В своё время на Красной площади уже проводились по инициативе ярославской региональной общественной организации «Ярославский союз автомобилистов» и другие акции протеста. Например, против запрета эксплуатировать японские праворульные машины в бытность премьер-министра Михаила Касьянова. Тогда «японцы» с ярославскими номерами продефилировали по улицам Ярославля с плакатами типа «Касьянов, ты не прав».
Где сейчас Касьянов? Праворульные же автомобили как ездили, так и продолжают ездить по российским дорогам. Какие они, эти самые дороги, хорошо известно водителям.
Накануне субботнего «Марша автомобилистов» довелось по-шофёрски поговорить с владельцами авто на предмет дорог, по которым нам приходится ездить. Ни один из десятка собеседников не выразил удовлетворения ими.
– Подобного качества дороги выгодны владельцам авторемонтных мастерских, – считает водитель раздолбанного «Москвича» Валентин Баженов, прибывший в Ярославль из Петрозаводска. – Всего за три дня путешествия у моей машины дважды выходила из строя подвеска. Не дороги, а убойная сила.
Охотно присоединяюсь к этому выводу. К нему автоматически придёт, например, любой шофёр, который рискнёт прокатиться по маршруту Ярославль – Данилов, где курсируют круглые сутки многотонные рефрижераторы. Эти монстры так разбивают полотно, что отрезок шоссе на этом направлении в границах Ярославского района напоминает стиральную доску.
Если к плохим дорогам ещё как-то можно в России привыкнуть, поскольку их состояние что при царях, что при генсеках и президентах – в одной разухабистой поре, то к диким, прямо-таки издевательским пляскам цен на горючее привыкнуть невозможно. К примеру, с 1999 года цена на бензин подскочила в среднем на... вернее, в 12 (!) раз. Если хотя бы вполовину от этого увеличились у нас средние зарплаты и пенсии, то бог с ним, народ ещё как-то бы ездил. В гости, в отпуск, на огороды.
А так многие продали или бросили свои дома в деревнях, потеряв интерес к поездкам на машинах с их грабительскими ОСАГО, на порядок возросшими штрафами. В самом деле, прикиньте на досуге, есть ли смысл ездить на дачу, которая находится, скажем, в 120 километрах от Ярославля. Только на бензин нужно потратить «от крыльца до крыльца» не менее 700 рублей. Съездил всего четыре раза в месяц – выкладывай около трёх тысяч деревянных.
Картофель, который граждане выращивают в каких-нибудь Угодичах или Бухалове, стал поистине золотым. Накануне посевной бензиновые короли с загадочной ухмылкой вынимают из рукава новую, взятую с потолка цену на горючку. На-кася, дескать, земледелец, выкуси. Вот и нынче в очередной раз они повысили цены на все виды ГСМ. Средняя цена по Центральному федеральному округу – 20,74 рубля за литр. При этом в Ярославской области – 20,99.
Всего за пять майских дней в целом по стране цена на горючку выросла на 0,6 процента, чего не скажешь о совести тех, от кого мы находимся в перманентной бензиновой зависимости. Почти в пятидесяти областных центрах России 24 мая состоялись «Марши пустых канистр по убитым дорогам». В Ярославле акция прошла под эгидой региональной общественной организации «Ярославский союз автомобилистов».
В полдень на Красной площади открылся митинг протеста, в ходе которого его участники (около ста человек), в зависимости от лошадиных сил своего автомобиля, с большей или меньшей степенью эмоций выражали своё отношение к тем, кто имеет доступ к формированию цен на топливо, а также к тем, кто заставляет нас гробить машины на паршивых автодорогах. В принятом на митинге обращении участники всероссийской акции выразили протест, направленный против неэффективной политики государства в двух сферах: топливно-нефтяной и дорожно-строительной.
Объективная статистика обнаруживает высокий градус надувательства в «бензиновой» сфере. При розничной цене литра бензина около 21 рубля себестоимость горючки (нефть, её переработка, транспорт, расходы розницы) – 6 – 7 рублей. Прибыль нефтекомпании и АЗС – 4 – 5 рублей, остальные 11 – 13 рублей в виде акцизов и налогов уходят из наших карманов в пользу торговцев! В результате – инфляция, безостановочный рост всех потребительских цен в стране.
В ходе митинга подслушал странный на первый взгляд разговор двух автомобилистов, машины которых стояли рядом.
– По-чёрному грабят нас нефтяники! – возмущался один.
– Пусть хотя бы часть сколоченного «нефтяного капитала» государство направляло в дорожную сеть, ведь невозможно стало по дорогам ездить, – предлагал другой собеседник.
Кстати, в обращении автомобилистов к Правительству РФ есть и такой пункт: «Восстановить упразднённые Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды субъектов Федерации...»
Помитинговав, дружно проголосовав за обращение, водители дисциплинированно сели за руль и, оглашая центральные улицы Ярославля сигналом протеста, совершили единой колонной автопробег по Московскому проспекту до здания заводского управления НПЗ и обратно.
Конечно, немедленной реакции на «Марш пустых канистр» даже в масштабе страны ожидать крайне наивно, но повод глубоко задуматься у правительства появился. Тем более что межрегиональная общественная организация автомобилистов «Свобода выбора» и региональные общественные организации готовы быть одной из сторон в переговорах с Правительством РФ и другими органами власти по вопросам, волнующим миллионы владельцев тысяч и тысяч лошадиных сил.