четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 10 июня 2010

Ахиллесова пята современного коллектива

Слово «моббинг» (в переводе с английского mob – толпа) в нашем повседневном лексиконе пока ещё новое. Однако его значение старо как мир. Так теперь называют психологическую «травлю» сотрудника на рабочем месте. В номере за 27 марта нынешнего года в газете «Северный край» был опубликован материал, посвящённый этой проблеме, «Моббинг дик, или Жертвы офисного террора». После выхода статьи в редакцию пришло большое количество писем от наших читателей, которые просят дать практические советы по борьбе с моббингом, «шагающим» широким шагом по учреждениям, предприятиям и офисам Ярославской области. 


автор Елена КУЛЬКОВА

 

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: 

НЕ ОТСТУПАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ 

«На работе мне пришлось столкнуться со сплетнями в мой адрес. У коллег по отделу резко изменилось отношение ко мне, куда-то улетучились лёгкость, душевность, юмор. Из-за негатива, направленного в мою сторону, я не нахожу себе места, появились головные боли, усталость, апатия, ни на что не хватает сил. Как мне работать в этом коллективе дальше?» – спрашивает в письме тридцатипятилетняя женщина, сотрудница отдела маркетинга одной из известных фирм Ярославля. 

– Проблема моббинга в отличие от самого слова не является чем-то новым для социальной психологии. Вопросы об эмоциональном насилии в коллективе давно рассматриваются в аспекте таких направлений, как проблема группового давления, адаптации, отношений в группе и групповых процессов. Сотрудница отдела маркетинга столкнулась со скрытой агрессией внутри коллектива, – говорит частнопрактикующий ярославский психолог, коуч-консультант Анастасия Викторовна Свиридова. – Именно сплетни являются самым распространённым методом давления на человека. Темы для сплетен выбираются самые болезненные: о семье, здоровье, увлечениях и профессиональных качествах. Авторитет сотрудника в этом случае особенно страдает, так как сплетни и клевету распространяют за его спиной. Как правило, первое, что замечает в такой ситуации человек, – его начинают избегать и игнорировать как собеседника. Человек с трудом может объяснить происходящее, он становится не уверен в себе, чувствует себя одиноким, виноватым. Появляется плохое самочувствие, нежелание ходить на работу, как следствие – происходит потеря социальных контактов, самоизоляция. Причины травли могут быть разными: личная неприязнь, зависть, индивидуальность человека, корыстные интересы, возраст сотрудника, национальность и т. д. Как выйти достойно из сложившейся ситуации? 

Недаром говорят: лучшая защита – это нападение. В этом случае – активное противостояние натиску коллектива является лучшей стратегией защиты. Во-первых, ни при каких обстоятельствах не меняйте позитивного отношения к жизни и работе. Поддерживайте хорошие отношения со всеми коллегами. Во-вторых, необходимо провести критический анализ ситуации и собственного поведения. Быть может, негатив идёт от вас самих? В-третьих, обязательно заручитесь поддержкой со стороны близких вам людей – семьи, друзей, знакомых – и поддержкой в коллективе среди коллег, которые на вашей стороне. В-четвёртых, компенсируйте стресс другой активной деятельностью, например, запишитесь на танцы, курсы иностранного языка, возьмите отпуск и отправьтесь в поход. Этот шаг повышает чувство собственного достоинства и также помогает справиться с ситуацией. И ещё: всегда улыбайтесь. Позитивный настрой и хорошее настроение – обезоруживают «противников». 

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: 

ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ 

«Каждый день приход на работу был сродни походу на поле брани. Я не знала, в какой момент будет сброшена «ядерная бомба». Я была психологически и физически истощена, но никакой надежды на передышку не было. У меня ежедневно болела голова, подскакивало давление и вообще не было сна. В конце концов я попала в больницу с гипертоническим кризом. Я занимала ответственный пост в органах исполнительной власти, но с каждым днём всё больше понимала, что в скором времени меня сочтут профнепригодной», – делится своей историей Виктория Ф. 

– Последствия моббинга в первую очередь сказываются на здоровье и психическом состоянии человека, – комментирует ситуацию Анастасия Викторовна. – В зависимости от жёсткости, периодичности и длительности такого воздействия и от того, насколько человек психологически к нему устойчив, люди могут страдать от целого ряда расстройств психологического и физического характера: от случающихся время от времени проблем со сном до 

нервных срывов, от раздражительности до депрессии, от трудностей с концентрацией внимания до панических состояний или даже инфарктов. Что делать?

Нездоровая конкуренция, подсиживание, сплетни, интриганство, проще говоря, кулуарная «дедовщина» – всё это нередко встречается в офисных стенах. Эти явления отравляют жизнь любого коллектива и демотивируют отдельных его участников. Надо отметить, что закон позволяет вполне цивилизованными методами пресекать подобные ситуации и наказывать особо строптивых и неадекватных граждан вплоть до увольнения, несмотря на их бесценные профессиональные качества. 

Человеку, возглавляющему любой коллектив, необходимо стоять на страже интересов своих работников, а значит, заботиться о психологическом климате в организации. Политика компании, которая просто обязывает сотрудников уважительно относиться друг к другу, не оставляет моббингу никаких шансов на выживание. Нужно также понимать, что далеко не каждое недружелюбное высказывание в ваш адрес означает, что против вас началась настоящая война. Возможно, ваш собеседник просто встал сегодня не с той ноги или у него неприятности дома, а вы случайно подвернулись «под горячую руку». 

Большинство конфликтов происходит из-за нечёткого распределения должностных обязанностей. Порой конфликт может возникнуть из-за какой-нибудь глупости: кому брать трубку, если звонит телефон, кто должен мыть чайник, протирать шкаф или закрывать окно в конце дня. Этот вопрос можно решить и за чашечкой горячего чая. 

В женских коллективах – своя специфика. Понятное дело, что дамы более эмоциональны и чаще переходят на личности, скатываются до бабских склок и выноса сора из избы. Чтобы избежать подобных конфликтов, при поступлении на работу с сотрудником «в юбке» должны быть сразу оговорены его должностные обязанности. 

И ещё совет: никогда не рассказывайте коллегам о своей личной жизни, семейных и бытовых проблемах. Предпочитайте, как бы это ни было трудно, обсуждению трудовых качеств Марьи Ивановны из соседнего кабинета обсуждение премьеры спектакля. Берегите свои нервы. Никогда не забывайте народную мудрость – худой мир лучше доброй ссоры! 

Ну а если дело принимает серьёзный оборот, жалуйтесь вышестоящему руководству. Так и следовало бы поступить Виктории Ф. Только обращение не должно выглядеть как детсадовский донос. Сделайте акцент на то, что внутрикорпоративные неурядицы и нервозная атмосфера в самом коллективе отражаются на работе всей организации. Умный руководитель мимо обозначенной проблемы не пройдёт. 

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: 

РУКОВОДИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ 

А что делать, если одной из сторон назревающего конфликта становится самодур-начальник? Неужели придётся увольняться? 

«Я работаю в продовольственном магазине старшим продавцом, и что ни день, то новость: опоздала на 15 секунд – штраф. Хотя в трудовом договоре этого пункта не было. Надела не те туфли – выговор! Не улыбаюсь покупателям – словесная выволочка», – жалуется Наталья Э. из Ростова. 

– Конечно, если в ответ на выговор руководства просто хлопнуть дверью и уйти, то шеф обязан будет вас уволить, хотя бы для того, чтобы не уронить авторитет в глазах других своих подчинённых. Ни в коем случае не устраивайте таких сцен, не доказывайте с пеной у рта свою правоту, не тыкайте в него Трудовым кодексом, – советует Анастасия Викторовна. – Лучше выслушать претензии шефа молча и сознаться в том, что вы виноваты. Примерно через час снова зайти к руководству и поговорить обо всём, но уже спокойно. Хотя, если начальник – самодур, но очень отходчивый, проще не обращать внимания на «воспитательные» процедуры, чтобы избежать «летальных» исходов.

В любом случае последнее слово всегда остаётся за руководителем. 

К сожалению, понятие «климат в коллективе» не определяется никакими законами и математическими формулами. Моббинг – это всегда показатель слабости корпоративной культуры любой организации, её «ахиллесова пята», которой требуется хирургическое вмешательство. Любой работник должен чётко осознавать, что на работу он приходит ради конкретного дела и результата. Всё остальное к нему лично не имеет никакого отношения. 


Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают