среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

четверг, 11 сентября 2008

Рыбинск растит «государевых людей»

нет фото

Рыбинск – кузница кадров для всей нашей губернии. Этот факт уже никто не оспаривает. Посмотрите на генеалогическое древо почти любого областного начальника, директора, управляющего – там обязательно обозначится Рыбинск. Сами рыбинцы относятся к этому по-разному: кто – с гордостью, мол «знай наших», кто – с юмором, «ещё один из нашей аномальной зоны». Сергей Анатольевич Смирнов – один из ярких представителей «аномальной зоны». Энергичный, умный, деятельный. Утверждаться в Ярославль не поехал, остался в родном городе. Но, похоже, только для того, чтобы процесс поставки кадров из Рыбинска расширить и сделать необратимым. За пять лет из развалившегося интерната сделал привлекательное учебное заведение – кадетский корпус.

автор Марина ШИМАНСКАЯ

 

– Перед 7 ноября я привёз из московского кадетского корпуса комплект формы – чёрный костюм с красными погонами, фуражку – и нарядил интернатского мальчишку. Всем сказал: «Через пять лет и у нас так будет». На фоне полной разрухи, отваливающейся с потолков штукатурки поверить в это было сложно. Сомневались все, а кое-кто так и говорил: «Нечего лапшу на уши вешать. Такого не было и не может быть», – вспоминает недавнее прошлое Сергей Анатольевич Смирнов, директор рыбинского интерната № 2, в котором с этого учебного года обучаются не простые школьники, а кадеты.

В нашем представлении кадеты – почти военные, но это не совсем так. От военных кадеты берут дисциплину и выправку, а их историческое назначение – быть «государевыми людьми», то есть служить верой и правдой родному государству. В советской системе образования кадетам не находилось места, в России возрождение кадетских корпусов началось в 90-е годы, а в нашей области – в 2002 году.

На вопрос, почему вдруг решили «пойти в кадеты», Сергей Анатольевич отвечает, не лукавя:

– После 90-х годов надо было как-то выживать. Никого не обвиняю – время такое было. Развал, денег ни на что не хватает, глаза у ребят потухли. Вот и стали думать, что делать. Руководитель департамента образования Н. А. Лавренёва посоветовала: «Ищите идею. Без идеи интернат не поднять». Идею подсказали сами обстоятельства жизни – в интернат попадают ребята не от хорошей жизни, что сказывается на их поведении, большей частью это мальчишки, значит и нужно им мужское воспитание.

С идеей мужского воспитания директор отправился в департамент образования. «Что это за мужское воспитание, кадеты, что ли?» – спросила Надежда Алексеевна. Она первая назвала это слово, и Смирнов его сразу подхватил. Конечно, кадеты! Захочется ли хулиганить, если ты – кадет, а преподавать в кадетском корпусе – это же не в простой школе, это – престижно. Получалось, что в таком изменении направления жизни интерната будут заинтересованы и учащиеся, и педагоги. Но пока ещё до кадетского корпуса было очень далеко, а как-то улучшить жизнь хотелось сразу. Сконцентрировали все усилия и средства на трёх корпусах, часть помещений «законсервировали». Так ушли от распыления средств и сделали ремонт – улучшили условия учёбы и быта ребят. Когда объявили родителям, что вместо интерната здесь будет кадетский корпус, это понравилось не всем.

– Испугались и побежали, – прямо говорит об этом директор.

Из 200 учеников осталось только 122 – те, кому «бежать» было некуда. Но Сергей Анатольевич был уверен – это временно. Ведь он-то уже побывал в Москве, своими глазами видел, как здорово можно организовать работу кадетского корпуса. В создании перспективного пятилетнего плана по переводу общеобразовательного интерната в специализированное учебное заведение принял участие весь коллектив. Не формально, а заинтересованно и активно директор увлёк идеей всех педагогов.

С ноября 2003 года началась работа на будущее. Результаты не заставили долго ждать: как только улучшился процесс преподавания, ребята стали получать призы на городских соревнованиях и конкурсах. Их заметили. А уровень правонарушений, которые неизменно сопровождают интернатскую жизнь, начал снижаться. Но всё-таки родители не торопились вести сюда детей. А без учащихся – какой кадетский корпус. Тогда приняли решение обратиться к школам города с предложением помощи – забрать к себе тех, кого отдадут. Надо ли говорить, что пришли в интернат не отличники? Из двенадцати ребят сформировали второй класс. Им сразу сказали: «Вы – другие. Вы – кадеты». (Забегая вперёд, скажу, что половина из них сейчас учится на «4» и «5», а их огромные фотографии в кадетской форме украшают отремонтированный актовый зал.)

Родители этих первых кадетов были настолько довольны, что в следующем году в интернат пришли дети их коллег и знакомых. Людская молва – лучшая реклама. А Сергей Анатольевич продолжал колесить по кадет-ским корпусам России, побывал в Тамбове, Иванове, Костроме, добрался даже до казаков: там кадетское воспитание пронизывает все системы – от детского сада до училищ. Отовсюду надо было взять только лучшее, использовать хороший опыт и избежать возможных ошибок. В Тамбове, например, при наборе на учёбу проводили такой отсев, что получился не кадетский корпус, а элитная гимназия для интеллектуалов. По убеждению Смирнова, это неправильно.

Принципы отбора в Рыбин-ске – физическое здоровье и желание ребёнка. В интернат принимают мальчиков и девочек, о раздельном обучении речи нет. До 6 – 7-го класса девочки крупнее и сильнее мальчиков, тон в классе задают они, и это снижает опасность интернатской «дедовщины». Классы формируются так, что в каждом есть ребята из полных и неполных семей, трудные в обучении и воспитании и хорошо успевающие, то есть самые разные. Главное, чтобы они забыли про эти различия, не чувствовали их. Единая форма в этом помогает.

При формировании класса обязательно соблюдается принцип – здоровая часть коллектива должна быть больше, чем проблемная: ведь воспитанника «делает» не только педагогический коллектив, но и товарищи по классу и комнате. Самые маленькие живут отдельно от старших, их контакты ограничены – чтобы не обижали. Педагогический принцип Смирнова прост: сначала научить ребёнка видеть что хорошо и что плохо, а потом осо-знавать – я плохое делать не буду.

Старшеклассники здесь отвечают не только за себя, но и за порядок в учебном и жилом корпусах. Каждое утро после двадцатиминутной зарядки – линейка, которую проводит старшина. За год через эту назначаемую почётную должность проходит большинство старших ребят – учатся общаться, руководить и нести ответственность за порученное дело. Иногда Сергей Анатольевич настолько доверяет опыту старшины, что просто наблюдает за ходом линейки, не вмешиваясь в процесс ни словом.

После учебных занятий и обеда для всех наступает время дополнительного образования. Хор, борьба, бальные танцы, драматическое творчество, вокал, конный спорт, фехтование, самбо – это неполный список занятий, через которые за годы учёбы должен пройти каждый кадет. И хотя в Анг-лии по обмену опытом Сергей Анатольевич не был, программу обучения и воспитания составил так, будто она предназначена не для рыбинских школьников, а для английских лордов. Это не шутка – системы обучения кадетов и лордов в закрытых элитных школах Англии в самом деле имеют много общего. Но от иллюзий Смирнов далёк:

– Не всем быть учёными и начальниками, кто-то после этой кадетской школы пойдёт и в ПУ. Но это будут хорошо организованные ребята, привыкшие к исполнительности.

Долгожданная цель достигнута: кадетский корпус в Рыбинске – первый в губернии и пятидесятый в России – начал учебный год. Цель настолько долго-жданная, что на приказе об открытии рукой директора обозначено время, когда была поставлена последняя подпись. Но не был бы Смирнов рыбинцем, если бы на этом остановился. И у него уже новая идея: хорошо бы в области иметь ещё один кадетский корпус, на московском направлении – для равномерного охвата желающих из всех районов. «Государевы люди» везде нужны.

Читайте также
  • 06.09.2012 Новоселье у детворы В детском оздоровительном центре «Соть» Даниловского района нынешним летом открыт новый корпус.
  • 03.08.2012 Пикет возле Ильи в защиту корпусовСегодня в Ярославле возле храма пророка Илии прошёл пикет ярославских активистов ВООПиК, протестующих против разрушения и разворовывания зданий перекопских
  • 27.07.2012 Кто остановит мародеров на Красном Перекопе?Сегодня представители Ярославской организации Союза архитекторов России и областной экологической организации «Зеленая ветвь» провели рейд
  • 21.08.2008 Первый кадетскийПервый и пока единственный в Ярославской области кадетский корпус открылся на базе рыбинской школы-интерната № 2. Постановление о его учреждении подписал
  • 02.11.2005 Новый спортзал для кадетовВ рыбинской школе-интернате № 2 начался первый в его истории капитальный ремонт, на что местный бюджет раскошелился на полтора миллиона рублей. Более семисот
  • 12.01.2002 Деньги нашлись в федеральном бюджете Вчера обитатели психоневрологического интерната в селе Григорьевском Ярославского района справили новоселье в только что сданном строителями новом корпусе.
Комментарии

Гость | 25.08.2011 в 15:57 | ответить0

А Смирнова С.А. уже, с лёгкой руки нашего мера Ласточкина, уволили и кадетским корпусом не всё ясно, даже то что будут ли дети учится в сентябре

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают