понедельник 29

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 18 сентября 2008

Региональная пресса: проблемы и перспективы

нет фото

На прошлой неделе в Ярославле прошёл губернаторский форум региональной прессы. Со всех районов области съехались на него журналисты, редакторы, фотокорреспонденты районных газет. Газет самых разных – и муниципальных, и издающихся на средства спонсоров, и совсем-совсем независимых, где единственным учредителем и издателем является сам редактор. Форум был организован по обоюдной инициативе как самих районных газет, так и областных властей. Причём газетчиков-то прежде всего интересовали вопросы: нужна ли власти районная пресса, будет ли власть эту прессу поддерживать или нужно спасаться кто как может.

автор Олег БУРМИСТРОВ

 

КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО

Для участия в форуме прибыли высокие гости из Москвы. В частности, представители всероссийкого фонда развития информационной политики Светлана Колесник и Владимир Касютин. Они наговорили в адрес районных газет немало лестных слов.

По результатам исследований ВЦИОМа, из всех СМИ наибольший охват населения обеспечивает, конечно, центральное телевидение. На его долю приходится 80 – 90 процентов аудитории. На втором месте региональное телевидение – процентов 40. А на третьем – местные, прежде всего районные газеты. Центральные газеты выписывают немногие, областные читают главным образом жители крупных городов, а вот в малых городах и тем более в сельской глубинке люди предпочитают читать свою районную прессу. И по совокупности тиража районная пресса значительно превосходит областную и тем более центральную. Интересную картину даёт ВЦИОМ и о степени доверия людей средствам массовой информации. Телевидению, которое люди больше всего смотрят, как раз доверяют всего менее. А районные газеты по степени доверия населения наоборот, в лидерах. Оно и понятно – у людей есть возможность сравнивать то, что они прочли в своей местной газете, с тем, что они видят своими собственными глазами.

– В 90-е годы нам казалось, что районная пресса должна не выдержать конкуренции и исчезнуть. Что её место займут коммерческие издания, – говорила Светлана Колесник. – Но теперь стало ясно, что коммерческие издания выживают за счёт «пожелтения». За счёт увеличения числа развлекательных материалов, при почти полном отказе от общественно-политических, социально значимых материалов. Теперь стало ясно, что замены «районке» нет, что она является важным фактором общественной жизни. И что она – наилучший канал для диалога между властью и обществом.

Были и другие слова. Что районные газеты – фактор единства страны. Что они – фактор социальной стабильности. Источник информации о реальном положении дел.

– После событий в Южной Осетии мир изменился. Изменилось положение нашей страны в мире, внешнеполитическая стратегия нашей страны. В связи с этим президент Дмитрий Медведев сказал о необходимости консолидации российского общества. И местная пресса должна сыграть в этой консолидации важную роль, – сказал по этому поводу губернатор Сергей Вахруков.

НЕ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

Что и говорить, задачи перед местной прессой власть ставит серьёзные, масштабные. Но способна ли местная пресса эти задачи решать? Ведь она зависима как никакая другая.

В каждом районе ситуация своя, но при всём разнообразии и многообразии жизни, при множестве промежуточных вариантов главных трендов только два.

Первый наблюдается в районах со стабильной политической обстановкой. Там «районка» только одна, муниципальная. Как правило, это невзрачные серенькие четыре странички. Или восемь страничек. До минимального улучшения дизайна, не требующего, кстати, значительных материальных затрат, руки не доходят. Конкурентов-то у газеты всё равно нет. Главное – писать только то, что любит читать глава района.

Получается забавная ситуация. Власть заказывает себе пиар. С удовольствием читает лакированные тексты. А потом и сама начинает этой лубочной картинке верить. И на основе этих статей составлять мнение о том, как она работает, о том, как оценивают её работу граждане. Какой уж тут диалог влас-ти и общества! Это диалог власти с самой собою. Вернее, самообман. Вряд ли стоит ждать тут выполнения прессой общественно значимой функции связного между обществом и властью.

Страшная вещь происходит, если в таком районе меняется глава. Новый руководитель немедленно начинает войну против прежнего состава редакции.

Другая картина наблюдается в районах, где налицо политический конфликт. Например, между главой района и мэром города. Или между главой и депутатами. А ещё круче, когда конфликтуют все со всеми. В Тутаевском районе, например, семь газет. Одна другой краше. И главное, все рентабельные.

В таких муниципальных районах несколько группировок, и все друг с другом воюют. И у каждой группы своя газета. Плюс газеты совсем независимые, которые то с одной, то с другой группировкой дружат или ссорятся. Тут, правда, не надо строить иллюзий насчёт рентабельности газет, большинство из них опираются на поддержку спонсора, который покрывает часть затрат. Только вот трудно ждать от таких изданий объективности и истинного выражения интересов жителей района. Читатель всё равно чувствует, что правды в таких газетах не найдёшь. Просто одна газета искривляет реальность в одну сторону, а другая – в другую. То-то они консолидируют российское общество!

НЕЗАВИСИМ ТОЛЬКО НИЩИЙ

Приехавший из Ульяновской области преподаватель кафедры журналистики и одновременно руководитель департамента информационной политики Сергей Давыдов поделился с ярославцами опытом того, как ему в 2005 году удалось достичь независимости и рентабельности тамошней районной прессы.

– Прежде всего мы перевели всю районную прессу из муниципальной собственности в областную и объединили в единый холдинг, – сказал он. – Таким образом «районки» перестали зависеть от местной власти.

Впрочем, покровительство областных властей не очень облегчило жизнь журналистам. 2004-й был годом выборов, и под это дело прессе были выделены хорошие деньги. После выборов финансирование сократилось втрое. И оказалось, что из 21 «районки» рентабельны только 5.

– В холдинге мы стали проводить оптимизацию, – рассказывал Давыдов. – Что это значит? Первым делом уплотнили помещения редакций, а освободившиеся комнаты сдали в субаренду. Затем сократили уборщиц – либо мойте полы сами, либо зарабатывайте деньги на содержание уборщиц – сказали мы редакторам. Затем сократили фотокорреспондентов. Они люди ушлые, не пропадут, заработают на жизнь фотографированием свадеб и юбилеев. Фотографировать для газеты стали сами журналисты с помощью цифровых «мыльниц». Качество, конечно, похуже, чем у профессионалов, но сойдёт. Сократили наборщиц – журналист должен сам набирать на компьютере. Сократили ответсеков – совместили эту должность с верстальщиками. Наконец, сократили водителей и распродали автомобили – не так уж часто машина требуется. Кроме того, у ряда газет сократили количество страниц, у ряда газет уменьшили количество выпусков в неделю. И, наконец, объединили некоторые из редакций – газета сильная брала на буксир газету соседнего де-прессивного района. И всё стало рентабельно. Кроме того, мы усилили рекламные службы, создали свои отделы доставки, и журналисты начали в свободное время сами разносить газеты. А во время подписной кампании те же журналисты ходили по домам, рекламируя свою газету.

ДУШИТЬ НЕ ДАДИМ

– То ли уволиться, то ли сразу застрелиться, – отреагировал на рассказ Давыдова один из редакторов районных газет, когда мы беседовали во время перерыва. – Какой смысл менять зависимость от районного главы, кстати, избранного народом, на зависимость от губернатора и его департаментов? А что касается уплотнений и сокращения штатов, так я это сам давно был вынужден сделать. Это не особенно помогло.

Но вообще-то надо признать, что в Ярославской облас-ти местная пресса никогда не испытывала жёсткого диктата со стороны власти, особенно областной, как это случается в южных регионах России. И никогда её не пытались подмять и построить в управляемый властями холдинг. Да и сама наша пресса трепетно охраняла своё право на собственное суждение. Как-никак демократические традиции в нашем регионе сложились. Поэтому журналистам более понравилось выступление Владимира Касютина из фонда развития информационной политики, который приводил примеры более мягкого и более продуктивного сотрудничества власти и прессы.

– Господдержка, конечно, спасла районную прессу, но она же её и душит излишней опекой. К тому же она породила плеяду редакторов, которые спокойно проедают господдержку и не заботятся о конкурентоспособности своего издания, – говорил он. – Оптимальный вариант, когда у газеты, например, семь учредителей. Тогда ни один из них не сможет жёстко диктовать свою волю, не сможет единолично уволить редактора. Всё решается коллегиально. А если между политическими группами возникает конфликт, то тут важно, чтобы газета не ввязывалась в спор на какой-то одной стороне, а старалась встать над схваткой, взять на себя роль объективного арбитра. Тогда и репутация газеты укрепится, и конфликтующим сторонам это поможет найти компромисс, и в конечном счёте пойдёт на пользу жителям муниципального образования. Самая выигрышная для газеты позиция – быть дискуссионной трибуной для всех политических сил.

Он предложил районным газетам создать свою ассоциацию с большим числом учредителей. В конфликтных ситуациях можно было бы опираться на авторитет такой ассоциации.

Немало ещё интересных конструктивных идей обсуждали на форуме. Например, создание холдингов: газета плюс телевидение, газета плюс Интернет, газета плюс типография. Пожалуй, тут есть рациональное зерно. Ветераны журналистики провели мастер-классы.

– Вообще целью форума мы ставили обмен опытом. Чтобы редакторы могли познакомиться с разными вариантами отношений власти и СМИ, с разными способами повышения конкурентоспособности и путями выживания, – говорит пресс-секретарь ярославского губернатора Анна Богданова-Тарковская. – А выбор они пусть делают сами.

– Областное правительство не намерено загонять всех в единый государственный холдинг, – заверил собравшихся губернатор Сергей Вахруков. – Финансовая поддержка районной прессы со стороны областной власти, конечно же, будет. Но она будет в форме губернаторских грантов и в форме договоров на информационное обслуживание. В рамках договора газета должна напечатать то, что мы заказали, а за рамками договора она свободна сама выбирать темы и выносить суждения.

В результате большинство участников форума расходились в приподнятом настроении. Их радовало то, что власть о них помнит, ценит и обещает в беде не бросать. Ну, а выживать в нынешних экономических условиях, конечно же, трудно. Однако выжили же до сих пор. Значит, и завтра как-нибудь проживём.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Поздравляем победителей!Уважаемые читатели! С 1 марта открывается досрочная альтернативная подписка на газету «Северный
  • Заминировали... Следственно-оперативной группой Фрунзенского РОВД задержаны учащиеся школы № 78. Они позвонили по 02
  • Вернулось имя Мологи Покровский женский монастырь в селе Быково Некоузского района теперь будет именоваться Мологским Покровским