суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 17 ноября 2007

Небо в подарок

нет фото

Рыбинский аэроклуб закрыл очередной летный сезон. Рядовое вроде событие. Но не просто поставлены на прикол «Аннушки» и «Яки», «тэшка» и «леший»… Одни – до майской погоды, другие – ненадолго, до тех пор, когда вымостит зима взлетную полосу. В этот день собираются летчики, техники, механики, диспетчеры и другие служители неба, чтобы подытожить сезон. Похлопать приятеля по плечу: а помнишь?..

автор Марина МОРОЗОВА

 

На этот раз дорогим гостем на Южном аэродроме стал Николай Иванович Томшаков, бывший начальник Рыбинского аэроклуба, военный летчик, майор в отставке. 7 ноября он отметил свое восьмидесятилетие! Что подарить летчику? Конечно, небо.

Едва ветеран вышел из автомобиля, его взяли в оборот:

– Николай Иваныч, хотим показать вам новую машину!

– Не-е-т, ребята, я уж двадцать лет не летал…

– Николай Иваныч, соглашайся!

Согласился! В четырехместном салоне Т-18 – как в иномарке. Евгений Самсонов поколдовал над приборной доской, прозвучала команда «От винта!», и взревел мотор, поднимая крыло над полями, дорогами, город-скими кварталами…

О чем думал старый летчик, о чем напомнили ему переговоры в наушниках, голубая туманная дымка под крылом?.. В небе – тридцать лет. Выпускник Ейского летного училища (тогда ордена Ленина авиационное училище имени Сталина) служил в авиации Северного флота. Осваивал реактивный Миг-15. Летал на «По», на «Яках», на американских истребителях «Кертис», которые создавались для полетов над Африкой и Мексикой, а советские умельцы приспособили машину для работы на Севере! Летал Томшаков и на английских спитфайерах.

– Хороший самолет! Хвост очень легкий был у него, и чтобы машина на взлете не вставала на нос, хвостовую часть «седлали» механики. И был такой летчик, белорус, капитан Курильчик. Он забыл про своего механика. Разрешите на взлетную! Разрешают. Разрешите на взлет! Снова разрешают. И с этим механиком на хвосте Курильчик взлетел. А механик, чтобы не свалиться, достает из голенища отвертку, вставляет ее за ребром жесткости и держится. И как его летчик обнаружил? Вышел за облака и увидел во время разворота тень своего механика. Сразу дал снижение пять метров в секунду, произвел посадку. А механик – все нормально! Вообще столько интересных случаев было…

Николай Томшаков закончил военную летную практикукомандиром эскадрильи, вернулся в Рыбинск, летал на транспортном Ли-2 в заводском авиаотряде, на других машинах. Когда стал командиром аэроклуба, пошел к директору моторостроительного завода Павлу Федоровичу Дерунову. Приготовил речь, хотел просить помещение для аэроклуба, который ютился на чердаке Дома учителя. Но ничего объяснять Дерунову не пришлось. Заявление сразу ушло в работу, и вскоре аэроклуб переехал к железнодорожному вокзалу. Кстати, оба сына Николая Ивановича тоже связали свою жизнь с авиацией, оба – выпускники Харьковского высшего авиационного инженерного училища. Один служит в Пскове, в авиационном полку, другой – военпред в НПО «Сатурн».

– Не ценили мы тогда молодость, казалось, что она вечна. А вж-жик – и нет ее!.. Ой, вроде и диван этот так и был тут! – ахнул старый летчик, забравшись на второй этаж командного диспетчерского пункта.

Никто и не помнит, сколько лет этому вечному атрибуту аэроклуба. Но поставлен сюда еще до войны – факт! А вот и кресло историческое с Ли-2. В любительской авиации этот самолет был восстановлен, но в 2002 году упал в Мячково…

Слово за слово – речь пошла о судьбе российской авиации да и самого Рыбинского аэроклуба.

– Я абсолютно уверен, все возродится. Другая экономика, политическая система… Все наладится! И я не тревожусь за будущее страны, – не унимался Николай Иванович.

– Но как? Летчиков уже нет молодых, машины разваливаются… – парировал Виктор Веселов, его ученик, нынешний начальник аэроклуба, который во времена Томшакова работал инструктором.

– Вы видели два самолета Як-52 – это самые годные к эксплуатации в России «Яки», больше ни у кого нет таких, самые лучшие – у нас в Рыбинске, – вступил в разговор летчик Женя Самсонов. – Кто их отремонтировал? Частники! И ни один государственный деятель не дал денег…

– Оживление пойдет, когда мы будем работать как частники. Брать кредиты, летать, учить молодые кадры, – подхватил Веселов.

Читайте также
  • 20.10.2012 Рыбинский аэроклуб – на новой высотеПо старой традиции в середине октября Рыбинский аэроклуб вновь собрал своих членов, чтобы отметить закрытие сезона 2012 года полётами и прыжками с парашютом.
  • 22.12.2011 Путёвка в небо Уходит в историю неумолимо движущийся к своему завершению 2011-й, объявленный в России Годом космонавтики. Экспонаты новой выставки поведают о многом.
  • 14.09.2011 «Путёвками в небо» называли аэроклубы ДОСААФ Председатель Ярославской городской организации ветеранов войны, труда и военной службы, генерал-лейтенант авиации в отставке Сергей Николаевич Самарин
  • 06.09.2011 Есть время, чтобы выйти из опасного пике Рассказывая о недавнем Кубке ярославского губернатора по парашютному спорту памяти Татьяны Осиповой, который прошёл под Рыбинском в начале августа, мы
  • 03.06.2010 На вездеходе с ветерком! Компания «Русская механика», единственный в России серийный производитель снегоходов, открыла сборочное производство летнего ассортимента
  • 26.12.2009 Дары ярославцев тебе, тысячелетний городИзвестный с советских времён лозунг «К юбилею приурочено событие имярек» в наши прагматичные дни встретишь не так уж и часто. Даже милиционеры
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают