пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 15 сентября 2009

Славная фамилия – Сулагин

В Ярославле немало мемориальных досок - в честь учёных, врачей, купцов, героев Великой Отечественной войны, артистов. Но нет ни одной, посвящённой строителю. Есть прекрасный повод это исправить.

автор Татьяна ЕГОРОВА    фотограф Фото из арихива Юрия БАРЫШЕВА

 

Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения Андрея Ивановича Сулагина. Кроме того, в этом году 70 лет учреждённому в нашей стране званию Героя Социалистического Труда, и Сулагин стал первым из наших строителей, кому оно было присвоено.
Могу предложить даже место для этой мемориальной доски - дом номер 23 по проспекту Ленина, Андрей Иванович прожил в нём больше пятидесяти лет, вплоть до кончины в 1990 году.
Коллеги-журналисты старшего поколения встречались с Сулагиным лично. Что-то я узнала по их свидетельствам, что-то рассказал мне его сын Виталий Андреевич. Убеждена, Андрей Иванович должен остаться не только в памяти семьи, но и города.
Родился он в деревне Ушаково Первомайского района. В четырнадцать лет попал в плотницкую артель, которая ходила по деревням, ставила избы, делала кому что надо. Потом подался в Ярославль, где брат умершего отца работал «на какой-то большой стройке». Ею оказалось строительство крупнейшего тогда в стране резинокомбината. Всесоюзная ударная стройка, когда сюда пришёл Сулагин, представляла собой огромную развороченную территорию на окраине города, где работали тысячи людей. Одновременно строились кордная фабрика, шинный завод, закладывались первые жилые дома, формируя будущий проспект Ленина. Андрея оформили плотником.
Жилистый, малоразговорчивый парень работал сноровисто и ответственно. Окончил четырёхклассный ликбез. Женился. На фотографии 1937 года, сохранившейся в семье, он с женой и сынишкой Виталием.
Довоенная стройка - это тяжёлый ручной труд. Механизмов почти никаких. Всё таскали на себе. Кто-то записал его коротенький рассказ о том, как строили дом номер 11 на углу проспекта Ленина и Советской улицы. «Стройка была как муравейник. Даже тяжёлые балки перекрытия поднимали на себе. Хотя каждая шесть метров длиной. У одного нашего каменщика был подсобник по фамилии Булкин. В люльке на спине он поднимал на пятый этаж сразу по пятьдесят кирпичей».
Бетонили тоже вручную. Когда здесь же, на проспекте, впервые появился подъёмный кран, это стало событием. Андрей Иванович строил большинство так называемых «красных» домов в начале проспекта, огромные даже по сегодняшним масштабам «сталинские» дома, производ­ственные корпуса шинного, автозавода (будущего моторного), других предприятий.
Началась война. Сулагина с бригадой направили на строительство оборонительных сооружений к Ленинграду, под Волхов. Работали недолго, враг приближался стремительно, и бригада вернулась назад. В сентябре у Андрея Ивановича родился второй сын, а через несколько дней он ушёл добровольцем в 234-ю Ярославскую коммунистическую дивизию.
Воевал сапёром. Строил мосты, переправы, блиндажи. Ставил и обезвреживал мины. Приходилось и в разведку ходить, и «языков» брать. Трижды был ранен. Закончил войну в Кёнигсберге. И тут же получил назначение на следующую - с японцами. Была, говорят, фотография, где он, к тому времени старший лейтенант, снят во весь рост в Порт-Артуре.
Он не любил вспоминать о войне, и никаких особенных его рассказов о ней в семье не помнят. Но о том, как он воевал, можно судить по наградам. Андрей Иванович вернулся с орденом Красной Звезды и тремя (!) орденами Красного Знамени. Фронтовики подтвердят: даже один орден боевого Красного Знамени считался очень высокой честью.
После войны опять возглавил бригаду. Брал и учил молодёжь. Учил просто - ставил новичка рядом с собой. Бригада строила дома, заводы.
- Каким он был человеком? - спрашиваю сына.
- Тружеником, - не задумываясь отвечает Виталий Андреевич.
«Ушёл на работу», «Скоро придёт с работы» - работа отца была тем, из чего складывалась жизнь всей семьи.
В семье два сына и дочь. Он был строгим отцом.
- Умел спрашивать. Но ни для нас, ни для других людей ничего не жалел. На себя ничего не натягивал. У него ко всему было рабочее отношение.
Это значит, что родители жили, как все. Когда поженились, устроились где-то на Толге. Потом в бараке Щитового посёлка (там, где сейчас кинотеатр «Волга»). В начале тридцатых годов получили комнатку на нынешнем проспекте Ленина. А в 1938-м или 1939 году въехали в уже упомянутый дом номер 23 - Сулагиным дали там квартиру на две семьи, по две комнаты на каждую. Так, с соседями они прожили целых тридцать лет, из них десять лет уже после того, как Андрей Иванович стал Героем Социалистического Труда.
В середине 1950-х годов, когда в городе стали раздавать землю под сады-огороды, Андрей Иванович взял участок за Волгой. Построил там домик и всё свободное время трудился теперь на земле.
- Нормальный человек был и весь народ такой был: суровый, но нормальный, - подытоживает разговор об отце Виталий Андреевич.
Они оба с братом стали тоже строителями. Анатолий - мастером, он умер несколько лет назад. А Виталий Андреевич, окончив Ярославский строительный техникум, прошёл впечатляющий путь от мастера до управляющего трестом «Ярхимпромстрой» - того самого, в котором всю жизнь работал бригадиром отец.
За это время трест несколько раз менял названия, а Виталий Андреевич только успевал сдавать объект за объектом. Строил на Ярославском моторном, на ЯЭМЗ, с первого колышка и до ввода строил Тутаевский моторный. А ещё «Маш­прибор», Ярославский завод дизельной аппаратуры, совхоз «Заволжский», Ярославский госуниверситет, школу на Нижнем посёлке, завод «Керамзит»...
- Всё вспоминать - с ума сойдёшь, - смеётся он.
Отец уже не работал, был болен, потом умер, а фамилия Сулагин долго ещё звучала на ярославских стройках.
- Поработать пришлось вдоволь, - заключает он. - И хвалили, и ругали, всё за эти годы было.
Отец до конца жизни интересовался делами сына. Приезжал к нему на стройку, как-то даже в Тутаев. Наверное, гордился и современным размахом, и сыном, но никаких таких слов у них говорить было не принято.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают