суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 16 мая 2002

Счастливого плавания, или "Пошел вон"

Родина первого русского профессионального театра продолжает удивлять. На смену бенефисам и скандалам неуклонно приходят фестивали, на смену встречам – прощания. В конце апреля прошел фестиваль дипломных спектаклей театральных школ России, а выпускники этих «школ», едва встретившись друг с другом, расстанутся со своими вузами и уйдут во взрослую творческую жизнь. Недаром на фестивале активно работала актерская биржа, на которую из многих городов собрались руководители театров, испытывающих (а где сейчас этого нет?) дефицит молодых талантов.

 

Все увидеть не смог никто. Но мне повезло больше, чем кому бы то ни было, ибо мои студенты, будущие филологи и культурологи, увидели то, что «не досталось» мне. А поскольку система художественных ценностей у нас единая, я могу свои впечатления дополнить их мнениями, и у вас, читатель, создастся цельное впечатление о молодом поколении российских актеров.

Одна из характерных, да, впрочем, и обязательных особенностей работы театральных вузов, выпускающих актеров, – постановка классических произведений. Гоголь, Достоевский, Сухово-Кобылин, Островский, Горький плотной шеренгой двинулись и на скромные подмостки нашего фестиваля.

Совершенно непохожие театральные школы.

Одна готовит актеров особого «состава крови» – пластичных, склонных к гротеску, готовых энергично включиться в сценическую игру и шутить едва ли не по любому поводу. Это – московские щукинцы, из числа которых когда-то вышли А. Миронов, К. Райкин, Н. Гундарева.

По мнению Кати Абрамовой, гоголевскую мистическую повесть «Портрет» щукинцы представили в виде комической, где-то фарсовой страшилки с печальным концом. Но страшилки эффектной, блестящей.

Я же в спектакле, поставленном В. Поглазовым, увидела всего-навсего волшебную сказку с двумя миниатюрными нестрашными чертенятами, с всклокоченной головой резко высвеченного старика на портрете и простодушным художником Чартковым, который напомнил знаменитого российского «халявщика» Емелю, возмечтавшего получить все блага жизни без труда и страданий. Эти дебютанты достаточно легко двигались по загроможденной сцене, говорили в меру звучно, что радует как свидетельство их профпригодности.

Вторая школа готовит актеров для всех театров и ни для какого конкретно: это РАТИ, бывший ГИТИС, «главный» московский театральный вуз. Его представители (курс П. Хомского) сыграли два спектакля. На открытии они показали четырехчасовую историю «Братья Карамазовы». Благодаря этому спектаклю Катя Абрамова с огорчением обнаружила, какой Достоевский «скучный и неинтересный автор», особенно если молодые исполнители не находят места своим рукам и глазам, неуместно мимируя и жестикулируя.

Как резко высказалась Саша Соломагина, после этого действа требовалась реабилитация, и зрители надеялись увидеть ее в другой постановке ГИТИСа – знаменитой «Трехгрошовой опере» Б. Брехта. Однако и здесь самым сильным впечатлением (так считают и Саша, и Оля Тупикова) оказалась сцена, заполненная 28 студентами. Девушки причисляют к домашним радостям этот спектакль, где вместо классических зонгов звучали современные поп-и бардовские песни.

Третья школа знаменита своим великим прошлым – ее основали корифеи МХАТа – и руководителем нынешнего выпуска, худруком МХАТа им. А. П. Чехова О. Табаковым. Здешние дипломники с завидной оперативностью, всего за два часа, сыграли комедию А. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречин-ского». В эти же два часа вместились и вставные вокальные номера, взятые из блестящего давнего мюзикла А. Колкера и спетые старательно, но неуверенно, как бы извиняясь. Мне было странно видеть, как в студентах, которым нужно жить своей жизнью, «вырастили» подобие уже известных актеров МХАТа, соратников или учеников О. Табакова. В невысоком резковатом Кречинском я увидела несмываемую белозубость улыбки С. Безрукова, в почти двухметровом Муромском – флегматичную основательность О. Ефремова, в рано располневшем Расплюеве – знаменитое комическое приспособленчество В. Невинного. К сожалению, больше всего смеха в зале вызвали... незапланированные падения чайного сервиза с шаткого столика, лучше которого у хозяев-ярославцев для гостей фестиваля не нашлось.

Кстати, о хозяевах и гостях. Организатором фестиваля (по поручению Министерства культуры, но и по собственной доброй воле) был Ярославский театральный институт. Здесь с максимально возможной четкостью был составлен график показов. Преподавателем В. Летиным разработана изящная «торговая марка», украшающая программки и приглашения.

Однако радушие хозяев оказалось столь безграничным (впрочем, к удивлению всех гостей, включая взрослых режиссеров и юных дипломников), что все призы и поощрения «принимающая сторона» поторопилась отправить подальше. Обласкав гостей, собственным дипломникам организаторы фестиваля сказали недву-смысленное «пшел вон!». Поощрения – вполне верноподданически – отправились в основном в Москву. Увез лавровый букет в Щукинское училище «Портрет». Увез букет и спектакль ВГИКа «Последние».

Этот спектакль играли третьекурсники мастерской замечательного киноактера и педагога А. Баталова. Думаю, будь мастер в Ярославле во время фестиваля, он испытал бы неловкость от снисходительного поощрения его еще не выпускников, а третьекурсников. Играть отца с наклеенными усами рядом с сыном-ровесником; играть мать девушке с тщательным макияжем и выглядеть «ухоженнее» своих несчастных дочерей – да еще в реалистической пьесе М. Горького – это оказалось неподъемным испытанием для будущих киноактеров.

Коллеги, «голосовавшие ногами» против ложной чувствительности этого спектакля, с полным недоумением восприняли патетиче-ски провозглашенные на закрытии фестиваля комплименты этому «самому глубокому прочтению русской классики».

По мнению студентки Ольги Орловой, семья, представленная курсом ВГИКа, вполне может жить под одной крышей и дальше, на многое закрывая глаза, многое прощая и существуя, в духе Л. Толстого, между счастливым бытом Ростовых и тягомотиной развода Карениных. В игре же студентов заметна психологическая непроработанность. О ярославской постановке тех же «Последних» (ЯГТИ, дипломники А. Кузина) «Северный край» писал прежде, но ее восприятие в ряду фестивальных показов та же Ольга Орлова определила, вместе с другими зрителями, как мастер-класс по русскому психологическому театру. Увидев в этом спектакле свою геометрию каждого героя и взаимодействие смысловых полей, зрители сочли ярославский показ «Последних» кульминацией фестиваля.

Что ж, прав был в своем столетней давности сетовании великий философ В. Розанов, ругавший Россию за жестокое самонеуважение, «забивание, заколачивание русского человека и русского дара в своем же отечестве». Отдать дань гостям, не заметив собственных талантливых и преданных искусству выпускников, снискавших к тому же международные лавры на других фестивалях, – этого, как ругался тот же В. Розанов, «ни у негров, ни у турков, ни у китайцев нет...»

Взыскательность ярославской публики и ее достойных представителей-студентов позволила ощутить тем не менее высокое самоуважение. Здесь были в полной мере восприняты и оценены (хотя и не увенчаны формальными лаврами) два спектакля: московский и ярославский.

Первый – спектакль еще одной знаменитой театральной школы, московских щепкинцев, по аме-риканской мелодраме «Двое на качелях». Наши молодые зрители плакали над этой простой историей о незадачливых влюбленных, восхищаясь, как Нина Максимова, дерзкой экспрессией и тонкой болью. Общение, молчание, лирический диалог, воздушные паузы придали этому спектаклю качество едва ли не более высокое, чем у «хорошо сделанного» американского фильма.

Второй – спектакль ЯГТИ. Петербургские студенты-театроведы, оперативно выпускавшие во время фестиваля весьма профессиональную газету «Отсебятина», восхищались спектаклем по пьесе Н. Коляды «Мурлин Мурло». Как и их ярославские коллеги, отмечали уникальность сценических образов, внутренний свет, видимый вопреки безысходности в этом спектакле, совместившем в себе Островского и Вампилова.

В то же время наши умные и невероятно «зубастые» студенты к постановкам собственно этих двух русских классиков (ибо в прошедшем веке Вампилов стал фигурой уже также классической) отнеслись весьма жестко.

Вампиловскую «Утиную охоту», антиманифест антиинтеллигента начала 70-х годов ХХ века, Женя Аверьянова расценила как спектакль недостаточно духовный, где манипуляции студентов Москов-ского института современного искусства с воображаемыми предметами получались лучше, чем общение с живыми людьми. Островский же в версии Международного славянского университета, представившего «Праздничный сон до обеда», по восприятию Оксаны Гузик, вовсе походил на самодеятельную инсценировку, где была утеряна логика событий.

В работах актерской молодежи все участники и гости фестиваля прежде всего стремились увидеть воплощение своих надежд на до-стойное будущее нашего искусства. Даже замечая неубедительность или аляповатость сценического решения, мы радовались вместе с Леной Чигриной саратовскому «Божьему клоуну» (на снимке) с его наивной попыткой вне танца рассказать о великом танцовщике Нижинском, на которого напяливался шутовской колпак. Но мы огорчались вместе с Олей Тупиковой от того, что у молодых и живых актеров из Краснодара в «Рыжей пьесе» К. Драгунской чувства были старые и выдохшиеся, отчего и пьеса получилась не «рыжая», а какая-то серенькая.

В итоге остались двойственные ощущения: оптимизма по поводу идущего, несмотря ни на что, творческого развития и недоумения по поводу провинциального «комплекса неполноценности». Гости уехали с убеждением в серьезных до-стоинствах здешней театральной школы. Жители Ярославля остались с убеждением в явной неравноценности иногородних, прежде всего московских школ и педагогических исканий. У приезжих режиссеров нарасхват пошли ярославские дипломники, впрочем, «засватанные» в Ярославский же ТЮЗ. Я же вместе с моими студентами и соавторами надеюсь, что каждый из представленных на фестивале вузов поможет своим «детям» уйти в счастливое плавание. И эти «дети» нигде не услышат неуважительного «пшел вон!».

Татьяна Злотникова, доктор искусствоведения.

Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают