среда 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 23 ноября 2005

Нам не хватает донкихотства

нет фото

Главный герой нового спектакля Ярославского камерного театра под руководством Владимира Воронцова «Дон-Кихот. Версия умалишенных» у артиста Виктора Григорюка сухопар и крепок в кости, у него добрые и грустные глаза, внушительного тембра баритон. В облике ничего нет от анекдота или пародии. Судя по тому, как сильно задето его благородное сердце низкой болтовней оруженосца Санчо о презренном жалованье, Дон-Кихот Григорюка обижен за все странствующее рыцарство, и неподкупный нрав, похоже, главное в его персоне.

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

Но вообще-то никогда не унывающий толстяк-оруженосец (Владимир Гусев) при всем своем занудливом балагурстве – того же поля ягода, что и господин. У него верное сердце, а высокий дух странствующего рыцарства коснулся и его чела. Многочисленные шишки в походе за правду и справедливость такой Санчо набивает себе на пару с кабальеро по-настоящему.

Столь выразительными видим мы героев Сервантеса... на сеансе арттерапии в исполнении пациентов психушки доктора Лэдисона (Юрий Ваксман). Первопричиной их бед были поступки, о каких иначе и не сказать – донкихотские.

Герой Григорюка, пациент № 11, в предыдущей своей жизни служил главным хранителем Национальной библиотеки. Когда однажды начался жуткий пожар, этот человек в одиночку ринулся спасать книги. На нем горели одежда, волосы. Он долго потом пролежал в реанимации, но к нормальной жизни так и не вернулся.

Человек № 68, он же Санчо Панса, учился на культуролога, впрочем, дело не в этом. Как-то компания студентов отправилась проветриться к водопаду. Любимая девушка нашего героя села в лодку с другим. Их понесло, «Санчо» поплыл наперерез, остановил лодку у гибельного края стремнины. Тем, кто был в лодке, бросили канат, а их спаситель вместе с лодкой полетел с огромной высоты к розовой пене среди камней.

В клинике доктора Лэдисона никто не бездельничает. 11й читает книжки, закрывшись в «библиотеке» – платяном шкафу. 68-й любит играть на дудочке, свернутой из картона.

Современному театру не резон отбивать хлеб у медицины. С начала прошлого столетия он вольно или невольно играет на поле эскулапов. Слово «подсознание» было рабочим термином и Станиславского, и Вахтангова. Да и завсегдатаи театра Владимира Воронцова знают, как любит этот режиссер зацепить у актера, а через него и у зрителя глубинные, вплоть до безотчетных инстинктов, струны души.

Главный психиатр в исполнении Ваксмана со своей напоминающей деловой инструктаж скороговоркой в общении с театральным деятелем Коральским (Петр Рабчевский) больше похож на менеджера, чем на врача.

Осенило его в качестве кардинального средства арттерапии выбрать роман о Дон-Кихоте. С режиссером будущей постановки, человеком, давно переставшим чему-либо удивляться и не склонным к авантюрам, доктор без хлопот находит общий язык. Сошлись на том, что безудержная храбрость хитроумного идальго и его любвеобильное сердце и впрямь выглядят многообещающим противоядием для душ, хронически покалеченных страхом перед жизнью.

Странная, казалось бы, затея не выглядит авантюрой еще и потому, что, оказывается, есть у доктора Лэдисона заветная надежда, что постановка возродит и его собственную душу. В страшные дни цунами, пока заседал он на каком-то симпозиуме, погибло все его семейство, любимая дочь – ему так напоминает ее молчаливая медсестра Джудит (Замира Колхиева).

У нее-то высшее медицин-ское образование и своя, никем не написанная история болезни. Бойфренд оказался подонком, перед свадьбой потешил дружков разудалой оргией, после чего красавице Джудит не то что замуж идти – жить расхотелось. Имеется у доктора спасительное снадобье и для медсестры – роль прекрасной Дульсинеи.

Будут в спектакле и знаменитые мельницы, и церемония во дворце герцога, где свет-ская дворня всласть поизмывается над простодушием гостей, всерьез намеренных избавить мир от зла. И примет Санчо губернаторский пост с теми же, что и в романе, веселыми до слез последствиями. Игра идет в пространстве души Дон-Кихота, где справедливость защищают с риском для жизни, где отвага есть отвага, а любовь не бывает понарошку.

Первой среди героев спектакля жить сызнова захотелось 123-й – герцогине. В проникновенной ночной сцене с 68-м она попросит его: «Можно, я буду называть тебя Санчо? Ты самый добрый из всех, самый нежный. Ты поможешь мне?» Санчо пригубит свою картонную дудочку, и мы услышим хрустальный унисон их сердец.

Но спасительной сцены с выздоровлением Дон-Кихота мы так и не дождемся в тот вечер. На его путях все должно быть по правде и по совести, достаточно одной-единой колдобины лжи или корысти – собьются с шага все. Захотелось пациентке под номером 123 (актриса Зинаида Сопотова) сыграть не герцогиню, а другую – прекрасную Дульсинею. Прочла тайком текст роли, и так тяжко стало ей жить под номером, потому что Дульсинею – любят. Попросила она Джудит: уступи. По наущению выжиги-актера, хронического заики на почве пьянства, героиня Сопотовой даже пыталась купить роль у главного психиатра. Ничего не получилось. И пошла она ва-банк...

Затронув подноготную наших душ, Владимир Воронцов в новой постановке по пьесе, рожденной в стенах его театра, моралей не читает и жить не учит. Возможно, как раз поэтому театр и не отпускает нас домой налегке. Уходим, кто с вопросами без ответов, кто с догадками – про самих себя, грешных. Про то, например, что, как и при Сервантесе, не достает гомо сапиенс наивного и не ведающего корысти донкихотства. Рыцарь печального образа – да, литература, театр, но донкихотство – наш вечный выбор в жизни. Оно всегда лоб в лоб с тем, что классик поэзии XX века пригвоздил к стенке строкой – «позорное благоразумие».

Читайте также
  • 29.12.2012 Вспомнить забытых героевЯрославцы подвели итоги нынешнего Года российской истории. Произошло это за «круглым столом» в библиотеке-филиале № 19, что многие годы квартирует
  • 20.12.2012 Бова-королевич в гостях у Достоевского Снежная королева рука об руку с Золушкой, Колобок в одной компании с Чипполино и Дюймовочкой, Заяц-хвастун с доблестным Бовой-королевичем – все эти
  • 07.12.2012 Для книжных детей, не знающих битв В областной юношеской библиотеке имени Суркова подготовились отметить День Героев Отечества.
  • 15.11.2012 «Из подростков созидаются поколения» День рождения Фёдора Михайловича Достоевского отмечает Ярославский центр семейного чтения его имени – в восемнадцатый раз, программой во Дворце культуры
  • 24.10.2012 Схватки были жаркими В нашей области продолжается акция школьников «Герои ярославского неба». Инициаторами её два года назад стали муниципальный совет Заволжского
  • 02.10.2012 Истина страстей и поэтика карнавала XIII Международный Волковский фестиваль завершился спектаклем «Рассказы Шукшина» Театра Наций
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают