пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 25 мая 2004

Интеллигенция в собственном соку

Утро прошедшей пятницы началось «Пупсиком» – клипом Ф. Киркорова, плясавшего на зависть Остапу Бендеру в белой фуражке на фоне большого белого корабля. По одному из центральных каналов показали подробный сюжет о чернокожей супермодели Наоми Кэмпбелл в связи с ее еще только предстоящим 34­летием (дата «серьезная»! впрочем, при ее профессии, возможно, это действительно так). Этот же день закончился «Линией жизни» Г. Хазанова, с его ставшими уже привычными, но при этом вполне оправданными сетованиями на падение художественных и еще большее унижение общественных нравов. И как­то не очень было заметно, что именно на пятницу пришелся день рождения двух «живых классиков», гордости национальной культуры – кинорежиссера Г. Панфилова (70 лет) и писателя Б. Васильева (80 лет). Недаром говорят: в России нужно жить долго. Эти двое – выжили.

 

На протяжении всей телевизионной недели интеллигенты активно варились в собственном соку.

Директор крупнейшего в нашей стране Института искусствознания А. Комеч, человек в обыденной жизни мягкий, тихий, «кабинетный ученый», горячился в передаче «Личный вклад» по поводу исчезновения в Москве старинных домов и кварталов в угоду корыстным интересам хозяев дорогостоящих новых зданий. В традиции русской интеллигенции этот человек надеялся своими доводами и своим душевным волнением изменить экономически кем­то уже просчитанную ситуацию.

Впрочем, знаю и от самого Комеча, и от других крупных ученых – знатоков старой Москвы, что не телевизионные, а рабочие обсуждения судеб исторического наследия Москвы обычно проводятся в тамошней мэрии лишь для проформы. Кстати, когда их комиссия начинала работать несколько лет назад, особой проблемой оказалось то, что среди ведущих ученых и архитекторов столицы практически не было коренных москвичей, которые бы душевно сопереживали судьбе города и просто помнили его на протяжении нескольких десятков лет. Тот же ученый принял участие и в ток­шоу первого канала «Основной инстинкт», где шла речь о приватизации памятников культуры. Самым забавным в той передаче мне показался титр, где наследницу старинного рода Шереметевых назвали «урожденной графиней». Вот она, мера интеллигентности телевизионной редакции, где не нашлось человека, знающего, что «урожденными» бывают не по статусу, а по фамилии. «Свобода слова» как телепрограмма на НТВ понадобилась для того, чтобы интеллигент во власти, вице­премьер правительства Жуков и претендующая на интеллигентность спортсменка с крутым характером Хоркина обсуждали вопрос о том, нужна ли через 8 лет Олимпиада России, в то время как уже сейчас в Петербурге не могут вывести полчища крыс.

Переключая каналы, можно было «наткнуться» на интеллигенцию лишь случайно и нечасто. Проблемы интеллигенции обсуждал со своими собеседниками – москвичкой и канадцем – в ярославской программе «Интервал» на НТМ Н. Маштаков. Согласились, что русская интеллигенция уникальна по определению, а не по формальному положению. Интеллигенция ежедневно на минуту в день стала появляться на НТВ с рассказом о событиях Великой Отечественной войны: начат рассчитанный на целый год проект «До юбилея Победы осталось...» Когда осталось 353 дня, о своих детских впечатлениях от возвращения в еще военную Москву рассказывал знаменитый адвокат Г. Падва.

Судьба интеллигенции стала предметом скромной по замыслу, но душещипательной по содержанию истории, рассказанной в документальном фильме «За Китайской стеной». Фильм о русско­китайской семье был удивительно хорош тем, как живо и просто, воссоздавая множество точных, часто мельчайших наблюдений, члены семьи интеллигента, репрессированного во время «китайской культурной революции» 1960­х годов, рассказывали о своей жизни. Там были воспоминания о выстрелах и голосе ребенка, заговорившего с помощью ссыльной бабушки по­русски, ассоциации начитанной девушки, собиравшейся умирать со словами любви к коммунистической партии, и спокойный, доброжелательный тон почти чисто говорящего на русском языке молодого китайца, внука и сына преданных Китаю и любящих Россию интеллигентов.

Но, что бы ни пережили наши современники в других странах, российский опыт жизни интеллигенции во время и после нескольких революций уникален. И именно этот опыт стал основанием творчества крупнейшего русского кинорежиссера Глеба Панфилова. Для русской интеллигенции его судьба, судьба его семьи и суть его творчества в высшей степени характерны. Ибо все, что с ним происходило, да и сейчас происходит, было «вопреки».

Вопреки логике сын крупного партийного работника из Свердловска стал едва ли не кинематографическим диссидентом, сняв невероятный по жесткости и наивной вере в прекрасного человека фильм «В огне брода нет». Вопреки привычным представлениям о режиссерско­актерских браках Панфилов женился на актрисе, которая до встречи с ним играла в театре и в кино роли не просто дурнушек, но гротесковых уродок. Панфилов стал снимать Чурикову как трагическую актрису, чей немыслимый темперамент позволял ей уже в первом их фильме быть равной великому Е. Лебедеву. Эмоциональное «поле» актрисы сделало ее фигурой особого масштаба в нашем кино, и интересно было наблюдать, каких мужчин снимал вместе с нею муж­режиссер. Рядом с Чуриковой появлялись блестящие партнеры – простодушный нахал Л. Куравлев в «Начале», пробивной и грубый, хотя по­своему трогательный Н. Губенко в «Прошу слова», вальяжный и жалкий краса­вец В.Медведев в «Вассе». Эти фильмы прошли в течение недели по телевидению – разумеется, по каналу «Культура». Но о парадоксах Панфилова и там не было сказано.

Панфилов постоянно хотел делать в кино то, что ему не разрешали, но что хотели бы сделать многие. Он находил для себя решения, которые и компромиссами не являлись, и творчеством давали возможность заниматься. Пока А. Герман годами ждал возможности снять очередной кадр или получить прокат для своего фильма, Панфилов снимал.

Принято считать русских интеллигентов непрактичными романтиками. Панфилов не прагматик в чистом виде, но он очень разумный и нормальный человек. Лет двадцать назад, когда Чурикова уже имела славу киноактрисы, но только начинала работать в театре у М. Захарова, она жаловалась мне на то, что «еще немного, и я смогу играть только маму Жанны д’Арк, а для самой Жанны буду уже старой». Намеки на судьбу преданной (то есть, служащей отечеству и забытой­брошенной этим же отечеством) легендарной француженки были эскизно сыграны в фильме «Начало», но парадокс судьбы Панфилова заключается в том, что он так и не снял полнометражный фильм о ней по уже готовому собственному сценарию. Зато с достаточно еще молодой Чуриковой снял фильм по ранней пьесе Горького «Васса», где внука героини играл их маленький сын Ваня; можно считать парадоксом интеллигента повышенную требовательность и критичность к самому себе.

Я не уверена, что последний завершенный фильм Панфилова «Романовы, венценосная семья» можно считать серьезным идеологическим высказыванием. О судьбе убитого буквально на глазах у всей страны русского царя написано и рассказано так много, что обсуждать можно только художественные особенности этой акции. Панфилов сделал фильм стильный по форме и поистине интеллигентный в том смысле, что там не было истерической демонстрации монархических пристрастий режиссера, но была попытка воссоздать дух странной эпохи. В более раннем фильме «Васса» эпоха точно была маркирована с помощью диковинки – лифта, поднимающего людей внутри квартиры при физических усилиях рабочего, вращающего механизм, скрытый от глаз пассажиров. В «Романовых...» таким интеллигентно воссозданным знаком эпохи стал господствующий во множестве своих оттенков белый цвет (метафора будущего белого движения – и реальность людей, привыкших к определенному стилю одежды и бытового антуража). И, естественно, необыкновенно важным для Панфилова в этом фильме было понятие «семья»: уверена, царская семья ему интересна и вызывает сожаление не просто как группа убитых людей, но как целостность, уничтоженная именно в этом своем качестве. И собственная семья для Панфилова – это своего рода культурная ценность. Недаром существует масса красивых фотопортретов, где Панфилов и Чурикова – вместе. Не на съемочной площадке, не на светском приеме – они позировали специально, объединяясь перед объективом, как это принято в традициях интеллигенции.

Их – двое. Это очень мало, и потому они должны быть вместе. Совсем, как у поэта: «Нас мало, избранных...» Только не на депутатские должности, а в защитники духовных ценностей.

И хорошо, что мало, – как показала теленеделя. Ибо выживать им трудно, и большое количество людей на такой образ жизни не способно.

Татьяна ЗЛОТНИКОВА,доктор искусствоведения.

Читайте также
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 05.12.2012 Кино опять востребованоВ Переславле-Залесском торжественно открыли новый кинотеатр. И назвали его тоже торжественно – «Оскар».  
  • 01.12.2012 Ему 45 – и он «ягодка» опять! Жители Пошехонского района отметили 45-летний юбилей кинотеатра «Юбилейный», который находится в райцентре  
  • 22.11.2012 «Роман и Франческа»: встреча с Людмилой ГурченкоВ прошлом сезоне абонемента «Кино в лицах знаменитых...» мы показали замечательный музыкальный фильм-сказку «Мама» в честь актрисы-звезды, которая угасла.
  • 15.11.2012 В гостях у «Пошехонского мишутки» Состоялся IV Открытый районный фестиваль анимации и киновидеотворчества «Пошехонский мишутка». В фестивале приняли участие городская студия
  • 13.11.2012 Перекоп как место встречи Просмотром документального фильма «Затрапеза» открылась в ДК «Красный Перекоп» встреча с ярославцами представителей региональной
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • В мире прекрасных звуков«У любви, как у пташки крылья, её нельзя никак поймать...» Эти строки из хабанеры Жоржа Бизе знает даже
  • Награды – самым достойным Вчера в парадном зале художественного музея губернатор Ярославской области Сергей Вахруков по поручению
  • Время Ксюш На ТНТ завели очередное реалити-шоу. «Дом-2. Любовь». Ведущих двое. Обе умеют командовать, обе – почему-то