Сами тайцы с трудом осваивают европейские языки. Если по-английски они ещё могут сказать несколько слов с ужасным произношением, то русский для них – тёмный лес. Между тем взыскательные русские туристы, заплатившие огромные деньги за поездку в Таиланд, требуют с туроператоров русскоговорящих гидов. Так в Таиланде появились многочисленные Вани и Тани, сопровождающие русских туристов во всех поездках и в экскурсионных программах. Кто же эти люди, осевшие в Стране улыбок?
КАТЕГОРИЯ ПЕРВАЯ. «ПЕРЕСИДЕТЬ ЗИМУ»
Наш «отельный гид» Наталья в Таиланде живёт пять месяцев. До этого шесть лет работала в Турции, также в туристическом бизнесе. Задача Натальи – продавать туристам экскурсии. Причём те же самые экскурсии можно купить в турагентстве за воротами отеля почти вдвое дешевле. Но пока русские туристы просекут эту арифметику, Наталья успевает «втюхать» две-три экскурсии и получить свой процент. Домой, в Белоруссию, Наталья ездит не чаще раза в год. Говорит, такая жизнь её устраивает, а о будущем она пока не задумывается.
Девушка Женя, которая сопровождала нас в поездке на морскую рыбалку, родом из Орла. Закончила школу, работала официанткой в кафе. Познакомилась с заезжими хиппи и… отправилась с ними путешествовать автостопом. Хиппи ехали куда-то в Непал, искать Шамбалу. Но Жене вскоре надоела кочевая жизнь и она решила задержаться в Таиланде. Гиды, задача которых сопровождать туристов во время экскурсий, получают в месяц 30000 батт. Это приблизительно 26000 рублей.
На эти деньги в Таиланде, где цены ниже, чем в России, можно жить без проблем. При этом турфирма ещё и предоставляет жильё. Правда, работа без выходных, и трудоустройство фирма гарантирует только на три месяца. Больше, по законам Таиланда, иностранец с туристической визой в этой стране оставаться не может. Да и то каждый месяц визу необходимо продлевать. Для этого гидов целыми автобусами везут в ближайшие Камбоджу или Лаос, там они проводят несколько часов, а затем вновь возвращаются в Таиланд, где при прохождении таможенного контроля им дают месячную визу. Стоит это удовольствие – 2000 батт, тогда как полугодовая рабочая виза обойдётся в 1000 долларов.
Наказание за несоблюдение паспортного режима суровое – тюремное заключение без определённого срока. Закона о депортации иностранцев в Таиланде нет, а потому бедолага сидит в тюрьме, пока его кто-нибудь не выкупит. При этом благодетель должен снабдить заключённого обратным билетом в Россию, только тогда его освободят.
В принципе оказаться в тюрьме рискует любой русскоязычный гид, поскольку работа без специальной визы (а её нет практически ни у кого из них) – также уголовно наказуемое деяние. Турфирмы выходят из этого положения просто: каждому русскоговорящему гиду даётся в пару таец, официально имеющий статус гида и получающий зарплату в турагентстве. На самом же деле его задача – лишь осуществлять прикрытие для русского гида, который «косит» под обычного туриста.
Время от времени тайская полиция всё-таки отлавливает кого-то из наших гидов и сажает их в тюрьму, откуда их выкупают турагентства и отправляют обратно в Россию, набирая на места выбывших новых желающих пожить в «стране Баунти».
Гиды, как правило, меняются каждые три месяца, так как продлить визу на больший срок очень сложно. Для того чтобы получить рабочую визу на иностранца, руководство компании, которая его нанимает, должно доказать, что с данной работой не может справиться таец. К тому же на одного иностранного работника работодатель обязан принять четырёх тайцев. Так что турагентствам выгоднее периодически выкупать своих гидов из тюрьмы, нежели приобретать для них рабочую визу.
Да и самих гидов такое положение вполне устраивает. Большинство из них – молодые люди без образования, профессии и особых амбиций. Как сказал один гид по имени Алекс, сопровождавший нас в поездке по островам, он ежегодно приезжает в Таиланд на три месяца «пересидеть зиму», а потом вместе с перелётными птицами возвращается обратно в Россию.
КАТЕГОРИЯ ВТОРАЯ. «В ПОГОНЕ ЗА ПТИЦЕЙ СЧАСТЬЯ»
Но есть и другая категория наших соотечественников – те, кто сознательно едет в Таиланд в надежде найти работу на продолжительный срок. Их печальные истории рассказал мне единственный в Таиланде православный священник игумен Олег Черепанин (кстати, тоже наш земляк, ярославец). Отец Олег возглавляет приход святителя Николая в Бангкоке уже девять лет. Как правило, батюшке звонят как в последнюю инстанцию, когда никто уже не может помочь попавшим в переделку соотечественникам.
За годы своего служения игумен выкупил из тюрьмы и отправил на Родину более 70 россиян и жителей бывших стран СНГ. А «загреметь» в Таиланде в тюрьму можно очень легко. Тайцы любят писать доносы. Для этого в городах установлены специальные красные полицейские ящики, куда любой может бросить кляузу на соседа или донос о проживании иностранца без визы.
Но чаще всего наши соотечественники попадают за решётку по другим причинам. Отец Олег регулярно посещает женскую тюрьму в Бангкоке, где томятся уроженки Узбекистана, приехавшие в Таиланд подработать известным образом.
– А что им делать, – вздыхает игумен, – у многих дети, а зарплата в Узбекистане 5 – 10 долларов в месяц. Не хватает даже на пропитание. При этом русское посольство отказывается от них по причине того, что они граждане Узбекистана, а узбекское из-за того, что в паспорте у них стоит русская национальность.
Есть и примеры неудачных попыток открытия бизнеса россиянами, закончившиеся полным разорением и тюрьмой. Дело в том, что все тайские законы построены таким образом, чтобы ограничить иностранцев в правах. Тот, кто хочет вести в Таиланде бизнес, обязательно должен найти тайского партнера, который бы улаживал все формальности, иначе власти просто не дадут возможности работать.
Александр из Ярославля, с которым я встретилась уже после возвращения из Таиланда (просил не называть его фамилию), решил открыть в Паттайе интернет-кафе. Приехал в Таиланд с солидной суммой в долларах, арендовал трехэтажный дом рядом с большим супермаркетом, взял в кредит компьютеры, заплатил за рабочую визу, открыл на свое имя фирму. Дело осталось за малым – получить разрешение на ведение бизнеса. Хитрые тайские адвокаты, без которых в Таиланде невозможно вести дело, не сказали Александру, что его фирма заранее обречена на провал, так как оформлена на иностранца. Полгода его кормили «завтраками», вытягивая деньги на обслуживание, а в итоге он получил отказ в разрешении на ведение бизнеса. К тому времени Александр потратил все свои деньги, из трёхэтажного особняка ему пришлось переехать в маленькую комнатку, бросить компьютеры, за которые он не мог выплатить кредит, а потом и вовсе переселиться на пляж. Он пытался найти хоть какую-то работу, чтобы накопить денег на билет в Россию, но не получалось. В итоге у него украли паспорт, и он остался вообще безо всего.
– Три недели я жил на пляже, где меня кормили сердобольные тайцы, – вспоминает Александр, – они очень сочувствовали моей ситуации и однажды сказали, что нашли человека, который купит мне билет в Россию.
Но… вместо самолёта он оказался в полицейском участке, где провёл трое суток. К счастью, кто-то передал ему телефон отца Олега, который выкупил его из полиции и дал денег на билет до Москвы. Кстати, за все девять лет, что игумен выкупает россиян, Александр был единственным, кто вернул все потраченные на него деньги.
КАТЕГОРИЯ ТРЕТЬЯ. «ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ»
Впрочем, есть немало примеров, когда россиянам удаётся поймать за хвост «птицу счастья» и осесть в благословенном Таиланде, где никогда не бывает зимы, жизнь течёт тихо и неторопливо, все люди вокруг улыбаются и, кажется, пребывают в вечном блаженстве. В Паттайе живет немало русских, которые владеют ресторанами, магазинами, турагентствами и отелями. Очень популярен и ювелирный бизнес. Правда, как правило, официально всё оформлено на тайцев.
Андрей из Москвы приехал в Таиланд после того, как два года проучился в институте стран Азии и Африки, где изучал тайский язык. Решив, что он уже достаточно образован, рванул в Бангкок и стал преподавать тайцам русский язык. Закрутил роман с одной из своих учениц. Помимо романтических чувств, их союз скрепил и коммерческий расчёт – родители помогли Андрею приобрести недвижимость в Паттайе. Он открыл небольшой отель и ювелирный магазин. Всё это оформлено на его жену. Все дела в основном она и ведёт. Андрей же наслаждается жизнью – ездит отдыхать на острова, расслабляется, а каждое лето, когда в Таиланде наступает сезон жары и дождей, отправляется к маме в Москву на отдых.
Впрочем, не все русские, которые живут в Таиланде, постоянно меняют свой менталитет. Многие стараются сохранить традиции, память о Родине. Растёт община Православной церкви в Бангкоке, которая в нынешнем году должна получить официальную регистрацию, как религиозная организация в Таиланде, что также очень непросто сделать (для этого нужно, чтобы по результатам переписи населения в Таиланде жило не менее 5000 граждан, исповедующих православие).
В ближайшее время Московская патриархия собирается открывать ещё четыре прихода в Таиланде, один из которых будет действовать на всемирно известном курорте – острове Пхукет. Сейчас в Санкт-Петербургской духовной семинарии обучается таец, который будет настоятелем этого прихода и первым православным священником-тайцем в истории.