суббота 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 21 апреля 2005

Просветленный покой живописи

Выставка творческого наследия московской художницы Ирины Евстафьевой – именины зрительской души. В трех десятках полотен, с неимоверным трудом выбранных куратором выставки искусствоведом Ниной Голенкевич из сотен и сотен, написанных Ириной Андреевной за долгую творческую жизнь, отражен не просто внутренний мир одной художницы, но целой эпохи начала прошлого века, который она смогла в себе бережно со-хранить.

автор Лариса ДРАЧ.

 

Ирина Андреевна Евстафьева (1917 – 2001) – дочь известных мастеров русского искусства Андрея Блюменфельда и Антонины Софроновой. Они оба были ярчайшими представителями таких творческих групп, как «Бубновый валет» и «13». В 20-е годы прошлого века это были оазисы чистого, не замутненного бытом и политической агиткой живописного искусства, подарившие нам Татьяну Маврину, Николая Кузьмина... Знаменитый художник Илья Машков, к слову, считал Андрея Блюменфельда самым талантливым своим учеником. Признание этого таланта выливалось в безграничное доверие – Машков доверял Блюменфельду самостоятельно проводить уроки в студии.

Однако нас, ярославцев, «роднит» с Ириной Андреевной Евстафьевой совсем иное имя – Михаил Соколов. Это, пожалуй, самый яркий художник, которого дал Ярославль отечественному изобразительному искусству начала ХХ века. Михаил Ксенофонтович, служивший искусству, по словам современников, «как средневековый паладин даме своего сердца», был дружен с Антониной Софроновой. Благодаря этому обстоятельству в семье художницы сохранилось уникальное собрание ранних работ Михаила Соколова. Изучение наследия знаменитого земляка и привело куратора нынешней выставки Нину Павловну Голенкевич в дом Ирины Евстафьевой. Случилось это еще в 80-х годах, но тогда и для ярославских музейщиков, и для самой Ирины Андреевны на первом месте была работа с наследиями и архивами, хранившимися в семье. Персональную выставку Евстафьевой в Ярославле отложили, как водится, на потом. Но при жизни художницы провести ее так и не удалось...

Однако перенесемся в начало прошлого века. Круг названных громких имен, как мне кажется, уже набросал перед внимательным читателем ту обстановку, ту живительную среду, в которую окунулась девятилетняя Ирина, перебравшись в 1926 году к матери в Москву из Орла, где жила со дня рождения с бабушкой. Дом матери в Афанасьевском переулке, точнее – чердак, ибо квартировала знаменитая художница под самой крышей, притягивал столичную богемную публику. Эстетические идеалы, которые культивировались в этой среде, опирались на мудрые и простые истины: жизнь и все, что окружает нас в этом мире, самоценно. Эту эстетику и впитала Ирина Евстафьева с детства. Это же видение мира она выплеснула на холст в «Арбатской трилогии». В трех программных для нее, концептуальных картинах отражено осмысление всей жизни художницы – ее детская память о чердачных посиделках, о вечно выкипающем из турки кофе (о напитке в искусствоведческой полемике неизменно забывали художники), о склонившейся у мольберта матери...

«Скромность, погруженность в мир внутренних переживаний, умение в каждом дне и в каждом, простом на вид, явлении видеть удивительную красоту – вот, пожалуй, основное и в характере, и в творчестве Ирины Евстафьевой», – такую оценку творчеству художницы дает искусствовед Сергей Маркус.

Сделанное ею неинтересно тем, кто ждет от искусства плакатности и «потрясений», ерничества или издеватель-ства над человеком, социальной критики или сатиры. Она как драгоценные подарки оставила наследие тем, кто ищет просветленного покоя и способен по-детски улыбаться.

Достичь этого просветленного покоя очень просто – достаточно заглянуть в галерею современного искусства «Алле’Я», где представлены живопись и графика москов-ской художницы. Наследники Ирины Евстафьевой не только предоставили для экспонирования несколько десятков картин, хранящихся в частном собрании, но и собираются по окончании выставки три работы знаменитой художницы преподнести в дар ярослав-скому музею.

Читайте также
  • 19.12.2012 Цветы и женщины Ирины ФлоринскойИрина Флоринская – художник, хорошо известный как в Ярославской области, так и далеко за её пределами. А тем, кто ещё незнаком с её творчеством (хотя
  • 19.12.2012 Шерстяной импрессионизм В Рыбинском музее-заповеднике проходит персональная выставка Любови Хитьковой, которая вместо красок и кисти использует… шерстяные нитки.
  • 16.11.2012 Женщина, повлиявшая на жизнь целого города В Переславском музее-заповеднике экспонируется творчество лучшей художницы Серебряного века, ученицы Ильи Репина Ольги Делла-Вос-Кардовской.  
  • 13.10.2012 Секрет её обаяния В спектакле Волковского театра «Концерт» («В шесть часов вечера после войны») заслуженная артистка России Ирина Чельцова и народный
  • 27.09.2012 Дамы путешествуют и творят Городской выставочный зал имени Нужина представляет выставку двух интересных художниц декоративно-прикладного искусства – Ирины Соловьёвой и Ларисы Сельской.
  • 26.04.2012 Живопись Баклановой как подарки под ёлкой В культурно-выставочном центре Переслав­ского музея-заповедника – благотворительная выставка московской художницы Ирины Баклановой.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают