четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 25 октября 2007

Тайны детского возраста

Как можно глубже проникнуть в них вновь поможет нашим читателям их постоянная собеседница, ведущая рубрики «Растём вместе», педагог-психолог высшей категории из Ярославля О. Н. КАЛИНИНА. Тема сегодняшней встречи с Ольгой Николаевной – особенности воспитания детей на первом году жизни.

автор Антон БЕЛОВ

 

ХЛОПОТЫ И ЗАБОТА

Вы – самые счастливые люди на свете! Прошлое надёжно поглотило все недавние страхи перед предстоявшими родами. В семье появился малыш. С того волнующего момента, когда бережно завёрнутый в симпатичный конверт из тёплого одеяла драгоценный живой комочек прибыл наконец в родной дом, в четырёх стенах квартиры началась совсем иная жизнь. Как направить её в нужное русло? По каким законам выстроить логику общения с ребёнком, мозг которого, подобно губке, впитывает в себя буквально все нюансы впечатлений от окружающего мира? Какой стержень поможет ни на мгновение не выпускать из рук тончайшую нить психологической взаимосвязи с пришедшим в наш мир новым человеком? Результаты поиска правильных ответов на эти трудные взрослые вопросы имеют огромное значение как для душевного благополучия родителей, так и прежде всего для нормального психического и физического развития грудничка.

На первый взгляд, всё может показаться предельно понятным, если исходить из общепринятых истин, почерпнутых в тех или иных инструкциях по уходу за новорождённым. Ясно, что его появление на свет требует кардинального пересмотра вашего привычного распорядка дня. Молодым семьям с первенцем на руках предстоит самостоятельно освоить все нехитрые, но изматывающие премудрости обращения с пелёнками, памперсами, научится правильно кормить, купать, выгуливать и укладывать капризничающего порой наследника. Нелишней окажется чисто физическая помощь со стороны мужа, бабушек, дедушек или старших детей.

Но можно ли считать, что выполнением этих обязательных процедур ограничивается круг новых забот матери и отца? К сожалению, значительное количество родителей именно так и думают, мотивируя свою убеждённость цейтнотом, в который супруги, как правило, попадают сразу после увеличения численности семьи. Щедро сдобренная бессонными ночами вечная нехватка времени и сил выматывает, кажется, без остатка. О какой духовной связи с малышом можно говорить в таком случае, когда в маминой голове дятлом бьётся один вопрос – как все успеть?! Да по возможности так, чтобы хоть малая толика времени осталась на себя саму.

В результате ситуация нередко всё равно складывается иначе: в глаза вашему ребёнку вместо вас глядят виртуальные герои телеэкрана. А вы сами в суете повседневных хлопот всё равно забываете сделать какую-либо мелочь, расстраивая себя по пустякам. Это ещё полбеды. Основная проблема в том, что за двадцать четыре часа в сутки происходит слишком мало эмоциональных контактов с ребёнком, для которого общение именно в таком ключе и есть самая главная ценность на свете.

Забота о поддержании таких контактов вполне заслуживает того, чтобы стать приоритетом для вас самих.

О ПОЛЬЗЕ ГАРМОНИИ

ЗОЛОТЫЕ слова принадлежат известному детскому поэту Самуилу Маршаку:

Нам говорит старинная пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь,

в детстве не живёт.

Не правда ли, прекрасная иллюстрация к мысли о том, что любого малыша стоит рассматривать не как своеобразную «заготовку» будущего человека, а именно как полноценное человеческое существо, обладающее развитой системой чувств, необходимых для познания окружающего мира? Никогда после наше любимое чадо не будет овладевать столь огромным количеством информации, как на первом году жизни. По степени же душевной чистоты ребёнок чаще всего превосходит любого взрослого. Когда же, как не сейчас использовать для развития личности максимум его врождённых способностей к социальным контактам, которые определены психологами как социальная компетентность с первых дней жизни?

Самый интересный предмет для ребёнка – человеческое лицо, даже его схематическое изображение. Наиболее желанный звук – живой голос взрослого. Попробуйте встретиться с крохой глазами. Он как бы замрёт, проникая в глубины вашей души, чтобы считать её внутреннее содержание. Если не сюсюкать в этот момент, а выдержать паузу, затем выразить радость, удивление, повторить те или иные звуки, меняя ритм и темп речи, малыш непременно включится в диалог буквально всем телом. Этот бесценный опыт, отвечающий природе и настрою маленького человека, даст ему многое, в том числе – для будущего овладения речью. Изображение и звук с телевизионного экрана, перед которым вы усадили ребёнка с соской на время исполнения многочисленных домашних дел, никогда не смогут заменить придуманное самой природой считывание важнейшей социальной информации. Электронные средства коммуникации не стимулируют развитие голосового аппарата. Ребёнок рождается со способностью подражать. Он проявляет высочайший интерес ко всему, что могут воспринять его органы чувств. К этому присоединяется желание всё воспринятое проделать самому. Малыш живёт подражанием окружающим его реальным взрослым – не только внешним их движениям, но и состоянию души, в котором пребывает в данную минуту взрослый человек. Ребёнок в равной мере впитывает спокойные и торопливые движения взрослого, доброжелательное отношение к ближнему или неуважение к нему. Он чувствует вас порой гораздо глубже, чем вы сами. Недаром серьёзные специалисты искренне убеждены в том, что на развитие ребёнка влияет не только то, что его родители хорошо умеют делать, но и то, что они в себе развивают.

Отдельный вид родительского искусства – организация жизненного пространства на первом году жизни наследника. Разнообразные манежи и ходунки, конечно, способны на некоторое время избавить нас от вполне обоснованных страхов по поводу того, что драгоценная кроха неудачно упадёт или заберётся в опасный для него уголок жилища. А что если пойти другим путём? Тем более что врачи-ортопеды зачастую выступают против подобных средств защиты, резко сокращающих плодотворный период ползания на первом году жизни. Доказано, что именно такой способ передвижения хорошо стимулирует в это время интеллектуальные качества ребёнка, а именно – координацию работы соответствующих центров правого и левого полушарий мозга, развитие речи и будущие способности к письму. Не лучше ли ликвидировать в комнате все возможные опасности: искоренить сквозняки, изолировать розетки, поднять повыше бытовую технику и также другие потенциально опасные предметы? Пол поддаётся мытью. А слюна маленького ребёнка обладает, кстати, бактерицидными свойствами. Стимулируйте желание малыша ползать, изучая таким образом окружающий мир и развивая свои врождённые качества!

В понятие «пространство» помещаются не только четыре стены детской комнаты. В нём есть место солнцу, небу, облакам, деревьям во дворе, куда чаще всего мы выносим ребёнка как раз тогда, когда он спит. Так удобней, если хочется отдохнуть на лавочке, поболтать с подругой. Но не сочтите за труд хотя бы на четверть часа в день отказаться от собственного комфорта для того, чтобы вместе с бодрствующим малышом – даже если ему всего два или три месяца – удивиться всему окружающему, попытаться расширить рамки восприятия действительности, прикоснуться к стволу дерева, наклониться к траве, полюбоваться плывущим облаком. Предложите ему нечто новое, некий конкретный материал для творческого самовыражения. Любой предмет, что интересен лично вам. Это сразу почувствует самый маленький ребёнок, мгновенно отказавшись даже от яркой погремушки, которая по его наблюдению не вызывает абсолютно никакого любопытства у родителей. Ощущения от металла, бумаги, пластика игрушек стоит дополнить впечатлениями ребёнка от шелеста листвы, капель дождя, солнца и неба для того, чтобы в душе маленького человечка родилось ощущение полного доверия миру, осознание его широты и гармонии.

Всё это и есть наиболее интересная часть того, что можно назвать работой матери и отца, включающей в себя не только уход за малышом, но и постепенное формирование всесторонне развитой личности.

Творите свой мир. Не бойтесь ошибиться, всеми способами гармонизируя жизнь с малышом на руках. На руках и в буквальном смысле. Недаром в Европе вошли в моду разнообразные приспособления, так называемые слинги, для ношения детей на теле матери. Что это, как не современный вариант использования доцивилизационных технологий воспитания. Чувство независимости ребёнка и его эмоциональное созревание берут своё начало в многогранном опыте «ручного периода», то есть – ношения на руках. Ребёнок может стать независимым от матери, лишь пройдя стадию абсолютной зависимости от неё. Богатый сенсорный опыт, полученный малышом на руках у мамы, – лучший способ стимулировать его интеллектуальное развитие в этом возрасте.

ЛОГИЧЕСКОЕ ЗЕРНО

Логика воспитания младенца проста. Сложнее добиться другого – следования ей изо дня в день, из недели в неделю. Состоит она, пожалуй, в том, что ребёнку на первом году жизни требуется научиться ходить, говорить и думать. В постоянном контакте с людьми, ощущая доверие к ним, не испытывая ни капли страха перед миром.

Значит, горячо любимый ребёнок – не просто человечек, которого надо вовремя вкусно кормить, бережно купать, регулярно выносить на свежий воздух. Он – не «живой компьютер» эпохи высоких технологий, куда достаточно заложить те или иные информационные продукты и программы подготовки к последующим годам жизни. Это прежде всего – полноценный субъект жизни, требующий максимума духовного, эмоционального общения, умело организованного пространства, в котором всегда должно быть достаточно места для совместного – родительского и детского – духовного труда. Такой подход предполагает сотворчество, обоюдное развитие личности малыша и расширение рамок внутреннего мира его родителей в пространстве семьи. Пространство, кстати, не требуется ограничивать, с сожалением или готовностью к самопожертвованию отказываясь от прежних интересов. Скорее, наоборот – увлечения родителей способствуют вводу их детей в новые миры позитивных эмоций и неизведанных ещё впечатлений.

Если вы хотите видеть своего ребёнка счастливым, растите его бережно, не перегружая и не забывая о чувстве меры в родительской любви. Возделывайте личность при помощи тепла и света ваших душ, как маленькое хрупкое зёрнышко, которое обязательно принесёт плоды, изначально предусмотренные природой.

Читайте также
  • 23.11.2012 Привычка бывает мощнее знаков и светофоров Во вчерашнем номере нашей газеты была опубликована первая часть ответов на вопросы «прямой линии» главного государственного инспектора ГИБДД
  • 04.08.2011 Дети на дороге без присмотра Из девяти пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях за 2 – 3 августа в Ярославской области двое – дети. Причём очень маленькие. Они
  • 28.05.2009 Сорок вариантов меню для малыша Ещё лет десять назад вопрос, чем кормить детей грудного возраста, не стоял так остро, как сегодня. Прилавки современных магазинов забиты детским питанием,
  • 01.08.2008 «Маугли» в рыбинском лесуЦелую ночь провёл в лесополосе недалеко от посёлка Переборы Рыбинского района трёхлетний малыш, пока рано утром его не обнаружили случайные прохожие. Увидев
  • 04.07.2008 Кукушкины детиМинувший год был провозглашён Годом ребёнка, нынешний – Годом семьи. Меж тем в Ярославской области проживают 805 детей, родители которых лишены родительских прав.
  • 29.08.2007 Детский сад – «за» и «против»Накануне 1 сентября обеспокоены тем, что их ребёнок вступает в новый период своей жизни, не только родители первоклассников, но и дошкольников, которые
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают