Скоро будет два года, как в Ярославле произошло то злополучное ДТП на Октябрьском мосту. Сразу семь легковушек, словно бильярдные шары, столкнулись друг с другом 16 августа 2006 года. Инвалид Отечественной войны С. А. Чуфаровский на своей «Оке» оказался в компании с несколькими другими автомобилями. Ближайшими соседями «Оки» по столкновению были «Жигули» ВАЗ-21124 под управлением директора ООО «Компас» Павла Афанасьева, следовавшего перед «Окой», и «Мазда», за рулём которой была директор ООО «Флип» Елена Серова. Дама въехала на своей машине в задний бампер «Оки».
Позже, когда обстоятельства этой аварии разбирались в суде, Сергей Александрович Чуфаровский под присягой пояснит:
– Следовавший впереди меня автомобиль, расстояние до которого было около пяти метров, вдруг резко снизил скорость. Я мгновенно тормознул и тут же упёрся в «Жигули» (то есть в автомобиль Павла Афанасьева).
Чуфаровский, по его словам, был в первое мгновение очень рад, что обошлось более или менее благополучно, ведь впереди идущая машина не пострадала, да и его «Ока» – тоже.
– Но, как оказалось, радоваться было рано. Потому что в следующее мгновение сильнейший удар наехавшего сзади автомобиля потряс мою «Оку». Удар оказался настолько сильным, что двери машины заклинило с обеих сторон. Я оказался замурованным в салоне. Меня вместе с креслом сдвинуло вперёд. Левой (единственной. – Авт.) ногой я сильно стукнулся о рычаг переключения передач, удар пришёлся в мягкие ткани средней трети голени...»
Столь профессиональное владение медицинской терминологией объясняется просто: С. А. Чуфаровский, без ноги возвратившийся с войны в родной Ярославль, после окончания мединститута 45 лет проработал в медицине. Причём служил детским участковым врачом – мотался на костылях из дома в дом, спасая детей от хворей.
...Автомобилистам, попадавшим в аварии, до боли знакомы их последствия: ожидание гаишников, замеры тормозных путей, распросы-допросы, противоречивость показаний участников ДТП, стремящихся, естественно, представить себя в более выгодном свете. Если дело доходит до суда, то можно столкнуться с многомесячными паузами в ожидании решения, которым сопутствуют дознавания сотрудников ГИБДД, затем, если случай особенно сложный, к делу подключаются эксперты криминалистического центра... Что и произошло в данном случае, когда семь автомобилей столкнулись в считанные секунды на заволжском мосту.
Ввиду сложности ДТП инспектор ГИБДД лейтенант милиции А. Мельников 15 сентября 2006 года вынес определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении, после чего к тщательной разборке инцидента подключился старший эксперт экспертно-криминалистического центра Олег Зеленков.
Несмотря на столь высокий статус расследования, С. А. Чуфаровскому, за 50 лет водительского стажа не совершившему ни одной дорожной аварии, так до сих пор и непонятно, почему именно он после столь длительного разбирательства аварии на мосту, длившейся всего несколько секунд, оказался крайним, хотя находился в самой середине той злополучной цепочки участников ДТП.
Перелопатив десятки страниц постановлений, определений, решений, объяснений, исковых заявлений, вышедших из-под «пера» дознавателей, экспертов, судей, потерпевших, невольно приходишь к выводу, что, как говорится, здесь чёрт ногу сломит. Из семи «поцеловавшихся» машин двумя управляли женщины: Анна Тонких, начальник отдела продаж ООО ПСП «Экспресс» и уже упомянутая Елена Серова.
Если верить объяснению в ходе дознания Анны Тонких, она из-за затора «остановилась в левом ряду на заволжском мосту по направлению к Заволжскому району», а через 30 – 40 секунд после остановки «почувствовала удар в заднюю часть своей машины от автомашины ВАЗ-21099», которой управлял Александр Малышев. Но и он, оказывается, не виноват в ДТП, поскольку после остановки из-за того же затора, так же как и впереди стоявшая машина, «почувствовал удар в заднюю часть своей автомашины от следовавшей за ней малолитражки ВАЗ-21124», за рулём которой сидел Павел Афанасьев. И так далее... Как говорится, дедка за репку, бабка за дедку...
Вслед за 87-летним «дедкой» С. А. Чуфаровским следовала «внучка» Елена Серова, которая, согласно её показаниям, «почувствовала сильный удар сзади, потом последовал ещё один удар, в результате чего и было совершено столкновение с «Окой». К чему, в свою очередь, приложил несколько лошадиных сил и следовавший за «Маздой» автомобиль «Форд-Транзит», управляемый председателем правления Ярославского отделения Союза художников РФ Александром Карихом. Чтобы закончить эту «сказку о репке», назовём и последнего, седьмого участника этого ДТП – 25-летнего безработного Максима Муллахметова из города Печоры, который на своём KIA SHUMA врезался в автомобиль художника Кариха.
Одно только перечисление повреждений, полученных автомобилями, могло бы занять несколько страниц убористого текста. Это и деформации крышки багажника, расколотые стёкла фонарей, искорёженные бамперы, выхлопные трубы и так далее. Больше всех пострадала «Ока» Чуфаровского. Во всяком случае его машина восстановлению не подлежит. Второй год безногий пожилой человек лишён возможности передвигаться. Осталось за бортом жизни его любимое увлечение – рыбалка. По словам жены Чуфаровского, «у Сергея Александровича из-за травмы и последующих переживаний в связи с судебной тяжбой резко ухудшился слух, сдали нервы, пропал сон...»
Сам Чуфаровский себя виновным не считает.
– Всё произошло в течение секунды после того, как я мягко коснулся передним бампером впереди идущей машины, которой я не причинил вреда, – говорит Чуфаровский. – А вот после удара «Мазды» моя «Ока» превратилась, по сути дела, в груду искорёженного металла. Безопасные дистанция и скорость Еленой Серовой не соблюдались, иначе ну никак она через секунду после моей остановки не могла бы врезаться в «Оку», если бы, как она утверждала в суде, ехала со скоростью 5 – 10 километров в час, в то время как весь транспортный поток двигался с гораздо большей скоростью.
И что же, так сказать, «в сухом остатке»? Ветерану войны Чуфаровскому, который до сих пор даже косвенно не считает себя виновником аварии, суд отказал в удовлетворении иска к ООО «Росгосстрах-Центр» о возмещении ущерба, причинённого в результате ДТП.
– Надо отдать должное председательствующему судье Кировского районного суда Малахову, постановившему взыскать в мою пользу страховое возмещение в размере 32 тысячи рублей, но ущерб машине, конечно, причинён в гораздо больших размерах, – говорит Чуфаровский, – а вот повторное решение после подачи мной апелляции того же суда под председательством судьи Драчева от 15 февраля этого года меня и семью обескуражило, – с огорчением продолжает ветеран. – В удовлетворении исковых требований мне было отказано.
Если уж быть до конца объективными, то раскроем маленькую тайну: договор обязательного страхования гражданской ответственности в отношении автомобиля «Ока» Чуфаровским не заключался. И вот по какой причине. Истец является инвалидом, ему положена компенсация в размере 50 процентов страховой премии за предыдущий период, но выплату чиновники задержали «из-за отсутствия средств» почти на полгода.
– А застраховать машину на собственные средства мне не позволяет маленький размер пенсии, – говорит Чуфаровский.
Вот и получается, что самый обездоленный, самый пожилой обладатель самой скромной машинёнки, волею случая попавший в аварийный конвейер, оказался самым «крайним». В этом есть и вина тех, кто вовремя не заплатил положенную по закону компенсацию, и суда, который сначала присудил, а затем отнял присуждённое (и на эту «коррекцию» не в пользу безногого фронтовика ушло полтора года).
На прошлой неделе мы застали Сергея Александровича, одиноко сидящего на лавочке возле обветшалого деревянного родительского дома в Дачном переулке. Ветеран войны и труда Чуфаровский с тоской поглядывал на Октябрьский мост, где в августе 2006-го он был раздавлен сначала «Маздой», а затем и доблестным российским правосудием. Автомобиль для Чуфаровского – это свобода передвижения, ощущение независимости... Нынче второй год подряд, вопреки освящённой десятилетиями традиции, разведчик 1027-го артполка Ленинградского фронта не увидит 9 Мая военного парада на Советской площади. А будет сиротливо коротать время у разбитого корыта по имени «Ока».