среда 28

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 24 мая 2006

Три спектакля о любви, какая она бывает

нет фото

Ярославский театральный институт завоевал право открыть десятый международный фестиваль театральных школ «Подиум­2006». Он стартует 25 мая в Москве, возглавляет его Олег Табаков. «Подиум» проводится раз в два года, он собирает театральную творческую молодежь из многих российских и зарубежных городов. Среди участников предстоящего смотра – преподаватели и студенты из Санкт­Петербурга и Владивостока, Екатеринбурга и Уфы, Бостона и Гамбурга, Брно и Сеула. Главные задачи фестиваля – обмен творческим опытом между театральными школами, проведение мастер­классов, показ студенческих спектаклей, которые позволяют судить о методике преподавания сценического искусства в разных институтах.

автор Маргарита ВАНЯШОВА

 

Почетное право первым показать в Москве спектакль в нынешнем году предоставлено Ярославскому государственному театральному институту (курс профессора Александра Кузина со спектаклем «Карусель по господину Фрейду» по пьесе Артура Шницлера). Открытие фестиваля и показ спектакля состоятся в Большом зале Центрального Дома актера.

Метод профессора Кузина – свободная, играющая стихия. Режиссерский рисунок не сковывает студентов, напротив, педагог добивается легкой импровизационной природы существования молодых актеров на сцене. Если Константин Райкин демонстрирует выучку собственных студентов в Ярославле, то курс Кузина с ничуть не меньшим успехом показывает свой класс­концерт (правда, совсем не коммерческий!) в столице. В этом класс­концерте живут озорство, вдохновенная пластичность, жажда дерзости, эпатажа, и везде – легкость, подвижность, веселый нрав, открытость и лишь кажущаяся беззаботность. Сначала динамичный мир класс­концерта (театральный, цирковой, эстрадный), потом Кузин погружает своих питомцев в стихию восточной поэзии ХII – ХIII веков («Семь долин»), в мир подсознания и тайных пружин человеческих поступков («Карусель по господину Фрейду»), в пространство российской провинции, современной сельской жизни («Очень простая история»).

«ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ»

Все происходит в том самом, почти евангельском хлеву, «где златятся рогожи в ряд» и обитают домашние животные: мудрая Лошадь (Елена Злобина), стельная корова Зорька (Анастасия Юдинцева), преданная хозяину и наивная Хрюня (Ольга Попова), задиристый и трогательный дворняга­шалопут Крепыш с трогательным сердцем (Сергей Друзьяк), заносчиво­задиристый Петух, из которого сыплются обрывки новостей теле и радиоэфира (Дмитрий Максимычев). Здесь звери понимают язык людей, а зрители вдруг обнаруживают, что понимают язык лошадей, коров, собак и птиц. Зрелище исполнено любви, тоски, страха и надежды. Ибо любящие молодые люди (эти роли на пределе искренности, отчаяния и веры сыграли Анна Назарова и Роман Курцын) – почти шекспировские герои наших дней: вражда отцов – преграда для соединения судеб. Дмитрий Махно представляет отца Даши человеком земляным, жизнь положившим за хозяйство, решительным и беспощадным. Отец Гриши (Алексей Перчук) – бессребреник, похмельный философ и поэт... Анна ждет малыша, ее мрачный отец требует аборта. Однако не столкновение романтики с трезвостью и расчетом, а судьба еще не родившегося человека становится центром спектакля. Звери с их сердцем и душой собираются спасать дитя. Заповедь «не убий» становится общей. Быт уступает место высшим и вечным вопросам. Побеждает не надрыв, а любовь и нежность, та высшая гармония, которая делает обыденную реальность прекрасной сказкой. В мире этого спектакля алкоголик превращается в заступника за людей перед Богом, а мрачный охранитель нравственности – в любящего деда. Очень непростая история, сыгранная молодыми актерами с изяще­ством и душевной чистотой в сопряжении быта и бытия.

«КАРУСЕЛЬ ПО ГОСПОДИНУ ФРЕЙДУ»

«Вся жизнь – игра. Тот мудр, кто понял это». Шницлер.

Артур Шницлер, в начале ХХ века испытавший небывалый успех со своими пьесами и прозой, в наше время крайне мало известен как писатель и драматург. Врач из Вены, подобно Фрейду, очень интересовался тайными пружинами человеческих поступков, истинными побуждениями людей. Из­за его склонности к критическому взгляду на мир многие видели в нем циника и пессимиста. Шумный скандал вызвала в 1921 году пьеса «По кругу» – о том, как секс связывает между собой низшие и высшие круги общества (среди других названий – «Любовный хоровод», «Леокадия и 10 бесстыдных сцен», «Карусель по господину Фрейду»). Режиссеры, ставящие эту пьесу сегодня, чаще всего выбирают манок для зрителя, представляя спектакль как «триллер сексуального наваждения и ревности», где все вертится вокруг магического слова «секс». Что же избирает Кузин? Кузин учит не только студентов, но прежде всего аудиторию. Основное в спектакле – авторский взгляд, интеллектуальная, ироническая, саркастическая позиция. Педагог и режиссер выводит исполнителей главных ролей – каждого на свой круг – «на улицы подсознания, в закрытые области, где рыщут тревожные образы плотских желаний».

«Карусель по господину Фрейду» Александр Кузин ставит в брехтовской тональности. Для молодых актеров это труднейший способ существования на сцене. Педагог применяет брехтовский метод «отстранения» – намеренно раздражает, дразнит, выводит зрителя из равновесия, представляя персонажей и события в неожиданном аспекте.

Проститутка заманивает солдата. Она уверяет его, что отдает себя даром, из простой симпатии к красавчику­солдату. Солдат (Василий Шмаков) наивно напевает пошловатый мотивчик и походя удовлетворяет свою страсть. Ему и впрямь кажется, что он привлекателен и неповторим. Трехгрошовый романчик – в дыре под мостом. А когда проститутка требует хотя бы три гроша, солдат обескуражен и оскорблен. Он не покупает любовь, не продает чувство за гроши. Вслед ему летят отчаянные ругательства шлюхи. В следующей сцене «Солдат и Горничная» (Василий Шмаков и Елена Злобина) грубость солдата, элементарно хамская, обращена к порядочной девушке из приличного дома, рассчитывающей на человеческое внимание. Все тот же пошлый мотивчик с танцплощадки...

Между тем в мире существуют сокровенные чувства. Весь механизм спектакля­карусели и людей, бегущих по кругу, направлен на разрушение сокровенности. Что­то происходит с теми, кто попал в катастрофическую карусель. Актриса пытается соблазнить графа­поклонника, а он, взбешенный ею продажностью, отправляется в... публичный дом, где ищет человеческий, душевный контакт с проституткой – той самой, с которой все началось. Никаких «венских интерьеров» (театр, ресторан, бордель). Никаких гимнов страсти и похоти, только горечь и сарказм – таков лейтмотив спектакля. Помост, круг, пианино, за которым укрываются любовники всех мастей. Музыка – контрапункт к происходящему. Обманчивое мурлыканье аккордеона (Музыкант, Автор – Алексей Перчук). После каждой картины Музыкант задергивает занавеску с привычной полуулыбкой, точно раскланивается с публикой. На первый взгляд бесстрастный, почти механический ритуал. Но зритель оценивает глубину дьявольской иронии Музыканта, за которым скрывается Автор...

«ДРЕДНОУТЫ»

«Дредноуты» – моноспектакль Дмитрия Махно по пьесе Евгения Гришковца. Он вырос целиком из самостоятельной работы. Монолог – почти на полтора часа. Для молодого актера – испытание невероятное. Но Дмитрий его выдерживает с честью. Автора и исполнителя многое объединяет. Оба – калининградцы. Оба, наверное, в детских снах – каждый в свое время – бредили гумилевскими «Конквистадорами», мечтали быть капитанами, открывать новые земли... Гришковец на книжном развале нашел книжку о бронированных судах первой мировой – дредноутах. А Дмитрий Махно на своем книжном развале нашел пьесы Гришковца. И выбрал «Дредноуты». У «Дредноутов» есть подзаголовок – «спектакль для женщин» или «спектакль, который не получился». О чем спектакль? О морских битвах вековой давности? О кораблях? Об истории военно­морских сражений первой мировой войны? О людях, которых давно нет в живых? «О доблестях, о подвигах, о славе»?

«Дредноуты» посвящены женщинам, которым не пришлось пережить того, что выпало на долю их мужей, сыновей и братьев. Гришковец хочет «хоть что­нибудь объяснить женщинам о тех мужских иллюзиях, фантазиях, которые в итоге лежат на дне Северного моря, Атлантического океана... да и вообще лежат на дне. О том состоянии мужчин, в каком женщины их никогда не видели, то есть о том, как мужчины умирают... где­то там, далеко от дома».

У Дмитрия Махно спектакль об ином. Его герой – то в морской таверне, то на палубе горящего корабля, а чаще всего – в пустой одинокой квартире, в беспроглядной пропасти мужского одиночества, в неизбывной тоске по любящему женскому сердцу. Он перебирает истории мировой славы, он играет в морские битвы, воскрешает историю легендарного «Варяга». И... сжигает за собой все мосты, все корабли. Аквариум с пылающими в нем бумажными корабликами... Под гром пушек и песню «Врагу не сдается...».

Поразительно в двадцатилетнем исполнителе глубинное постижение тайников души человеческой... В маленьком зрительном зале – тишина. И лишь потом – благодарные аплодисменты.

РАСПРОДАНЫ ПООДИНОЧКЕ?

Дипломы о высшем актер­ском образовании студенты курса Александра Кузина получат седьмого июня. Курс Александра Кузина на сегодня – готовый театральный организм с великолепно сформированной труппой. И с известным в России лидером. В этой труппе каждый уникален. Многих мы назвали. Назовем Сергея Друзьяка: в прошлом году он был удостоен гранта Президента России (одна тысяча долларов!) за свою работу по поэме Твардовского «Василий Теркин» – ярославец стал победителем Всероссийского конкурса молодых актеров к 60­летию Победы. Государственная аттестационная комиссия в этом году каждому из выпускников на курсе поставила оценку «отлично» по актерскому мастерству. Впервые в четверть­вековой истории института. Что же, неужели Земфиры и Амуры все будут распроданы поодиночке?..

Недавно ученик легендарного Петра Фоменко – столичный режиссер Сергей Женовач, сам ставший известным мастером, выпускал свой курс. На одном из студенческих спектаклей среди зрителей оказался состоятельный бизнесмен. Он поинтересовался, каково будущее талантливого курса. «Кто куда», – был ответ. Бизнесмен был настойчив, и в результате в Москве, где существует множество больших и малых театров, появился еще один – театр­мастерская Сергея Женовача...

Много ли в Ярославле театров?

Парадокс – меньше, чем могло бы быть. По нормам и меркам любой европейской страны.

В Праге – более 100 театров на 2,5 миллиона жителей. В среднем 25 тысяч зрителей на один театр. В Ярославле около 750 тысяч жителей. И три­четыре театра. На один театр приходится 200 с лишним тысяч зрителей. Много ли в Ярославле театров?..

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают