19.03.2011 в 23:49 | ответить0

Маяковский — это любовь к ЧК. Просто теперь позабыли про его стихи-доносы, такие, например:

И он, искорежен классовой злобою,
Идет неслышно портить вентилятор,
Чтобы шахтеры выли, задыхаясь по забоям,
Как взаперти мычат горящие телята…

Это про инженеров-вредителей. Так что не нужно его теперь трогать, как бы не вышло наружу много чего непотребного

 

Маргарита | 14.04.2012 в 23:56 | ответить0

13 апреля 2012 года исполнилось 109 лет со дня рождения Артемия Григорьевича Бромберга.Он шутил: Я родился 13 апреля. Маяковский не вынес моего появления на свет и на следующий день умер.

Артемий Бромберг-это сама любовь.Она для него двигатель жизни. В 20=е годы любовь привела его из далекого Новосибирска в Москву, чтобы видеть и слышать любимого поэта. Здесь он организовал бригаду по пропаганде стихов поэта, вокруг него собирались интересные, талантливые люди.Их объединяла всепоглощающая любовь к поэту. Бромберг помогал Маяковскому в организации выставки «20 лет работы».
Вообще Тема был Богом наделен способностью, талантом любить.Наши жизни соприкоснулись в этом мире, совпали во времени.Я близко знала его.И это великое счастье.С его уходом мир опрокинулся для меня.От сознания вины мне горько до сих пор.

Он любил, страдал, знал счастье в любви.

Большие, тяжелые, горько=соленые слезы
всю ночь напролет на подушку лились.

Слезы, вы растопили мечты и грезы.
Откуда, зачем вы, собаки, взялись?

Я требую, немедленно ответьте.
Я самый счастливый на свете…

 

Гость | 15.04.2012 в 12:04 | ответить0

Прочёл недавно очерк Бунина о Маяковском. В советское время его никогда не печатали, даже в собрании сочинений цикл «Воспоминания» помещён без глав о Горьком и Маяковском. Вот оценка Бунина: «Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь, — тут не в счёт, конечно, только один Горький… И советская Москва не только с великой щедростью, но даже с идиотской чрезмерностью отплатила Маяковскому за все его восхваления её, за всячекую помощь ей в деле развращения советских людей, в снижении их нравов и вкусов...» Ну и дальше ещё много всего обидного, но верного.

 

Александр Гангнус | 07.09.2013 в 16:02 | ответить0

Этот гость — из тех бездарей, которые ненавидят талант всегда и во всем. Маяковский — гений. За ошибки (политика не дело поэтов) расплатился сполна. И себя наказал за них сам. Поэма «Во весь голос» — это начало поэмы «Худо». Когда он понял, что больше ему со Сталиным не по пути, тогда и разбилась его любовная лодка (Брики были при нем не только приживалами но и агентурой ГПУ, так что все было связано самым жутким образом). А что писатели писали друг о друге… А говорили… Как правило это было из зависти. Самой черной и часто подлой ((например в случае Горького и Чуковского, распространявшего про Маяковского заведомую ложь насчет его сифилиса. И вот этого, подлой зависти, в Маяковском не было! Александр Гангнус

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Гипотеза церковного старостыСегодня (1 июля 2008 года) весь мир отмечает славный юбилей. 150 лет назад была опубликована теория происхождения
  • Будет музей Волголага В декабре исполнится 70 лет со времени основания рыбинского лагпункта в поселке Переборы. О страшных
  • Подсказка Морфея 29 июля в областном Дворце молодёжи победители и лауреаты 6-го открытого литературного конкурса «Серебряная