вторник 16

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 14 июля 2004

Успенский храм на горе

Точка зрения

автор профессор ЯГПУ.

 

Сооружение храма Успения Богоматери на Стрелке, очевидно, вопрос уже решенный. Но ситуация требует более тщательного осмысления. Я сам, например, не сразу собрал все свои мысли - не думаю, чтобы многие ярославцы легче поняли, о чем на самом деле идет речь. А речь идет уж во всяком случае не о восстановлении разрушенного собора. Восстанавливать нечего. Нужно строить заново. И такое уже бывало. Собор горел и строился заново на том же самом месте. Он сохранял и свое традиционное посвящение. С этой точки зрения ничего экстраординарного в новой идее нет.

Есть несколько вопросов.

Первый вопрос. Нужен ли сегодня новый храм на Стрелке?

С одной стороны, прихожан там практически нет, создать в этом месте приход можно только искусственно. Зато в Брагине, за Волгой, на Суздалке и Нефтестрое храмов, пожалуй, не хватает.

Но, с другой стороны, едва ли нормально то, что запустел в ХХ веке ярославский сакрум, обратившийся к исходу столетия в цивилизованный парковый лес. Есть же дорогие исторические воспоминания. Начнем с того, что Стрелка - это ярославский кремлевский холм. Сейчас ярославский кремль практически ничем не отмечен. А между тем, было бы нелишне его обозначить не только в сознании ярославцев, но и в городском пространстве. Ведь это та самая ярославская гора, о которой поется в знаменитой народной песне: "Ярославль да город да на горе стоит, на горе стоит да во всей красоте, да на прикрасоте, лучше Питера, да краше Киева, лучше матушки да каменной Москвы..."

Песня фокусирует сакрально-космический архетип избранного града на горе, с акцентом на эстетическое первенство в России. Причем выделенная точка пространства стягивает его здесь не силой властного принуждения, не логикой административного контроля и надзора, а эффектом эстетической неотразимости.

На холме, ограниченном Волгой и впадающей в нее Которослью, а с третьей стороны - Медведицким рвом-оврагом, развернулись ключевые события начальной истории, граничащей с мифом. В мифологической проекции Ярославский холм суть мировая гора, сокровенная могила долетописных времен, главное Велесово капище и извечная Велесова родина. Сакральная мистерия разыгралась, согласно ветхой легенде, при основании Ярославля у подножия святого холма, в Медведицком овраге. В космическом поединке, воспроизводившем перипетии основного мифа о противоборстве небесного и земного богов, сошлись медведь-Велес и князь Ярослав Владимирович.

Ярославская крепость - сторожевой оплот, имевший важный смысл. Здесь издавна находилось поселение Медвежий угол - фактория, место для торговли и ремесел на великом волжском пути из варяг в арабы, который связывал Балтику и Беломорье с Хазарией, Персией и Багдадом. От Балтики по Мологе шли сюда косматые викинги, с Хвалынского моря и Хазарского царства - торговцы-арабы и книжники-евреи. С тех времен ярославское Верхневолжье включено в орбиту мировой жизни, а Ярославль остается перекрестком старинных водных и сухопутных дорог. Волжские караваны сворачивали здесь, чтобы идти дальше по Которосли на Нерль и Клязьму, на Оку. Волга и Которосль на века становятся главными улицами города. Но важно еще, что Ярославль был замком которосльного входа и заветной калиткой в сокровенный мистический сад Царского (Сарского) града, Ростова Великого, с его велесовыми тайнами, с Леонтием и Авраамием, с явившимся Николаем Угодником, с ордынским царевичем-сновидцем Петром, со святителями и юродивыми. С тех пор Ярославль сущностно - не итог, а канун. Не последний центр, а предпоследний, дальше которого исторически были Москва и Петербург, а метафизически дальше может быть только неведомый и чудесный Горний Иерусалим. Ярославль - преддверие вечности, расписные ворота в небесный град Китеж. Отсюда начинается плавание-паломничество по тайной, незримой Волге, впадающей в мистический Светлояр, и неудивительно, что именно здесь была записана Китежская легенда, а после найдено было и "Слово о полку Игореве" - эта загадочная тайнопись странствия и горюющей русской души, ее исторического поражения и метафизического роста.

Издавна ярославская гора становится и средоточием сакрального знания. В начале XIII века князь-воин и книжник Константин Всеволодович Мудрый собрал здесь свою библиотеку и основал первую на северо-востоке духовную школу. Ее преемником потом станет устроенный на вершине ярославского холма лицей с его знаменитым книгохранилищем.

Наконец, кремль - память о ярославском суверенитете. Давно рухнули стены кремля. Давно, в XV веке, кончилась эпоха ярославской независимости. Но важно помнить о ней - не ради сепаратистских амбиций, а для полноты самопонимания.

...Пал Велес, и закатилось его черное солнце, осиротел великий холм. Над велесовым чревом отстроен был ярославский кремль, и Успенский собор запирал собой недра горы. Но древние боги умирают не сразу. Погашены огни велесова капища, но мстительный велесов огонь иногда прорывался из мистических недр. В нем некогда сгорела Константинова библиотека. Сгорело даже увезенное в Москву "Игорево слово". Как-то раз вместе с Успенским собором на Стрелке огонь пожрал мощи святых покровителей города, князей первой династии Василия и Константина.

Памятуя об этом, можно лучше понять и страшное опустошение ярославской горы, которую в 1918 году, в дни восстания, приступом взяли красные архаровцы, сожгли "белогвардейский город" и его лицей, а потом уничтожили и Успенский собор. Хотите вы того или нет, но воссозданный собор будет памятником ярославского восстания и благословившего его святого митрополита Агафангела.

В еще одной народной песне "Еруслав-город загорается" а добрый молодец вопреки окрестному столпотворению расхаживает по каменному мосту и кричит-зычит громким голосом: "Вы друзья ли мои, товарищи, Еруславские побывальщики, Пособите вы мне при бедности, При великой моей скудости: Отомкните вы эти лавицы!" Там есть три дорогих ленточки: в пятьсот, шестьсот рублей, а третьей и цены нет. "Перва ленточка - молодой жене, Втора ленточка - любимой сестре, Третья ленточка - полюбовнице". Песня эта, собственно, - многозначительная вариация той, с которой начата статья. Сакральная топография града на горе проходит метаморфозу. Ярославль, сжигаемый хтоническим огнем, искупается его гражданами-побывальщиками посредством претворения огненной стихии в три ярославских ленты алых, вытканных некогда на Большой мануфактуре.

Второй вопрос. Каким может быть новый храм?

Сооружение нового Успенского собора заставляет думать о том, каковы будут его внешние формы, каков будет его интерьер.

Что до внешнего облика, то возможны два варианта.

Первый - стилизация. И, вероятно, не в формах начала XX века, с поздними пристройками и перестройками, с довольно нелепой колокольней, а в том примерно виде, какой у храма был, мог быть либо в XIII веке, либо в XVI - XVIII веках. Более поздний образ храма понятен, памятен, поэтому логично, наверное, в этом случае будет взять за основу именно его.

Второй вариант - принципиально новый проект, храм XXI века. Сказать по правде, это был бы наиболее творческий и честный путь. Но насколько мы готовы по нему идти?

А вот внутреннее пространство, исторический образ которого утрачен невозвратно, явно можно и нужно создать по-новому, взяв лучшее и у традиции, и в современном храмовом зодчестве.

Третий вопрос. А как же быть с лицеем, также стоявшим на Стрелке?

Наверное, самое лучшее - построить вместе с собором и некий культурно-образовательный центр, центр книжной мудрости в память Константиновых училища и библиотеки, лицея и его книгохранилища, в память о сбереженном в Ярославле "Слове о полку Игореве".

Меня заподозрят в своекорыстии, но мой прогноз относится к столь идеальной перспективе, что я все-таки скажу: самой естественной я вижу связь этого места и ярославской высшей школы филологии и культуры педуниверситета.

В любом случае нужно об этом сначала крепко поразмыслить. И мне хочется верить, что таких мыслей и аргументов уже накопилось изрядно. Может быть, кто-то еще поделится ими в "СК"?

Евгений ЕРМОЛИН,

Читайте также
  • 27.04.2012 В Кукобой, по дороге к храму Чтобы узнать об этом, мы отправились по туристическому маршруту – дороге, ведущей  не совсем к храму, а, увы, к Бабе Яге. Именно этот
  • 20.04.2012 Встань за веру, русская земля 22 апреля, когда Православная церковь совершает память апостола Фомы, и поэтому день этот ещё называют Фомино воскресенье, во всех кафедральных соборах
  • 03.04.2012 Кукобойскому храму – 100 летВ Пречистом наметили программу празднования юбилейной даты одного из самых красивейших храмов Ярославской области - столетия собора Спаса Нерукотворного Образа в селе Кукобой.
  • 08.10.2011 Спасо-Преображенский собор согреется В рыбинском Спасо-Преображенском соборе смонтирована система газового отопления, и после завершения пусконаладочных работ главный храм города обретёт тепло.
  • 18.01.2011 Детские голоса в Успенском соборе Необычное богослужение прошло в воскресенье в кафедральном Успенском соборе Ярославской епархии. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл пригласил
  • 31.12.2010 Рождество в Успенском соборе К первой рождественской службе в своей биографии готовится кафедральный Успенский собор Ярославля. Она состоится в ночь с 6 на 7 января. Совершит праздничное
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают