– Сейчас о том, что угличского шитья не существует, уже говорить нельзя: есть я, есть мой ученик Иван Туркин (он работает оператором на телевидении), уже положено начало будущей коллекции – две работы, вышитые мной и Иваном, переданы в дар Угличскому музею-заповеднику, – поясняет Владимир Кузнецов. – Поскольку речь в первую очередь идёт об иконописи, то назвать эти вышивки по своей фамилии, допустим, кузнецовским шитьём, было бы неправильно. И мне показалось логичным «привязать» род своих занятий к местности – так и появилось определение «угличское». А теперь, когда это уже прописано в официальных документах да таких важных, как президентский грант, никуда не денешься – есть «угличское шитьё».
Владимир – реалист и отдаёт себе отчёт, что такое трудоёмкое, кропотливое и дорогостоящее занятие (на одну вышивку иногда уходит до полутора лет!) никогда не приобретёт популярности хохломы или финифти, но был бы рад, если бы термин «угличское шитьё» стал именем нарицательным и закрепился за оригинальными, авторскими вышивками такого рода.
Не менее удивительно и то, что Владимир Кузнецов, достигший высшего пилотажа во владении иглой и ниткой, никогда вышивке ни у кого не обучался и до всего дошёл сам – своей фантазией, творческой смелостью, усидчивостью. Более того, у него нет даже художественного образования, если не брать во внимание несколько занятий в детской художественной школе. Зато был опыт другого рода – созерцательный: Дрезденская галерея, в залах которой для Владимира останавливалось время, или запредельной красоты Приморский край, не укладывающийся в сознании жителя средней полосы, когда по весне все сопки покрывались розовыми всполохами пионов; или колоритные грузинские пейзажи. Володя родился в семье военных, за десять лет поменял восемь школ, а потому, как подшучивает сам над собой, «образование получил весьма шаткое, зато научился крутиться»:
– Достаточно того, чтобы человек жил с ощущением, что он – художник. А когда придёт время, знание и понимание, что и как надо делать, само в руках появится.
Руки у Владимира действительно золотые. Запросто освоил несколько рабочих специальностей и всегда, каждую свободную минутку писал маслом, акварелью, карандашами, что под руки попадёт. Однажды попали нитки...
– И шить взялся не что-нибудь, а икону. Когда пишешь или вышиваешь, как было в моём случае, икону, мотивация у труда очень высокая, и вне зависимости от художественного результата сам процесс имеет огромное значение. Тут не надо, да и нельзя выпендриваться, доказывать своё авторство, ведь икона принадлежит всем. Женщине трудно перешагнуть через естественную неаккуратность первых шагов, а у меня как-то сразу пошло. До всего доходил сам, не следовал каким-то строгим канонам, а потому неловкость первых стежков сам для себя обозначил как художественную небрежность, разрешил себе эту вольность, – вспоминает мастер.
Поскольку имени как профессионала лицевого шитья у Кузнецова тогда ещё не было, у него набралось пять-семь работ, и он смог выставить их в галерее в Омске, где жил в то время. Это сейчас желающие приобрести его произведения выстраиваются в очередь и готовы ждать новую работу годами. Но такая востребованность тоже неоднозначна: чуть ложится на полотно последний стежок, как художник расстаётся со своим произведением, и о персональной выставке даже сейчас, по прошествии многих лет творчества, ему остаётся только мечтать. А тот вернисаж оказался судьбоносным: тогда Владимир Кузнецов приобрёл не только славу уникального художника-золотошвея, но и познакомился с будущей женой. Юлия сама художник, а потому образ жизни Владимира ей оказался близок и понятен.
То, чем занимается Кузнецов, не имеет ничего общего с популярной в последнее время вышивкой крестом, когда в готовых наборах заранее расчерчено, где и какого цвета крестик должен быть. «Я бы не смог этим заниматься, – признаётся мастер, – быстро бы наскучило». У Владимира же получается живопись иглой, когда рука летит подчас быстрее мысли, и чем труднее оказывается замысел, чем сложнее автору договориться с материалом и фактурой, тем большее наслаждение от процесса рождения картины испытывает художник.
– В этом процессе – все мои амбиции, – лаконично характеризует суть своего творчества Кузнецов.
В рамках президентского гранта Владимир Кузнецов приступил к вышивке «Пелены царевича Димитрия», которая также по окончании работы будет передана в Угличский музей-заповедник. В его планах – создание сайта, который позволит разложить технику вышивки «угличское шитьё» пошагово и сделает уроки доступными всем желающим рукодельницам. Владимир планирует набрать учеников и постепенно, как «живьём», так и посредством всемирной паутины, обучить их своей уникальной технике, хотя сам себя мастером с большой буквы он не считает, говорит, что он «вечный ученик, подмастерье у искусства».