понедельник 22

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии








Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 29 октября 2005

В мире «Бешеных денег»

нет фото

Сегодня в рамках 6-го международного Волковского театрального фестиваля зрители увидят ярославский спектакль – хозяева сцены представят комедию А. Н. Островского «Бешеные деньги». Спектакль станет бенефисом народного артиста России Владимира Алексеевича Солопова, недавно отметившего 80-летний юбилей. В «Бешеных деньгах» он играет Кучумова. А главную роль – купца Василькова – исполнит молодой актер Волковского театра Николай Шрайбер, которому на церемонии открытия фестиваля за эту работу была вручена специальная областная (губернаторская) премия «Дебют».

автор Маргарита ВАНЯШОВА

 

СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Владимир Алексеевич Солопов называет три главных периода своей жизни: Познание – Путешествие – Размышление...

Он родился 27 августа в

9 часов утра, под самое Успенье, в станице Константиновской на Дону. Близкие рассказывали, что, когда ребенок увидел свет, по Дону прошел пароход. Врач, принимавший роды, сказал, слушая гудок:


– Сын ваш капитаном будет!

А вещунья, заглянувшая в дом, сказала родным, что сын будет работать с народом, с очень большим количеством людей. «Будет большим начальником!» – обрадовались родственники. Никто не знал, что большое количество – это огромный зрительный зал, где он, актер, будет властвовать над целым сонмом людей.

Отец на радостях «гулял рождение сына» до тех пор, пока мать не сказала ему: «Иди регистрировать ребенка!» В метриках поставили датой рождения день, когда выписали документ – 5 октября! Поэтому Солопову дни рождения выпадает праздновать дважды.

Когда он заканчивал 4-й курс юрфака в Ростовском университете, то чуть ли не каждый вечер проводил в драматическом театре имени Горького. Ростовский театр был одним из самых сильных в советской провинции. Там работал опальный Юрий Завад­ский! Там была труппа: Мордвинов, Марецкая, Плятт. Студентов Ростовского университета имени Молотова пускали по контрамаркам строго на галерку. Строго!

Но Солопов не мог на галерке... Он спускался вниз, в партер. Однажды рядом вырос администратор Арам Сергеевич Урмушутян: «Как вы догадались избрать это кресло, молодой человек?» «Здесь удобно, – отвечал студент. – На галерке ничего не видно и не слышно». «Позвольте ваш студенческий билет», – улыбнулся администратор.

У юноши дрогнуло сердце. Сейчас судьба преподнесет настоящий подарок – ему выпишут постоянный пропуск на все спектакли! Администратор взял студенческий, посмотрел на театрального завсегдатая и наискосок написал: «В театр имени Горького. Не пускать!»

Но вне театра Солопов жить уже не мог. И тогда он решил его завоевать. Он пошел в театр и прочитал посвящение Пушкина к поэме «Полтава». И был принят.

Так началось его Познание – познание мира, себя в мире, мира в себе. Солопов испытывал себя на подмостках драмы и оперетты, работал шпрехшталмейстером в цирке, конферансье в эстрадном оркестре Эдди Рознера. Впоследствии это придало его драматическим персонажам яркий эксцентрический оттенок.

В 1951 году Солопов получил приглашение в Воронеж. И покорил воронежцев сразу. Он держал репертуар – от Чацкого до шута Балакирева, был занят в своем театре в 12 спектаклях из 13! Играл в двух театрах сразу! Потом была встреча с Шишигиным – Сталинградский и снова Воронежский театр.

Фирс Шишигин принимал Волковский в конце 1960 года. Позвонил Солопову, чтобы он готовился к переезду. Дирекция шла на заведомые провокации. На здании Воронежского театра повесили большой плакат: «Ввиду отказа заслуженного артиста республики В. Солопова играть для рабочих завода имени В. И. Ленина спектакль отменяется». «Отказ» играть спектакль был равнозначен саботажу. «Для завода имени Ленина» – по меркам того времени – прямая возможность получить политическую статью. Директор театра Гурский кричал артисту: «Я посажу тебя минимум на 5 лет!» Но в Воронеж по просьбе Шишигина приехал начальник главка Министерства культуры РСФСР. Попробуйте возразить начальнику главка! 12 января 1961 года Владимир Алексеевич приехал в Ярославль. Первое время жил в кабинете Фирса в театре, спал на черном кожаном диване...

В реалистическом театре Шишигина 60 – 70-х годов Солопов стал героем романтически-авантюрного склада. Зигфрид Блок («Кредит у Нибелунгов»), Глумов («На всякого мудреца...»), лермонтовский Печорин, Некрасов, Лжедмитрий... Герой Солопова – первооткрыватель, землепроходец, человек предприимчивый, дерзкий, умный, талантливый. Любое появление солоповского героя на сцене означало приключение и событие. Его герои были из плоти и крови, крепко любили своих возлюбленных и не стремились в тихие заводи... Чувственные, способные наслаждаться жизнью, подобно Печорину, они всегда были на вершине, ни пике жизни. И сам актер выбрал завоеванную свободу и... покинул Ярославль. В его Путешествии возникали Ташкент, Волго­град, Рязань...

А потом – возвращение в Ярославль в 1996 году, которое тоже было триумфальным. Репертуар Солопова последнего десятилетия насыщен и полно­кровен. Это репертуар первого актера труппы, ее патриарха, владеющего таинствами русской школы театральной игры. Образы Фомы («Фома»), Глостера («Король Лир»), профессора Звездинцева («Спириты»), ироника и комедианта Чугунова («Волки и овцы»), Городничего («Ревизор»), созданные Солоповым, отмечены областными премиями имени Федора Волкова и премиями «Лучшая роль года».

Нынешний период Владимир Алексеевич считает периодом Размышления. Мудрости. Верный хранитель традиций, он сумел сберечь неиссякаемую радость творчества, которая делает его талант светлым и благородным.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕБЮТ

Случай редкий: Николай Шрайбер окончил Ярославский театральный институт в нынешнем году – и уже отмечен и замечен. В роли Василькова в «Бешеных деньгах» Шрайбера заметили и столичные критики на ряде театральных фестивалей («Театр без границ» в Магнитогорске, «Актеры России – Михаилу Щепкину» в Белгороде).

Еще когда Николай был студентом Ярославского театрального института, его пригласили в Волковский театр. Постепенно от участия в массовых сценах он стал переходить к эпизодам, затем играл все более заметные роли. Первой большой ролью Николая Шрайбера стал рыбак Титто Нане в «Къоджинских перепалках» К. Гольдони – спектакле, поставленном Иваном Раймонтом. За грубоватостью внешней фактуры неуклюжего парня из рыбачьего поселка скрывались любящее сердце и юношеская потаенная нежность.

Последовали новые работы, часто это были вводы, причем колоритные, запоминающиеся. Шрайбер умеет точно схватывать образ, сообщая персонажу меткую характеристику. Таковы его слуги – в «Ревизоре», в «Двух смешных историях о любви». В сказке «Аленький цветочек» Шрайбер создал образ Чудища, в «Дурочке» Лопе де Вега – надутого, чванливого Лисео, в «Цилиндре» Эдуардо де Филиппо – практичного супруга, ради денег способного превратиться в покойника, в «Божьих коровках» – прожженного, опытного Аркашу, а в «Сирано де Бержераке» ему поручена роль Кристиана. Уже по одному этому актерскому списку видно, какой объем работы лег на плечи вчерашнего студента.

Подлинный успех к Николаю Шрайберу пришел в спектакле «Бешеные деньги» по пьесе

А. Н. Островского, где он сыграл молодого предпринимателя середины ХIХ века Василькова. Актеру удается психологически верно раскрыть многочисленные трансформации Василькова – его безумную влюбленность, превращение из «чувствительного» юноши в жесткого хозяина, который уже никогда «из бюджета не выйдет». К финалу душа Василькова убита. Поэзия искреннего чувства уходит из его жизни, она несовместима с эпохой «бешеных денег».


Поздравляя молодого актера с первым успехом, хочется сказать, что награда обязывает, что настоящие глубина и подлинная свобода сценического существования для Николая Шрайбера еще впереди.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают