четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

Удаление родинок лазером видео

удаление родинок лазером

polident29.ru


на печать

Комментировать

вторник, 06 февраля 2007

Каждый выбирает по себе

нет фото

Скульптура вообще не частый гость в наших выставочных залах: и скульпторов куда меньше, чем живописцев, и сама по себе скульп­тура – объект, «не склонный к перемене мест», – что уж говорить о скульптуре крупных форм, прибывшей издалека? Неудивительно, что каждая такая выставка становится событием в культурной жизни города, тем более, что автор, представляющий в эти дни свои произведения в выставочном зале Союза художников, не только именит, прославлен и востребован в обеих столицах, но и связан кровным родством с Ярославлем. Знакомьтесь – художник и скульптор из Санкт­Петербурга Галина Додонова.

автор Лариса ДРАЧ

 

«С момента защиты дипломной работы (а окончила Галина Васильевна самое прогрессивное для шестидесятых годов учебное заведение – ту самую «мухинку», в которой ныне и преподает. – Авт.), ее имя приобрело прочную известность наряду с самыми прославленными мастерами советской культуры. Памятник Пушкину, установленный сначала в Ленинграде, а в 1980 году «переехавший» в село Михайловское, принес ей всероссийскую славу. «Удивительный, завораживающий Пушкин, с ним хочется общаться...», – пишет доктор искусствоведения, профессор Смольного института свободных искусств и наук Татьяна Юрьева.

К сожалению, лично «прибыть» в Ярославль Александр Сергеевич не смог, но «фото на память» прислал. А совсем недавно, в декабре минувшего года, получило свою постоянную питерскую прописку еще одно, из последних, творений скульптора: удивительной красоты и пластики памятник Анне Ахматовой.

Уже этих двух произведений искусства – одного из первых и одного из самых последних – достаточно, чтобы войти в историю отечественной культуры. А ведь между ними уместились десятилетия упорной творческой работы, пронизанной жаждой эксперимента. Результаты этих поисков скульп­тора можно увидеть в экспозиции: серия миниатюр «Сестры земли» – изящные, почти гламурные женские силуэты, застывшие в разных позах; композиция, состоящая из нескольких фигур, выполненных из грубого, практически необработанного дерева – «Вифлеемская звезда»; огромный, треснувший ствол дерева, преображенный автором в женскую лежащую фигуру – такой предстала перед скульптором затопленная Молога...

Шамот, керамика, бумага, гипс, дерево, бронза, гранит... – кажется, Галине Додоновой подвластны все материалы. Утонченная изысканность бронзовых миниатюр; нарочитая непроработанность деревянных фигур, в которых автор идет «от материала», заставляя играть на идею скульп­туры каждую трещинку, каждый сучок: не зря говорится, что все уже создано природой, надо только отсечь лишнее; некоторая авангардная экспериментальность бумажных рельефов – достаточно редко демонстрируемых в экспозициях объектов; скупая четкость линий карандашных портретных зарисовок... – любая техника Галине Додоновой «по руке».

Удивительны женские фигурки, рожденные фантазией скульптора: они столь грациозно­непропорционально устремлены ввысь, точно неведомы им законы земного притяжения. Этот разговор на равных с пространством у скульптора, наверное, родом из юности. Некогда Галина Васильевна занималась в одной парашютной секции с Валентиной Терешковой, подавала большие надежды, но тяга к искусству перевесила, и вместо космоса она оказалась в училище имени Мухиной. Однако оставшиеся в прошлом более сотни прыжков просто так со счетов не спишешь: это они долгим эхом «аукаются» в скульптурах Додоновой, созвучных в чем­то живописи Модильяни.

...Когда до открытия выставки остается каких­то полчаса, художник, ясное дело, переживает цейтнот: в последнюю секунду всплывают какие­то недоделки, которые нужно срочно устранить. Но Галина Васильевна выкроила несколько минут для беседы, правда, одновременно ей приходилось некоторые скульптуры экстренно реставрировать: что поделаешь, издержки переезда.

– А все­таки, Галина Васильевна, женское ли это дело – скульптура?

– Почему нет? Я знаю очень много женщин­скульпторов, и именно они лучше скульпторов­мужчин чувствуют пластику.

– Но ведь это и физически тяжелый труд...

– Однако меня ведь никто не заставляет этим заниматься, не правда ли? Каждый выбирает по себе... С другой стороны, физический труд полезен. Вот вы говорите «тяжелая работа», подразумевая, что я надрываюсь, перетаскивая все эти скульптуры? Да это одна сотая доля того труда, когда, например, я делала двухметровых гранитных слонов. Рабочие, которые наблюдали за моей работой, были просто в шоке.

– Своя ноша не тянет?

– Да, наверное... К сожалению, я тяготею к более крупным формам. С миниатюрами у меня как­то не клеится: мучаюсь – мучаюсь, а в результате они стоят на витрине, и не более того.

– Ваша «всеядность» в отношении материалов – это следствие ваших экспериментов?

– Скорее, разные бытовые моменты. Вот, например, керамика, которой у меня не так и много. Целую серию работ я сделала в Дзинтари, где были условия для ее изготовления. А иной раз сделаешь что­то, и это годами стоит в мастерской, потому что надо куда­то идти, договариваться насчет печи, платить деньги... Раз сходишь, два, а потом плюнешь и займешься чем­то другим. Основное направление моей работы – это бронза. Вылепил, отформовал, отнес на завод.

– А вот такие реставрационные работы в последнюю минуту часто случаются?

– Что поделаешь, надо все уметь. Конечно, этого не должно быть в идеале, и я знаю, что у многих мужчин­скульпторов нет такой практики, они вообще порой на выставку не приезжают – отправили работы, и точка. Каждому свое...

Галина Додонова – непростой художник, «скульптор, отличающийся несравненной манерой думать, чувствовать». Экспозиция, безусловно, поражающая масштабностью и всеохватностью, возможно, спровоцирует немало споров и противоречивых мнений. Но равнодушным она никого не оставит.

Читайте также
  • 26.12.2012 «Есть женщины в русских селеньях» Взгляните на это лицо. Лицо Шуры в спектакле Волковского театра «Бабаня». Играет её Галина Ефанова. Русский философ Василий Розанов как-то
  • 26.12.2012 На одной духовной волне 1 декабря в центральной городской библиотеке им. М.Ю. Лермонтова состоялся литературный вечер «Прикосновение к миру Марины Цветаевой». Уходящий
  • 18.10.2012 Избушка для переславской Бабы ЯгиБаба Яга справила новоселье. Нет, не та Баба Яга, что «прописана» в Кукобое, а другая – переславская.
  • 23.08.2012 Диалоги в губернаторском садуВ саду Ярославского Художественного музея проходит фестиваль «Диалоги во времени», девиз которого: «Городской культурной среде –
  • 20.07.2012 Потомки, верные тебе На могиле здешнего уроженца, академика, скульптора, автора памятника А. С. Пушкину в Москве Александра Михайловича Опекушина (1838 – 1923) вместо
  • 19.09.2007 От осины не родятся апельсиныЧто-то зачастили к нам московские скульпторы... Ещё буквально полгода назад любая выставка скульптуры априори становилась событием в художественной жизни
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Актеров больше, чем зрителейСатирическую притчу Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» сыграли скоморохи из студии
  • Ублажали князяТоржественно встретил православный Ярославль мощи благоверного великого князя Александра Невского, которые
  • Что такое «глобка»? Ответ на этот вопрос смогут узнать читатели газеты брейтовской земли «Ситский край». Идея создать свою