среда 17

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 22 июня 2006

Он видел звука лик...

нет фото

Нисколько к тому не стремясь, великий дирижер Геннадий Рождественский еще до перестройки побил все мыслимые высшие достижения в своем искусстве. Через тридцать лет опалы вернул России Стравинского. Открыл Щедрина, Денисова, Губайдулину, Шнитке. Он записал на пластинки все симфонии Чайковского, Глазунова, Прокофьева. Сыграл на разных континентах полный цикл из 107 симфоний Гайдна. Перечень только первых исполнений в репертуаре дирижера занимает шесть десятков страниц...

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

Поэтому, когда вчера в полдень маэстро появился на перроне Ярославля-Главного, приехав на выпускные экзамены воспитанников своей кафедры в Московской консерватории, мы ни о чем таком, что настоящим любителям музыки давно известно, расспрашивать гостя не стали.

Начали с животрепещущего вопроса – за кого он, человек с многолетней гастрольной круго­светкой, болеет на чемпионате мира по футболу. И... попали пальцем в небо. «Исключительно за себя любимого болею», – пробовал отшутиться Геннадий Николаевич. А его вовремя оказавшаяся рядом супруга, известная пианистка Виктория Постникова поспешила повернуть беседу в нужное русло. Пояснила, что мужа ни футбол, ни охота с рыбалкой абсолютно не волнуют.

Но уж следующая предложенная нами для обсуждения тема заинтересовала нашего собеседника гораздо больше. Еще лет тридцать назад Рождественский стал первым советским дирижером, возглавившим на штатной основе оркестр в капстране – взял под свою руку филармонию в Стокгольме. Как же это ему удалось, не давал ли властям каких-то обязательств, например, не менять советское гражданство?

– Никто никому гарантий не давал, – сказал он тоном, не терпящим возражений. – Пускали или не пускали, вот и все.

Зато с тем, что политика и музыка сталкивались лбами тогда частенько и, бывало, как в его случае, верх брала музыка, сразу согласился. Вспомнили полуанекдотический сюжет о том, как впервые вывозили на фестиваль в Финляндию оперу Шостаковича «Нос». Камерному театру Покровского в этом спектакле своих оркестрантов не хватало – партитуру знаменитого антракта автор написал для исполнителей на русских народных инструментах и для ударных, коих требовалось около двух десятков. А тут известному всей музыкантской Москве Леопольду Вейнбауму, асу игры на предусмотренном композитором там-таме – огромном гонге с непередаваемо волнующим звуком, из-за каких-то интриг визу не дали. Поездка оказалась под угрозой срыва.

С лондонских гастролей добавил жару музыкальный руководитель постановки Рождественский. Твердо сказал, выступив по русскому каналу радио Би-би-си: если так, то он вынужден отказаться от фестиваля. Слухи о скандале дошли до министра иностранных дел Громыко. Тот был вне себя: дескать, из-за какого-то «музыкантишки» мы можем поссориться со страной Хельсинкского соглашения, что скажет Леонид Ильич? И велел министр немедленно все уладить. Вейнбаум визу получил, но и сегодня мало кто знает, что выдали-то ее только благодаря твердости маэстро.

Пора было повертывать беседу исходя из цели приезда гостя – на педагогику. Мы попросили его вспомнить о наставлениях и напутствиях отца – дирижера Николая Павловича Аносова, профессора в консерваторском классе, где учился сын.

– Музыкой заниматься наказывал, с акцентом на первое слово, – ответил Геннадий Николаевич. – Чему стараюсь следовать и поныне.

А с Ярославлем, где Рождественский был только однажды, да и то туристом, его связывают ученики – раньше это был Владимир Понькин, теперь Мурад Аннамамедов и недавно возникшая хорошая традиция выездных экзаменов с госкомиссией под председательством лидера губернаторского оркестра.

О том, как ярославец сыграл в Москве на юбилейном вечере в честь 75-летия учителя редко звучащую фантазию «Фейерверк» Стравинского, мастер отозвался одной фразой:

– Очень ярко сыграл.

В условиях наступающего цейтнота мы еще успели сподвигнуть маэстро на несколько избранных мыслей о музыке. Углубился сейчас в дневники Прокофьева. «Солнечный богач», – считает, что лучше, чем поэт Бальмонт, о классике искусства XX века еще никто не сказал. Ну а ближе всего к разгадке тайны ремесла дирижера, по убеждению Рождественского, подошел русский поэт Николай Клюев в строках: «Я видел звука лик и музыку постиг». Черту под разговором подвели знаменитой фразой Сен-Санса: «Нет ничего труднее, чем говорить о музыке. Пусть она сама говорит за себя».

– Именно этим она испокон веков и занимается, – добавил от себя маэстро.

Вчера весь вечер в Собиновском зале звучали вечные мелодии Чайковского и Рахманинова. За пульт губернаторского оркестра встали четверо выпускников Московской консерватории, в том числе и питомец Рождественского Сергей Кисс.

Высокий гость остался в Ярославле еще на два дня – побродить по старому городу, по музеям, посмотреть знаменитые храмы. А дальше отпуск. Пройдет он у Геннадия Николаевича и Виктории Валентиновны дома – в Москве.

Читайте также
  • 03.11.2012 Музыка нас связала В рамках российско-японского проекта «Чужих меж нами нет» в Ярославской филармонии состоялся концерт, в котором приняли участие студенты
  • 20.09.2012 Великие и неповторимыеАбонемент будет называться «Кино в лицах знаменитых и прекрасных», а это даёт возможность включать в его программу фильмы не только музыкальных
  • 09.08.2012 Музыка - духовная, трапеза - монастырскаяII Международный фестиваль монастырской культуры «Ростовское действо» пройдёт в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»
  • 26.07.2012 Александр СИПЯГИН: «Джаз превратился в академическую музыку»Самый именитый джазмен, подаренный миру Ярославлем, вновь выступил в родном городе. Трубач Александр Сипягин стал почётным участником джем-сешн в городском джазовом центре.
  • 04.07.2012 Где эта Индия?Больно слышать или читать о том, что где-то от нерадивости мельчают озёра и реки, вырубаются леса, пустеют деревни. И вдвойне больно видеть, что это происходит рядом.
  • 20.06.2012 Благодарность на имя начальника УМВДНа имя генерал-майора полиции Николая Ивановича Трифонова по­ступило письмо от жительницы Ярославля А. Забелиной, в котором она благодарит следователя
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают