Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Вместе с небезызвестным бравым капитаном Копейкиным из первого тома «Мёртвых душ» автор этих строк намедни прогулялся до министерской приёмной - хлопотать о пенсионе, уж конечно, вполне заслуженном: в кампанию 1812 года в бою оторвало бедняге капитану руку и ногу.
Юлиан НАДЕЖДИН
Спутники подобрались у нас лучше не придумаешь: артисты «Театра простодушных» и их лидер - воспитанник ВГИКа, артист и режиссёр с говорящей фамилией Неупокоев. Дело было на первых ярославских гастролях москвичей. Гоголевскую «Повесть о капитане Копейкине» разыграли они на подмостках Камерного театра - что называется, нос к носу со зрителем. На минуту приостановимся. Важное выражение лица вельможного министра с золотой лентой через плечо, видим мы, в точности по Гоголю «отвечает его чину». Велит министр инвалиду-фронтовику набраться терпения, оставляет его среди столичных соблазнов дожидаться «решения в некотором роде судьбы». Вызвав аплодисменты зрителей, простодушно попавшихся сатирику на удочку, вельможа, выразимся поделикатней, разворачивается к нам затылком. Но театр хочет, чтобы мы познакомились с ним поближе: лицо его крупным планом остаётся на экране с питерскими городскими пейзажами. Особо уважил театр классика ещё и тем, что по его подсказкам, а иногда даже и без них, кое-что в его тексте азартно досочинил. Гуляя по злачным местам Петербурга, старый вояка у наших простодушных и вприсядку спляшет, и посерёдке хоровода словно именинник покрасуется, и от незнакомки-англичанки с зонтиком услышит просто невероятное: «Ай лав ю!» Терпение у весёлого инвалида, однако же, скоро кончится, досыта накормят его чиновники приторным блюдом под названием «понаведайтесь-ка на днях». В сердцах он прямо в приёмной министра так стукнул об пол костылём, так погрозил им кому-то наверх, да ещё и приговаривая - дескать, обязанностей своих не выполняете, что над головой обличителя оглушительной радиоканонадой загремел гром. Да уж, ни в какие времена подобные шуточки копейкиным не сходили с рук. Помните, после препровождения опасного визитёра с фельдъегерем домой чем та история заканчивается? Пару месяцев спустя появилась в рязанских лесах шайка разбойников. И атаманом у них был - кто? «Не кто другой, как...» Дальше следует многоточие и в придачу нам, читателям, задачка на сообразительность. У простодушных ещё хватило пылу поспорить о кандидатуре атамана. «Может, Павел Иванович Чичиков подался в разбойники», - смеха ради выдвинул кто-то из артистов и такую версию. На лавры МХАТа «Театр простодушных» вовсе не посягает. Просто это другой театр. Актёры в своих персонажей не перевоплощаются по Станиславскому. Они их изображают по заветам площадного балагана. Выставляют на потеху, как бы исподволь указуя на очередную жертву пальцем - полюбуйтесь, мол, люди добрые, каковы. Когда Копейкина отправили восвояси, в упряжке его возка мы кого видим? Тех же питерских светских дам. По гастрольным постановкам видно: искусство театра даёт речи, мимике, жестам, походке простодушных (а это люди с задержкой в развитии - синдромом Дауна) смысл, тон, координацию движений. Не в этом ли главный успех единственного в своём роде благотворительного проекта? - У простодушных есть характеры, - говорит режиссёр, - у каждого свои интересы, они хотят учиться. Творческая реабилитация проходит у нас на речевом тренаже, занятиях по актёрскому мастерству, сценической пластике. Им незнакомы зависть, уязвлённое самолюбие. Они добросердечны, отзывчивы. Все их чувства на сцене - настоящие. Так что в каком-то смысле они идеальные лицедеи. «Театр простодушных» был открыт в 2000 году при поддержке ассоциации «Даун-Синдром» и народной артистки России Екатерины Васильевой. Он награждён премией совета при Президенте РФ по культуре и искусству, лауреат двух фестивалей - всероссийского, «Про-театр» и Версальского Европейского фестиваля Особых театров. Артисты Игоря Неупокоева регулярно выступают на сценах московских театров, они гастролировали по Украине. Во Франции выходили они на ту самую сцену, где играл Мольер, готовились к спектаклю в гримёрке великой Сары Бернар. Им нужна поддержка, деловая, моральная, всяческая, и они её, как видим, получают. Теперь в их партнёрский круг вошёл и Ярославль. Кураторы гастролей из регионального Агентства творческих инициатив попросили зрителей оставить свои автографы на листах, вывешенных в фойе Камерного театра. Через четверть часа после окончания спектакля «Капитан Копейкин» свободного места на листах уже не оставалось. Вот некоторые реплики первых рецензентов. «Молодцы! Играли очень вдохновенно». «Ваши чувства и непосредственность впечатляют. На душе у нас радостно и легко». И ещё: «Театр простодушных» - искусство в чистом виде». Или даже так написал кто-то очень восторженный: «Ангелы спустились с неба». И наконец: «Дай Бог вам здоровья, сил и желания быть востребованными». Желания такого у простодушных, мы видели, хоть отбавляй. Так что дело за нами, зрителями. Простодушные ждут от нас того же, чего ждали от зрителей и лицедеи во времена Мольера - благосклонности. А если сказать ещё проще - то внимания и улыбки.
Читайте также
26.10.2012«Театр должен обжигать зрителя»Спектакль рождался долго и непросто, репетиционный период занял около года. Изменил ли этот год что-то в мировоззрении режиссёра?
27.09.2011«Говорите громче, пожалуйста, я не слышу» В кои-то веки выбрались с мужем в Волковский театр, но вечер был безнадёжно испорчен: не смогли расслышать и половины реплик, которые произносили актёры, хотя на слух не жалуемся.
13.10.2010Молодёжь пошла в театр
Один из старейших провинциальных театров России – Рыбинский драматический – свой 176-й сезон открыл сразу двумя премьерами: спектаклями
17.04.2010Тимофей КУЛЯБИН: «Мне важно быстро забить гол»– Тимофей, однажды вы признались, что в юности мечтали о спортивной карьере, а ваши родители грезили о дипломатическом поприще для вас. Что поме