четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 18 сентября 2009

Композиторы вышли из подполья

Если мы скажем, что такие события, какое произошло вчера в Собиновском зале нашей филармонии, а речь идёт
о концерте «Родина - Россия - Ярославль», случаются раз
в десять лет, то в таких словах не будет ни малейшего преувеличения.

автор Юлиан НАДЕЖДИН    фотограф Наталья БОРОДИНА

 

Почти десятилетие назад, в 2000 году, впервые в одной программе исполнялась музыка ярославских композиторов. Как пошутила тогда наша газета, в кои-то веки они «вышли из подполья», что было не так уж и далеко от истины. Эксклюзивным проектом отмечалось тогда открытие регионального отделения Союза композиторов России.
С тех пор... О том, что изменилось с тех пор, накануне нынешнего концерта как всегда бескомпромиссно размышлял один из его инициаторов - маэстро Мурад Аннамамедов. Ещё в начале 90-х годов потеряв поддержку государства, творческие союзы, по его словам, и сегодня пребывают в затянувшемся ожидании перемен к лучшему. Композиторы есть, но, верные своему призванию, они по-прежнему предоставлены самим себе - не имеют заказов, нет конкурсов.
Так повсюду, а не только в Ярославле. Их сочинения слышим мы разве что по самым большим праздникам. На хлеб насущный зарабатывают они кто как может, чаще всего выручает консерваторское образование - преподают, кто в школах искусств, кто в училищах культуры и музыкальном или в педуниверситете.
Творческая энергия ярославских композиторов, однако же, не иссякла и в межсезонье - это и взялись доказать дружными усилиями их творческий союз, филармония, верные партнёры. С порога договорились: проект - к 1000-летию города, он не может быть коммерческим, и от взаимных финансовых претензий типа «мы стоим столько-то» сразу же отказались.
Составить программу, договориться с исполнителями поручено было самим композиторам. К услугам продюсеров решили не обращаться. Долгих дипломатических переговоров не потребовалось. Музыканты общались, как говорят, на чистом интересе и без посредников. Один из лучших учеников Ростроповича и Шаховской - Денис Шаповалов, получив из рук в руки от автора Виктора Кожевникова партитуру виолончельного концерта, счёл это за честь. Дня через три позвонил и, уточнив день концерта, прямым текстом сообщил, что музыка ему нравится и сыграть её он берётся.
Афиши взяло на себя управление культуры. Дружескую помощь с распечаткой партий, а это не одна сотня листов компьютерного набора, оказал худрук муниципального духового оркестра Владимир Клименко. Так дело и сладилось, начались репетиции.
После одной из них маэстро Аннамамедов по нашей просьбе с листа «примерил» на себя непривычное амплуа музыковеда. Известный строгостью оценок, наш собеседник под настроение на добрые слова не скупился. Зачин концерта, увертюру Валерия Челнокова для симфонического оркестра и хора «Былина о мудром князе Ярославе», назвал «полнейшим откровением», отметил «острый мелодический нерв», «прекрасно выписанную форму», «уважительное отношение к тексту» - стихам ярославского поэта Евгения Капитанова.
«Сугубо современная и весьма терпкая музыка» - такими эпитетами сопроводил дирижёр виолончельный концерт Кожевникова. Разговор об этом сочинении охотно поддержал в антракте и Денис Шаповалов - завернул в Ярославль по пути из Алма-Аты на гастроли в Копенгаген и Мадрид.
- В этой партитуре есть русский дух, слышатся колокольные звоны, ветровые гулы больших пространств, она изобразительна в самом лучшем значении этого слова, - сказал музыкант.
Кроме премьер сочинений Челнокова и Кожевникова в первом, академическом, отделении программы прозвучала ещё одна - первой части симфонии «К свету» и финала концерта для саксофона с оркестром Валентина Русакова, у которого тоже немало поклонников, и не только в Ярославле.
Есть в афише программы «Родина - Россия - Ярославль» и новое имя - композитора Лидии Янковской. Два вокальных фрагмента из её оперы «Сын огня» спели герои недавних публикаций «Северного края» Вера Добролюбова и Александр Суханов.
Мы попросили автора представиться нашим читателям. Родом Лидия Янковская из Сибири, она коренная иркутянка. Московскую консерваторию закончила сразу по двум отделениям - композиции, у Николая Седельникова и Эдисона Денисова, и органа. Как и у нашей Любови Шишхановой, её мастером был знаменитый Леонид Ройзман.
После окончания вуза Янковская вернулась в родные края, тридцать лет отдала музыкальной педагогике. В Ярославль Лидия Валентиновна переехала по семейным обстоятельствам, но от планов поставить оперу целиком не отказывается. Мы рискнули обратиться к новосёлу с философским вопросом: что вообще значит для неё музыка как искусство?
- Возникла она из молитвы, - услышали мы, - её духовное начало для меня, ещё и как человека верующего, превыше всего. Ответила ли я на ваш вопрос?
Ещё один наш собеседник за кулисами филармонии (на снимке крайний слева) тенор Аркадий Транков оказался гостем из Казани. Прибыл по приглашению своего друга Виктора Кожевникова: вместе учились в школе, в авиационном институте, работали в Казани на оптико-механическом заводе.
В отличие от Виктора Аркадий поступать в консерваторию не рискнул, хотя и был премьером в народной опере, где ему доверили заглавную партию в опере Антонио Спадавеккиа «Овод». Песни Кожевникова Аркадий поёт многие годы, был первым исполнителем его «Алёнушки», которая в своё время входила в репертуар оркестра Олега Лундстрема.
Казанский гость раскрыл и такой семейный секрет Кожевниковых: автором слов песен Виктора для солиста, хора и симфонического оркестра «Победа» и «Ярославлю слава!», заключительного номера всего концерта, стала поэтесса Нинель Кожевникова... мама композитора.
Первыми вместе с маэстро Аннамамедовым накануне премьеры оценили её программу исполнители. После чернового прогона «Былины о мудром князе Ярославе» автору дружно хлопали музыканты оркестра и хористы «Ярославии». Композиторов в тот день не раз со сцены приветствовали и благодарили - и Русакова, и того же Кожевникова и, например, воспитанника Гнесинки, доцента педуниверситета Алексея Савельева - за его «Оду Ярославлю».
Вчера все точки над i были расставлены слушателями. Чуткое композиторское ухо, можно не сомневаться, расслышало в их аплодисментах главное - и благодарность, и ожидание новых встреч.

Читайте также
  • 13.12.2012 «Виктория» собирает сильных духомЯрославец Андрей Беляков не обходится без слухового аппарата; неутешительный диагноз Нади Мельниковой из Большого Села – детский церебральный паралич;
  • 30.03.2012 «Стеклодув» и другая новая музыка«Пару лет назад, когда мы с женой путешествовали по Италии, единственный день в Венеции прошёл у нас под проливным дождём. Спасаясь от него,
  • 27.05.2011 Прощальный уик-энд филармонии Эксклюзивным проектом Союза композиторов России и всемирно известного ансамбля солистов «Студия новой музыки» под руководством профессора Московской
  • 28.07.2010 Известный композитор написал гимн Ярославлю Знаменитый композитор Александр Морозов на тысячелетний юбилей Ярославля подарит городу гимн.
  • 10.04.2002 О чем поет «Жук в кармане»? В воскресенье запоют в Собиновском зале филармонии фанфары, возвещая об открытии XVII фестиваля «Композиторы России – детям». На сей раз традиционная акция
  • 28.03.2002 «Апрельские витражи» Достаточно строгие мартовские музыкальные объявления на филармонических рекламных щитах все более активно сменяются на апрельское многоцветье. Как бы
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают