четверг 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 18 августа 2007

Безыскусно по замыслу, пронзительно по сути...

нет фото

Редкий художественный вернисаж в Ярославле проходит в присутствии искусствоведов из Третьяковской галереи и действительных членов Российской Академии художеств. Да что там «редкий»! Не бывало ещё такого на нашей, скажем без ложной скромности, не обиженной культурными событиями земле. Однако всё когда­нибудь случается в первый раз.

автор Лариса ДРАЧ

 

Намедни премьеру выставки столичных живописцев, народных художников России Игоря Пчельникова и Марии Красильниковой, прошедшую в выставочных залах Союза художников, почтили своим присутствием не менее именитые и знаменитые, чем сами авторы, московские искусствоведы – доктор искусствознания Мария Чегодаева и заведующая отделом скульптуры ХХ века Государственной Третьяков­ской галереи Людмила Марц.

Любопытно, что за свою достаточно долгую жизнь в искусстве Игорь Владимирович Пчельников, один из самых крупных современных российских монументалистов, пожалуй, впервые выставляется за пределами столицы. Не может похвастаться активной «гастрольной» жизнью и Мария Владиленовна Красильникова (она не только коллега по профессии, но и супруга Пчельникова), ибо работает преимущественно в архитектурных проектах, а собственно живописи в её жизни отведено место яркой, насыщенной авторской индивидуальностью, но побочной партии. Нынешним визитом живописной четы мы обязаны прошлогоднему фестивалю «Преображение», в организации которого принимал участие член­корреспондент Российской Академии художеств Игорь Пчельников. А что касается присутствия на вернисаже высшего эшелона отечественного искусствознания, то милейшие дамы не постеснялись признаться, что они «сами напросились в гости», пользуясь, как говорится, случаем.

– Выставка Игоря Пчельникова и Марии Красильниковой в Ярославле, – заметила член президиума Российской Академии художеств Мария Чегодаева, – это событие, не только украсившее Академию, но и ставшее событием нашей со­временной культуры.

Именно о современной культуре, точнее, о подлинном месте настоящей живописи в пласте современной культуры и шла речь на пресс­конференции столичных гостей, предшествующей собственно вернисажу. Простите, я сказала «шла речь»? Оговорилась. На самом деле страсти на пресс­конференции кипели нешуточные. Робкие реплики немногочисленных журналистов были буквально затоптаны яростными монологами ярославских живописцев, стремящихся донести до столичных коллег своё мнение «по поводу». По поводу чего, спросите вы. Ответить будет непросто... Что является подлинным искусством и что – мнимым, лишь пеной, накипью современного шоу­бизнеса? Есть ли шанс у провинциального художника заявить о себе на российском рынке монументальных заказов? Можно ли вычленить из многочисленного клана новых русских, заказывающих профессионалам от палитры роспись собственных кухонь «под Рафаэля» (кроме шуток!), хоть одного мецената уровня Третьякова и Морозова? Как молодому художнику пробиться к славе и, что тут греха таить, деньгам и при этом «не выплеснуть ребёнка вместе с водой»?

Юрия Жаркова, известного ярославского живописца, заслуженного художника России, посетовавшего о том, что Ярославский художественный музей практически почил, вынужденный зарабатывать деньги проведением свадеб и устроением коммерческих выставок, «утешила» искусствовед Людмила Марц, поведав о том, что даже Третьяковка сдаёт помещения под банкеты, а поутру сотрудникам приходится стирать крем от бисквитных тортов с ценнейших античных статуй. А что делать? Выживать как­то надо. Далее последовал другой излюбленный русской интеллигенцией риторический вопрос – «Кто виноват?» Словом, страсти на вернисаже кипели отнюдь не церемониальные... Сошлись во мнении, что подлинное искусство всегда пробивается к жизни не «благодаря, а вопреки».

К слову, о подлинном искусстве. Что касается привезённых в Ярославль столичными живописцами Игорем Пчельниковым и Марией Красильниковой полотен, то они стоят того, чтобы на них посмотреть. Посмотреть, помолчать, уйти, подумать о жизни вообще и о своей в частности, и... вернуться, чтобы встретиться с этими холстами ещё раз.

Роднит творчество этих двух ярких, самодостаточных мастеров не наигранная антигламурность. Они не хотят понравиться любым путем, не наводят глянцевый лоск на холсты, не тратят время на золочение багетных рамочек (а зачастую и вовсе обходятся без оных), не морочат себе голову высасыванием из пальца сюжета. Они рисуют жизнь такой, какая она есть, какой они её видят, такой, над которой размышляют.

Тематика у Пчельникова своеобразная – земной, «страстный» путь Христа. Но по существу – путь каждого человека на земле. Для Пчельникова библейские мотивы – не иллюстрация к библейским сюжетам, а форма мышления, способ присутствия в этом мире. Для него это не прошлое, а вечное сейчас, переживаемое вновь и вновь с теми же напряжением и мукой.

Отдельной строкой в экспозиции проходит глубоко ранившая художника тема трагедии в Беслане. Женщин Востока, оказавшихся волею судеб по разные стороны баррикад – матерей, потерявших своих детей и шахидок, поднявших руку на человеческую жизнь, художник объединил чёрным цветом одеяний, но последних он намеренно лишил лица, вписав в амбразуру традиционно туго затянутого головного платка фрагмент зеркала.

Но если не заноситься в горние выси, то можно отдохнуть глазом и мыслью на других холстах автора. Нарочитое нагромождение грубых разноцветных штрихов художник назвал незамысловато – «Переписанный холст». В том же ключе выдержана работа «Не вышло»: дабы не возникло разночтений, Игорь Владимирович так и написал сверху штриховой какофонии – «нарисовал, перечеркнул, не вышло». Без отходов работает народный художник, молодец! Я говорю это искренне, потому что чувство юмора и умение по­смеяться над собой – достаточно редко встречаемое у больших мастеров качество.

Картины Марины Владиленовны Красильниковой столь оптимистичны, что их можно смело использовать в качестве иллюстрации к гипотетическому самоучителю «Как перестать беспокоиться и научиться радоваться жизни». «Излюбленный жанр художницы – сочетание натюрморта и пейзажа. Нередкая композиция – букет цветов на первом, очень крупном плане, а в отдалении, за окном – деревенская улица. Мир, увиденный через крупную деталь, становится по­особому лиричным», – так раскладывают по полочкам творчество Марины Владиленовны искусствоведы.

– Творчество Игоря Пчельникова и Марии Красильниковой – это то подлинное искусство, которое и останется в истории (я имею в виду Историю с большой буквы) от нашего времени, – заметила доктор искусствознания Мария Чегодаева, – человечное, трагичное, продолжающее лучшие традиции искусства ХХ века, оно, безусловно, переживёт назойливо насаждаемую сейчас бессмыслицу и безвкусицу так называемого актуального искусства. И именно Ярославль – город с богатейшими культурными традициями, способен оценить это глубже, нежели замусоренная шоу­бизнесом столица.

Читайте также
  • 29.12.2012 Это не их, а моя газета Сколько себя ни помню, всегда слышала при каких-то проблемах: «Позвоните в «Северный край»?!», «Будем жаловаться в
  • 25.12.2012 Юрий КАЗАКОВ:«В Ярославле снижается уровень культуры»Знаете, что мне кажется удивительным? Практически на каждый день календаря приходится чей-то профессиональный праздник – есть день работников Сбербанка
  • 19.12.2012 «Обязательно картина называется портрет» В выставочных залах на Максимова открылась областная выставка, посвящённая одному жанру – портрету.
  • 28.11.2012 Дом, где живут картины Дом художественного творчества (таков официальный статус Даниловской картинной галереи), несмотря на провинциальную прописку, принимает выставки мастеров
  • 20.11.2012 От Твериц до самых до окраин... В выставочном зале Союза художников – юбилейная выставка народного художника России Александра Кариха.
  • 17.11.2012 Оброк картинами Оригинальную форму сотрудничества собираются апробировать региональное отделение Союза художников России и мэрия города Ярославля. Каждый художник, член
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Из Москвы с наградамиСегодня в Ярославском государственном педагогическом университете состоится чествование студентов – участников
  • Под музыку медного таза На «Фабрике звезд» состоялся выпуск новой партии дешевой попсы. Качество ее прежнее, гуттаперча, что
  • C гастролей – на фестиваль Труппа театра имени Ф. Г. Волкова вернулась с гастролей. Шесть спектаклей волковцев посмотрели жители