вторник 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 24 мая 2003

Костюм в театре больше, чем костюм

Когда я была маленькой девочкой и мама брала меня с собой на работу в клуб "Гигант", я всеми правдами и неправдами стремилась попасть в костюмерную. Там, среди бесконечных стоек с балетными пачками, платьями Снегурочек и королев, среди таинственных шляп и косматых париков, невесомых пуантов и громоздких ботфортов, я забывала о скудности и скучности своего небогатого гардероба. Вы помните, как одевались девочки в 70-х годах? Школьная форма, пара юбчонок и блузок на все случаи жизни и ненавистное клетчатое зимнее пальто с цигейковым воротником. А там под благосклонным взглядом костюмерши Евдокии Васильевны я точно по мановению волшебной палочки превращалась то в сказочного лебедя, то в привидение - жуткое, но симпатичное, то в васнецовской красоты Аленушку (особенно если спрятать вихры под париком с бесконечно змеящейся косой).

автор Лариса ДРАЧ.

 

С тех пор прошло немало лет, но страсть к этим сокровищам осталась. Бывая за кулисами театров, я неизменно стараюсь втереться в доверие к костюмерам, чтобы однажды, улучив удобный момент, интимно прошептать: "Пойдемте-ка в закрома!" На сей раз заветную фразу я произнесла в Театре юного зрителя, и Антонина Сергеевна Горячева, заведующая пошивочно-костюмерным цехом, отзывчиво зазвенела ключами. Складов, где хранится в ожидании своего часа театральная одежда, здесь несколько: один - для текущих, репертуарных спектаклей; второй - куда водят на экскурсии любопытных школьников; третий - святая святых, там доживают свой век костюмы уже списанных из репертуарной афиши спектаклей (как правило, им выпадает еще несколько жизней, в новых постановках - на подборе), новогодние кафтаны Дедов Морозов и Снегурочек, и шляпы, шляпы, шляпы... Тут же напяливаю дурацкий колпак с бубенчиками и задаю дурацкий же (судя по недоуменной реакции собеседницы) вопрос: почему она, будучи высококлассным модельером-закройщиком и работая за хорошие деньги в нормальном ателье (а в театре ее зарплата укладывается в скромные две тысячи рублей), двенадцать лет назад перешла работать в театр? - А что в ателье-то делать? - удивилась Антонина Сергеевна. - Шить приходилось одно и то же: сезон шьем брюки-клеш, сезон - брюки-дудочки... Скучно. А работать на новых русских я не захотела. Таких, погнавшихся за "интересом" от заштампованности модных силуэтов, в пошивочном цеху немало, и все они отработали в театре много лет, иные с дня открытия. Ну не любят они шить современные стильные вещи (хотя могут и нос по ветру моды держат), даже себе не шьют. Потому что неинтересно, и все тут. А вот какой-нибудь костюм с лифом, да на подъюбниках (а под ними обручи), да с рукавами-буф - это с превеликим удовольствием. Когда в театре начинаются разговоры о новом спектакле, у Антонины Сергеевны возникают одни и те же вопросы: "А костюмы сложные? Их много? И что, художник не знает, как это можно сделать? Отлично!" И тут же мчится в цех - порадовать девочек, что работы будет много (а это значит, придется сидеть ночами), она будет сложная (а это значит, и в книги по искусству придется заглянуть, и в музей сходить) и денег, как всегда, в обрез (а это значит, что обычную рогожку придется расписывать специальными красками под парчу). Ну скажите на милость, кому это понравится? А вот Антонине Сергеевне нравится, и даже очень. Недаром главный режиссер ТЮЗа Александр Кузин со всей ответственностью заявляет: "У нас в театре лучший пошивочный цех в городе, а может, и в стране". И, подумав, неизменно добавляет: "А пожалуй что и в мире..." С этим мнением трудно не согласиться, когда узнаешь, что один шедевр, рожденный фантазией и руками мастериц, даже забрали в музей костюма на "Мосфильм". Антонина Сергеевна, воодушевившись моим вниманием, вскарабкивается на стремянку, и на меня сыплются новые головные уборы. Так, колпак побоку, а примерю-ка я корону. Сразу вспоминается филатовское: "Сдвинь корону поплотнее, чтоб не висла на ушах". "Принцесса!" - оцениваю я себя. "Нет, - критически повертев меня так и сяк, возражает заведующая литературной частью Татьяна Шаликова. - Королевна!" Наша экскурсия продолжается. - Ну, не чудо ли костюм? - приговаривает Антонина Сергеевна, любовно оглаживая белый, шитый позументами сюртук. - А сидит как? Хорошо, когда у актера ног много, - тогда все на нем хорошо сидит. Когда "ног много", в смысле длинные они, это хорошо. А когда чего-нибудь не хватает? Это можно исправить с помощью костюма. На специальной полочке в цехе расфасованы по размерам... животы и бедра. Вот бюстов нет, врать не буду, они, как правило, монтируются в лиф платья в процессе пошива. Костюмер - он как семейный доктор, все про всех актеров знает. Кому чего не хватает, а что и скрыть от бдительного зрительского глаза нужно. Кому карманчик справа пришить, а кому удобнее слева. Да, оказывается, если играют один спектакль два состава, для каждого актера шьется свой собственный костюм, даже если, к примеру, Ромео первого состава и Ромео второго абсолютно одинаковы в "фигуральном" смысле. "Чтоб актер чужое платье надел? - недоумевает Антонина Сергеевна. - Да не бывает такого". Но и актеры все разные. Кто-то замучит пошивочный цех, бегая на примерку с каждой мелочью, - где шовчик лишний раз прострочить, где на полсантиметрика штанину укоротить. А некоторые ждут приказа высокого начальства, а без приказа главного режиссера на примерку не пойдут. "Выносите нам костюм прямо на сцену, чего там мерить-то", - возмущаются они. И ко всем у швейников свой подход должен быть. Сколько в театре всего костюмов, ответить не смогла даже Антонина Сергеевна, знающая свое хозяйство от и до. За эти годы было поставлено около 60 спектаклей, сегодня в репертуаре 22. А только на одну "Принцессу Кру" было изготовлено 300 единиц! Бывают спектакли, малонаселенные персонажами. В последней работе ТЮЗа, про Бенвенуто Челлини, всего один актер. Ему пришлось только несколько рубах по одной простой выкройке сшить. А бывают спектакли густонаселенные - "Остров сокровищ", например. Кстати, про "Остров сокровищ". Для одного из пиратов был сшит такой плащ! Это просто чудо какое-то! Так стильно прорванный в нужных местах (прорехи нынче в моде), так талантливо чем-то светящимся заляпан, что я едва сдержала порыв: "Дайте поносить!" К слову, главный художник театра Кирилл Данилов, работающий в тесном контакте с пошивочным цехом, со мной абсолютно согласен: "Удачная получилась работа". - Я представляю себе чувства людей, которые шили костюм, - рассказывает он. - Ведь специально состарить костюм - очень непростое дело. Я рисую только эскиз, потом мы все вместе думаем, из чего это лучше сшить и как. И вот девочки шьют из хорошего сукна, с новыми кружевами костюм, любовно пришивают пуговки и крючочки... И тут это отглаженное великолепие относится к бутафору, который все старательно рвет, мнет, прожигает, заливает какой-то дрянью... Получается, конечно, блестящий театральный костюм. К сожалению, нет еще таких технологий, чтобы старый и рваный, по запросам постановки, костюм сразу сшить старым и рваным. Он сначала должен побывать новым, а уж потом... Важно, как он будет смотреться в декорациях, как будет брать свет, как впишется в концепцию роли и спектакля в целом. Сцена - это увеличительное стекло, и проколов здесь быть не должно. Резюмируем все вышесказанное. Над театральным костюмом трудится очень много человек. Во-первых, художник (он его придумывает и рисует эскиз), во-вторых, конструкторы-модельеры и мастера-швеи, в-третьих, бутафор (он над ним всячески измывается, приспосабливая к основной канве спектакля). А еще есть костюмер - он выдает и принимает костюмы у актеров, прачка - она стирает и гладит, и, собственно, актер - он в нем реплики говорит. А без актера это будет не театральный костюм, а так, чистое искусство. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают