суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 14 июня 2006

Свобода от, свобода для...

В далеком средневековье было такое очаровательное словосочетание – «artes liberales», свободные искусства. Мол, свободны они были от церковных догматов, от давления раз и навсегда установленных представлений. А изучали они всего­навсего столь надоевшие современным школьникам грамматику, арифметику, ну заодно еще музыку и так далее. Ученые давней эпохи завоевали­таки свободу ОТ внеш­ней воли ДЛЯ решения своих интеллектуальных задач. И с ними все вроде бы понятно. ОТ чего или кого добилось свободы сегодняшнее российское телевидение, которое, разумеется, есть лишь моделька действительности, и ДЛЯ чего эта свобода используется – вопросы, которые как­то уж очень откровенно обозначились по стечению обстоятельств в прошедшую неделю.

автор Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения

 

Свобода ОТ... От нравст­венных норм, от реального исторического опыта. На первой полосе телепрограммы – кадры из показанного по каналу «Россия» нового фильма А. Балабанова «Жмурки»: совершенно неузнаваемый в рыжем парике Н. Михалков и изуродованный обезьяньей нижней челюстью на горе девушкам­поклонницам Д. Дюжев. Балабанов порезвился... Хотелось сказать «на славу», но, думаю, не на славу свою как кинорежиссера. Публика обожает его ленты про «Брата», а потому перетерпела скучную и старательно­верноподданическую «Войну». Но здесь Балабанов вырвался на свободу.

Это – свобода от вкуса (художественного), от чувства собственного достоинства (профессионального), от ответственности (за нравственное здоровье нации, простите меня за высокопарность). В анонсе сказано что­то про эпоху малиновых пиджаков и ретро в отношении 90­х годов прошлого века. Однако фильм вызывает ощущение того, что его авторы в эти 90­е не жили. Или – жили не здесь. Какая­то безвкусная помесь уже отыгранных «На Дерибасовской хорошая погода», «Ширли­мырли» и не самых новых компьютерных «стрелялок». Поразительный принцип, до которого и Голливуд не додумался: один эпизод, иногда даже один кадр – один актер. Средневековый гиньоль отдыхает, поскольку принцип развивается дальше: один кадр – один труп. И вот уже проносятся не всегда узнанные в этом ребусе Д. Певцов с меньшивистской бородкой и усиками, А. Краско, застреленный при входе в квартиру и затем выпадающий из­за двери оккупированного помещения, Р. Литвинова, на фоне Кремля подающая чай добравшимся до столицы убийцам... Я отнюдь не утверждаю, что большие актеры (а названных большими вовсе и не считаю) не могут сняться в крошечном эпизоде. Почему бы нет? На то и свобода творчества. Но появиться ради «стеба» в калейдоскопе корчащихся или бьющихся под пулями тел – это скорее уже вопрос не творчества, а либо денег, либо страсти к издевке.

Ну ладно, иные молодые, начинающие авторы­писатели сегодня находят радость в том, чтобы поописывать людей из ближнего своего круга, известных профессоров, издателей, снискав на том славу наблюдательных и остроумных. Ну, грешны в этом отношении некоторые наши бывшие и нынешние студенты. Так это – попытка порезвиться на свободе, «как большие». Но когда эти «большие» впадают в грех глумления, когда борец за национальную идею и национальное самосознание Никита Михалков появляется в кадре не только в клоунском парике – а эти омерзительно­бутафор­ские парички и должны делать всех персонажей фильма как можно более омерзительными, – но еще и с мальчиком, деловито бродя между трупами, как это и Марлону Брандо в «Крест­ном отце» не снилось, глумление приобретает не просто форму беспредельной свободы, но и кинотелевизионного беспредела.

Другой вариант понимания «свободы ОТ»: протяженная во времени, она явила себя как опыт понимания гражданских и творческих возможностей в разные периоды жизни нашей страны.

В начале недели по «России» прошел скучноватый, но информативно вполне достойный документальный фильм «Завещание философа Ильина». Там было и про долг, и про веру, и про смысл истории; было и про далеко не роскошную жизнь изгнанного и потому выжившего русского мыслителя за пределами России, в цивилизованной Европе, которая отнюдь не жаждала его страстных откровений и не платила ему больших денег за его лекции и книги. Фильм намекнул на то, что за духовную свободу не платят больших денег, вернее, не платят за плоды этой свободы, хотя обладатели обретенной свободы платят, впрочем, самой жизнью.

В начале же новой недели, которая на один нерабочий день оказалась длиннее, поскольку у нас как раз и случился праздник свободы от всех прежних, советских, связей, – так вот, в новый понедельник по сексуально озабоченному каналу ТНТ утром, на свежую голову, показали «Антологию юмора» с И. Губерманом. И вот ведь что интересно: свобода от Ильина до Губермана, от религиозного философа до философ­ствующего маргинала по­своему логично закольцевалась в телеэфире. Не секрет, что многие шутки, даже политизированные или лирически окрашенные, у Губермана – «ниже пояса». Удивительно же то, что в нынешней нашей жизни, свободной от норм и логики, а заодно и талантливого юмора, линия «пояса» Губермана оказывается высоко над головой у многих, кто существует в телеящике. И потому его по­дошкольному наивное и шкодливое употребление нецензурных словечек на фоне живых наблюдений и тонких суждений оказывается едва ли не целомудренным рядом с постельными скандалами и откровениями молодых дам типа Собчак в ее «Доме» или Чеховой в ее «Сексе».

Когда­то Губерман создал формулу российской свободы, написав о пресной жизни «в банановом раю» и утвердив – издалека, – что «лишь в России интересно, поскольку безд­ны на краю». Вот на краю этой самой бездны чванливой глупости оказались авторы репортажей по приличному деловому каналу РБК, описывая в итогах недели политические дебаты и светские новости.

О политике: Госдума дебатирует вопрос об изъятии из бюллетеней на выборах графы, обозначающей кандидата «против всех». Ни один журналист, впрочем, и на других каналах не увидел нелепости этого словосочетания – если «кандидат», то должно быть все же реальное лицо, а если «против всех», то это лишь словесная игра. Вот он, столь дорогой нам русский абсурд, когда Щедрин должен иззавидоваться, ибо ни один его Органчик до такого не додумался бы. А телевидение – знай себе, пересказывает, не приходя в сознание...

И – о светских радостях: подобие венских балов продолжает насаждаться в Москве. Одно отличие от старинной столицы вальсов – у нас гостей «набрали по объявлению». Если кто­то решил, что я цитирую молодежный издевательский сленг, ошибся, так сказали на РБК.

На бал... по объявлению... На выборы... симулякр «против всех»... Если свобода дается ДЛЯ деяний, упаси нас Бог от подобных. Если же свобода ОТ обязательств дается ДЛЯ нелепости, то с этим у нас все в порядке.

Не помню, кому, но уверена, что кому­то до меня такая мысль уже приходила в голову: мало завоевать свободу (вырваться на свободу, добиться свободы), важно суметь воспользоваться ею. А вот как раз последнее и не входит в круг умений и доблестей современного российского общества. Что с блеском, причем не отдавая себе в этом отчета, показало наше телевидение.

Читайте также
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 05.12.2012 Кино опять востребованоВ Переславле-Залесском торжественно открыли новый кинотеатр. И назвали его тоже торжественно – «Оскар».  
  • 01.12.2012 Ему 45 – и он «ягодка» опять! Жители Пошехонского района отметили 45-летний юбилей кинотеатра «Юбилейный», который находится в райцентре  
  • 22.11.2012 «Роман и Франческа»: встреча с Людмилой ГурченкоВ прошлом сезоне абонемента «Кино в лицах знаменитых...» мы показали замечательный музыкальный фильм-сказку «Мама» в честь актрисы-звезды, которая угасла.
  • 15.11.2012 В гостях у «Пошехонского мишутки» Состоялся IV Открытый районный фестиваль анимации и киновидеотворчества «Пошехонский мишутка». В фестивале приняли участие городская студия
  • 13.11.2012 Перекоп как место встречи Просмотром документального фильма «Затрапеза» открылась в ДК «Красный Перекоп» встреча с ярославцами представителей региональной
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают