Нельзя сказать, что эта идея, изобретенная главой агентства Вячеславом Фетисовым, блещет новизной. Сразу же после заката СССР существовала Межнациональная хоккейная лига (МХЛ), которая через четыре года по причинам сугубо экономическим растеряла все «окраины» и превратилась в чемпионат России. Теперь Фетисов решил наступить на те же грабли.
Впрочем, логика в проекте, подписанном руководителями «Спартака», ЦСКА, СКА, «Авангарда», «Северстали», магнитогорского «Металлурга», «Химика», ХК МВД, «Молота-Прикамье», «Ак барса» и «Нефтехимика», имеется: с отсутствием потолков зарплат и непрозрачностью бюджетов клубов что-то делать нужно. Но нужно ли ломать старое, чтобы создать нечто не вполне понятное новое?
В рядах хоккейного руководства после заседания наблюдался очевидный раздрай. Любопытно, что если часть представителей клубов отказалась подписать сей документ по объективным причинам (в их числе и президент «Локомотива» Юрий Яковлев), то некоторым их коллегам вообще ничего подписать не предложили. Среди вынужденных «отказников» оказался даже Анатолий Харчук, президент «Динамо» (чемпиона страны, между прочим). Что же касается президента «Локомотива», то Юрий Яковлев после заседания так пояснил журналистам свою позицию:
– Я не стал от имени клуба подписывать декларацию, хотя никогда не скрывал, что в нашем хоккее нужны реформы. Однако сначала надо усовершенствовать то, что имеем, а потом уже создавать новую структуру. Как бы не вышло, что старое мы быстро разрушим, а взамен ничего не получим. Помогут ли нам решить наши проблемы Белоруссия, Украина, Казахстан? Думаю, вряд ли. Я бы предложил все-таки лучше разобраться в том, что мы хотим. Столь серьезные вопросы за пять минут не решаются.
Естественно, после заседания встал вопрос: а суперлигу-то куда? Что вообще будет с чемпионатом России, если игры ЕАХЛ должны начаться уже следующей осенью? По этому поводу однозначно высказался президент ФХР Александр Стеблин:
– Чемпионат России был, есть и будет, несмотря ни на что. Новая лига – международная, она совершенно самостоятельна и будет существовать вне юрисдикции Национальной федерации хоккея. Ответ, конечно, четкий, однако что будут делать те клубы, чьи представители уже подписали упомянутую договоренность? Разрываться «в войне на два фронта»? И как это скажется на общем рейтинге российского хоккея?
Владельцам клубов предстоит еще месяц разбираться с предложенными уставными документами, и только после этого придет время окончательно решать, насколько ЕАХЛ нужна российскому хоккею. Впрочем, на бумагах все, может, получается действительно красиво. Вот только в хоккей играют на льду – а он скользкий...