четверг 02

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 19 февраля 2005

С мечтой о роли Бабы Яги

Сегодня у ведущей актрисы Ярославского театра кукол, заслуженной артистки России Надежды Ивановны Новиковой день рождения. Отметит она свой юбилей так же, как и предыдущие не столь круглые даты, – на сцене. И лучшим подарком в этот день для нее станут аплодисменты ее маленьких зри-телей.

автор Лариса ДРАЧ.

 

Надя родилась в маленьком шахтерском городке Ленинске-Кузнецком Кемеров-ской области. Вся жизнь в городе была сконцентрирована вокруг шахт. А снег зимой был антрацитово-черный от вездесущей угольной пыли, и казалось, что другим он и быть не может. Вряд ли Надя могла в те годы толково объяснить, что ей не нравится в родном Ленин-ске. Но вот ощущение – я здесь никогда не буду жить! – сформировалось очень рано.

А задумываться ей об этом было катастрофически некогда. Ведь она занималась одновременно во всех кружках, которые только нашлись в Доме пионеров, включая судо и авиамодельный!

– Мне так интересно все попробовать самой, что было абсолютно неважно, чем заниматься, главное – самой. Идеальная иллюстрация к известному детскому стихотворению про «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота...».

Своего профессионального театра в шахтерском городке не было. Зато был народный самодеятельный коллектив – Надежда в нем, конечно же, занималась и переиграла всех героинь из пьес модного в те годы драматурга Розова. А еще в город приезжали на гастроли театры, особенно часто – театр оперетты, и, посмотрев каждый спектакль не по одному разу, Надя все роли успевала выучить наизусть.

О том, что она будет актрисой, Надежда знала с раннего детства. Это воспринималось ею как само собой разумеющееся, как данность. Родители же стремление дочери к сцене не одобряли. Отец полагал, что лучше специальности, чем стоматолог, для девушки и быть не может. Поэтому о своем решении поступать в Новосибирское театральное училище Надя родителям даже не сообщила.

Как она поступала в театральное училище – это отдельная история. Надя просто приехала подавать документы, абсолютно ни к чему не готовясь. А оказалось, уже идет творческий конкурс. Прозаический отрывок, который абитуриенты обязательно должны читать при поступлении, Надежда нашла в случайно забытом кем-то учебнике по русскому языку – «что-то из Шолохова». Учила его перед прослушиванием, ночуя на вокзале – знакомых у нее в Новосибирске не было, а попроситься в общежитие она постеснялась. На экзамен пошла последней – не потому, что боялась, страха как раз не было, а потому, что девочка, которая выступала перед ней, пообещала дать ей свою юбку – брюки горе-абитуриентки после ночевки на вокзале выглядели не лучшим образом.

– Поскольку я шла последней, было время осмотреться. И вижу, что комиссия от скуки уже просто засыпает, никто никого не слушает. Шансов практически нет. Показывай все, что сможешь, сказала я себе, и то, что не можешь – тоже. Когда подошла моя очередь, я так рявкнула «стихотворение Эдуарда Асадова...», что члены приемной комиссии аж на стульях подскочили. Студенты, которые тоже маялись от необходимости присутствия на прослушивании, мне одобрительно большой палец показывают – давай, дескать, на всю катушку. Ну, я и выдала. Точно таблетку «нахалина» прогло-тила.

Конечно, такую бойкую барышню приняли сразу. Правда, на драму она не прошла – фактура не та, на курс набирали русских красавиц. Предложили пойти на кукольное отделение либо приехать через год – будет набор для ТЮЗа. Но разве Надежда могла ждать еще целый год? Она с радостью согласилась стать студенткой кукольного отделения и ни на секунду об этом не пожалела.

В Ярославском театре кукол Надежда Ивановна работает почти тридцать лет. Добрые две трети своего актерского стажа она была то Белоснежкой, то Золушкой, то Снегурочкой, то Принцессой – лирической героиней, одним словом. Все главные роли, заметьте. А хотелось ей совсем иного – хоть на часок перевоплотиться во вредную кикимору, противную бабу Ягу. «Ах если бы, ах если бы – не жизнь была, а песня бы», как поется в мультфильме «Летучий корабль». Но вода камень точит. Вырастила себе Надежда Ивановна молодую достойную смену и с радостью передала им всех своих «голубых» героинь: «Вы представить себе не можете, как я была счастлива, отыграв Снегурочку в последний раз!» Зато ее дети были очень недовольны, что мама поменяла амплуа – она им так нравилась, играя исключительно положительных героинь! Теперь Надежда Ивановна играет нянюшку Арину, домоправительницу в «Кентервильском привидении», в новой редакции «Царевны-лягушки» – генеральскую дочь (в первом варианте она была, конечно же, царевной-лягушкой). До бабы Яги, увы, далеко, но хоть какой-нибудь характер!

А еще Надежда Ивановна очень любит делать кукол – этому мастерству ее научили в училище. На выставке «Что за прелесть эти сказки» ее руками изготовлено целых семь кукол.

– В этом моем пристрастии художники наши «виноваты», – считает Надежда Ивановна. – Они рисуют такие замечательные эскизы, что просто руки чешутся, как хочется тут же сделать эту куколку самой.

Столько лет проработав в детском театре, Надежда Ивановна как-то не успела набраться «взрослости». Ей, например, в голову не приходило подсчитать, сколько ролей она сыграла за эти годы, сколько спектаклей в ее творческом портфолио. Даже про то, что она – заслуженная артистка России, и то просила не упоминать, не так уж это и важно, говорит.

– Вас совсем не волнует популярность?

– Нет, почему? Был у меня, например, один дивный поклонник – мальчик Кирилл. Они с мамой приходили в театр очень часто и обязательно спрашивали в кассе, играет ли сегодня актриса Новикова. И после каждого спектакля Кирилл обязательно дарил мне цветы. Это было очень приятно.

Сейчас такие отношения между актерами и зрителями – редкость. Надежда Ивановна очень переживает, когда не удается найти контакт с залом.

– Раньше дети так сопереживали героям спектакля, так растворялись в сюжете, что рождалась сказка. А это – всегда чудо! Сейчас такого, увы, нет. Детвора, привыкшая к компьютерным игрушкам, к диснеевским мультяшкам, к виртуальному общению, громко комментирует то, что происходит на сцене. Нам приходится повышать голос, отвлекаться...

Но Надежда Ивановна по-прежнему очень бережно относится и к каждому из маленьких непоседливых зрителей, и к собственным куклам-персонажам. Ни в коем случае она не считает их игрушками. Называет своими «детьми, кровиночками».

– Мне каждую куклу надо научить ходить, разговаривать, думать... Они оживают для меня в процессе этого общения. Какая же это после таких душевных затрат игрушка?!

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Только ее и видели Труппа Волковского театра продолжает нести потери. Подала заявление о переводе в другой театр одна из
  • Измельчала рыбка, но азарт сохранился
  • Космическое венчание Венчание космонавта Юрия Маленченко и гражданки США русского происхождения Екатерины Дмитриевой состоялось