пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 10 августа 2002

Путешествие на край земли

Тридцатидвухлетний рыбинец Андрей Таланов своей работой доволен. Вот уже полтора года его трудовая книжка - в отделе кадров Санкт-Петербургского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики, и почти все это время его "рабочий кабинет" находился в десяти с половиной тысячах километров от Рыбинска, в Антарктиде, сказать точнее - на земле Королевы Мод, на станции Новолазаревская. Собственно, это и не кабинет, а ДЭС - дизельная электростанция, а сам Андрей - дизелист-электромеханик.

автор Марина МОРОЗОВА.

 

Два дня на сборы - и в Кейптаун!

Я застала дома всю семью Талановых. Уже третью неделю Андрей отдыхает в Рыбинске вместе с женой Мариной, десятилетним Алешей и жутко любопытным Дениской, которому скоро исполнится три года. О недавней экспедиции в их единственной комнате напоминают плюшевые пингвины и прочие игрушечные обитатели антарктического побережья. И еще куча фотографий, видеосъемки и столько впечатлений, что и не рассказать.

Еще пацаном Андрей заболел Антарктикой. Заразиться было от кого - в поселке Песочное, где и родился Таланов, живет Владимир Соколов - полярный радист. К своей Антарктиде Андрей шел долго. До армии работал слесарем-сантехником, водопроводчиком. Тогда же и написал свой первый запрос в Питер, в НИИ Арктики и Антарктики.

Ответ огорчил: зелен, мол, сначала отслужи в армии! Отслужил. И снова за свое - четыре официальных заявки отвез в НИИ. Долго не отвечали. Андрей ждал и работал - на фарфоровом заводе, потом - на заводе дорожных машин, на "Рыбинских моторах". В конце концов подключился Соколов, да и сам Андрей крепко достал питерцев - к исходу февраля пришел вызов, на сборы дали всего два дня.

Новолазаревская

1 марта 2001 года сухогруз "Академик Федоров" с участниками сорок шестой антарктической экспедиции вышел из Санкт-Петербурга. Еще на судне подружились между собой полярники двух станций - Новолазаревской и Мирного. К месту назначения корабль прибыл в середине апреля. Из всего состава Новолазаревской Андрей первым вышел на лед.

Два дня разгружали "Академика Федорова", а потом на вертолете улетели "по квартирам". 13 апреля полярники Новолазаревской открыли новый сезон. И в тот же день Таланов заступил в ночное дежурство на аэродроме.

Ему повезло сразу. В первую же ночь он единственный на всей станции увидел полярное сияние! А оно, цветное, здесь большая редкость. Обычно сияние - черно-белое.

- Ребята меня потом ругали, что не разбудил. А я глаз не мог оторвать от такой красоты, - рассказывает Андрей.

В Антарктике работают ученые - аэрологи, сейсмологи, магнитологи, океанологи, изучается озоновый слой атмосферы. Весь состав станции - 23 человека. Еще пять геологов прилетели позже. Задача Таланова - обеспечить науку электроэнергией и теплом. В бригаде на ДЭСе их было четверо. Был еще транспортный отряд, который доставляет грузы от кромки льда.

Станция находится на самом краю побережья, напрямую это 80 км от берега, а если по проложенной трассе - будут и все 180. Трещины во льдах, рыхлый снег, очень большие накаты. Сначала станция была поставлена на краю ледника, покрывающего землю. Ледник движется, а вместе с ним к океану дрейфует и станция. Поэтому ее перенесли дальше на материк, на горный массив Ширмахер протяженностью 18 - 20 километров.

В тридцати метрах - станция индусов Мэйтри. Сам Бог велел заглядывать друг к другу в гости. Неподалеку (по антарктическим, конечно, меркам) расположилась и скандинавская экспедиция. Новолазаревская с ее аэродромом для них была как перевалочная база, отсюда маленькими самолетами грузы раскидывали по разным станциям.

- Мы дежурили парами - двое в день и двое в ночь, - говорит Андрей. - Двенадцать-тринадцать часов - ночное дежурство, одиннадцать - дневное. Остальное время - ремонт, профилактика. Когда мы прибыли на станцию, "в живых" был всего один дизель-генератор из шести. Заново восстанавливали и аэродром. Первые три месяца пролетели совершенно незаметно. А потом, когда все отремонтировали, отрегулировали, появилось свободное время, можно было и отдохнуть.

В Антарктиде не стреляют

Летом (в декабре) в гости к российским полярникам прилетали скандинавы - весьма состоятельные туристы Роберт и Кристина. Андрей показывал им станцию, водил в гости к индусам. Довольны были, радовались, как дети. Кстати, сейчас любой может попасть в Антарктиду. Есть деньги - никаких проблем. На Ил-76 летишь до Кейптауна, а оттуда пять часов до Новолазаревской. На Беллинсгаузене такая практика уже давно в ходу. А посмотреть здесь есть что. Прямо на станцию приходили пингвины, "адельки" зачастили парочками. Они совсем не боятся людей. Гнездилась пара златогрудых император-ских пингвинов. Очень много было разных птиц. Качурки - небольшие пташки типа наших ласточек, снежный буревестник, капский голубь, поморник - одна из самых хищных птиц в Антарктиде.

- Охотились? - спрашиваю Андрея.

- Да что вы, - отвечает. - Рука не поднялась ни у кого охотиться. Любое живое существо в этих льдах как божество, как игрушка. Все радует глаз - ведь там совсем нет деревьев, вообще никаких растений. У меня в каюте стоял аквариум с рыбками. На окне выращивал нашенские огурцы с помидорами.

С Большой землей связывает почта, но только... электронная. Письма посылают в Питер, а оттуда долгожданные весточки идут обычной почтой по домам.

Ледовый плен

Забрать российских полярников с антарктического побережья должен был тот же "Академик Федоров". Но в феврале 2002 года на станцию пришло сообщение, что "Академик" отправлен на ремонт в Германию. Вместо российского судна институт зафрахтовал германскую "Магдалену Ольдендорф". Судно было плохо подготовлено, да и вообще оно мало приспособлено для работы в условиях антарктической зимы. Кстати, "Магдалена" - это еще советское судно "Нижнеянск", в начале девяностых проданное Дальневосточным пароходством в Германию. Там оно было переименовано в "Магдалену" и теперь ходит под флагом Либерии.

В ночь с 28 на 29 мая "Магдалена" сумела подойти к барьеру Новолазаревской, и после оперативной разгрузки в шесть утра 30 мая судно с полярниками на борту подняло якоря. Видимость была нулевая.

К этому времени круто изменилась ледовая обстановка, пошел более плотный лед, "Магдалена" увязла в ледяной каше, как в гиблом болоте. Потом удалось зайти в одну из бухт. Пришвартовались и дали свои координаты на Большую землю.

Без табака и сахара

Южноафриканцы ответили без промедления, что на выручку выходит из Кейптауна океанографическое судно "С. А. Агалас" с двумя вертолетами на борту. Сказали, что снимут только личный состав - судно слабенькое.

- Месяц были в дрейфе, - продолжает Андрей. - Бедствия? Да нет, особых бедствий не было. Больше всех досталось курильщикам - сигареты на судне кончились. Сам я не курю, а вот сладкий чай - это мое. Но и сахар закончился, его использовали только для выпечки хлеба. Урезали паек, готовились сидеть на голых макаронах, но до этого не дошло. Но если бы "Агалас" не подошел, то с первого июля рацион снова снизили бы. Однако особой паники на судне не было. Люди устали, конечно, нервничали. Выручал хороший спортзал, мы играли в баскетбол, волейбол, занимались на тренажерах. Сначала был даже бассейн. Но когда перешли на режим экономии топлива, его закрыли.

Звонок из ЮАР

"Агалас" подошел к "Магдалене" лишь на 120 - 150 миль. Была полярная ночь, светлого времени максимум четыре часа в сутки. Французские винтокрылые спасатели в первые же два дня сняли с бедствующего судна половину личного состава. Андрей шел последним бортом на второй день, на "Агалас" садились уже в кромешной темноте. 2 июля, оставив "Магдалену" во льдах, взяли курс на Кейптаун, 10 июля были уже там. В Кейптауне каждый из полярников получил возможность позвонить домой. Андрей звонил Марине, родителям, Соколову.

13 июля прилетели в Санкт-Петербург, в аэропорт, конечно, примчалась Марина. Не смогли купить до Рыбинска билеты на поезд и остановились у питерских друзей. Только 17 июля приехали домой.

За каждый месяц пребывания в Антарктике к обычному отпуску полярника добавляется шесть дней. У Андрея отпуск вырос уже до 117 дней. Только не намерен он, глава семейства, столько времени отдыхать. Уже нашел, где можно подработать до следующей экспедиции. Сейчас ему хочется окунуться в привычный мир, от которого почти отвык на станции. Ведь условия там - спартанские.

- Вот Индия - небогатая страна. Но быт индусов на станциях с нашим не сравнить. И техника у них лучше, надежнее, и питание разнообразное - овощи, фрукты, мясо, много рыбы, кофе. Причем каждый ежедневно выбирает то, что ему нравится. У нас - 600 - 700 рублей в месяц на кормежку для каждого. И никакого выбора, один вариант - и все. Хочешь - ешь, не любо - твои проблемы.

Впрочем, это ничего не меняет в планах Андрея. Ему нравится его работа. Он уже готовится к следующей экспедиции. Уверен, Марина снова отпустит.

На снимках: Андрей с сыном Дениской (фото Николая ПАЛЬКИНА); фотографии, сделанные Андреем в Антарктиде.

Читайте также
  • 06.12.2012 На лёд лучше не выходить В местах несанкционированных переходов на реке Которосль (у моста на Комсомольской площади в Ярославле, в районе лодочной станции и в других) начали устанавливать
  • 17.10.2012 Из благословенного Брейтова... Многие учёные и краеведы Урала помнят и уважают основательницу и первого директора сейсмической станции города Екатеринбурга, удивительной судьбы, пережившую
  • 05.10.2012 У станции Волга сошли с рельсов два вагона   Сегодня около 13 часов в районе станции Волга в Некоузском районе произошло чрезвычайное происшествие. На стационарном подъездном пути частного
  • 27.09.2012 Пострадали от ожогов В шестое отделение больницы имени Соловьёва 25 сентября доставлен из Любима подросток пятнадцати лет с ожогами живота, груди, кистей и бёдер на площади 30 процентов.
  • 23.08.2012 Дорожает проезд в электричкахЗонный тариф на проезд в пригородном пассажирском железнодорожном транспорте на территории Ярославской области с 28 августа повышается на 20 процентов - до 12 рублей.
  • 18.07.2012 Чистая вода в дефиците Село Великое с почти двумя тысячами человек населения раскинулось по берегам огромного Чёрного пруда (есть и ещё два – Белый и Красный), неподалёку
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают