понедельник 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 28 июля 2010

Да будет мир в Ясеневке

Первое, что, честное слово, хотелось сделать, прочитав это письмо в редакцию из деревни – она же дачный посёлок – Ясеневка Гаврилов-Ямского района, – оставить те нервозные речи на совести пишущего, столько в них разгорячённой злобы. Бывает, занесёт нас, а поостынем, сами разберёмся, что к чему, сюжет-то тут до боли знакомый: у человека беда, соседи докучают.


автор Юлиан НАДЕЖДИН    фотограф Олег СМЫСЛОВ

 

КОВАРНЫЕ ЗАМЫСЛЫ

Сядьте, чайку вместе попейте, заморочки свои обсудите, и дело с концом. Предполагаем, что у владельца половины деревенского дома в Ясеневке Ильи Федотовича Улецкого столь наивные советы ничего иного, кроме кривой усмешки, не вызовут. Такой вариант развития событий его определённо не устраивает. 

Ну представьте: спокойно жил, сам себе командир, вторая половина дома долго пустовала. Но с тех пор, как в мае прошлого года туда въехала многодетная семья таджикских переселенцев, начисто потерял человек покой. Мало того, что на половине новосёлов по условиям сделки купли-продажи участка оказались колодец и баня, они большой ремонт сразу затеяли, новый забор возвели, а детей у них четверо, а ещё родственники, гости, и весенний праздник курбан-байрам у них такой шумный.

Соседи оказались людьми вполне сговорчивыми и покладистыми. Насчёт колодца и бани сразу договорились – пользуйтесь, пожалуйста. Крышу соседу покрасили и денег не взяли. Дело ведь житейское: если бы ясеневский дачник, будучи пенсионером, попросил и даже потребовал от соседей просто-напросто, чтобы потише было, то имел бы на то полное право. И если бы он сделал это по-доброму, то, скорее всего, не нужно было бы никого беспокоить проверками и дознаниями, а самому Илье Федотовичу тратить здоровье и время на жалобы по инстанциям с довольно-таки воинственным требованием во что бы то ни стало наказать Одинаевых. За что? Те якобы не только «незаконно вселились в дом», «нарушают общественный порядок», но и вынашивают «коварные замыслы» овладеть всем домом, а пожилого соседа «выжить любым путём». Оказывается, известен ему и злоумышленник номер один: мать четверых детей Садокат Одинаеву называет Улецкий «главной провокаторшей всех столкновений».

В Ясеневку для проверки жалобы дважды выезжали специалисты администрации Шопшинского сельского поселения. Слово – заместителю её главы Александру Зинзикову:

– Не обнаружив сколько-нибудь серьёзных причин для конфликта, мы пробовали успокоить подателя жалобы. Одинаевы поселились в Ясеневке на законных основаниях. Хозяин Муродулло Одинаев, шофёр по профессии, его дети, родившиеся в Москве и здесь, в Ясеневке, – граждане России. Садокат имеет в национальном паспорте Таджикистана отметку о временной регистрации, ожидает получение вида на жительство. Насколько нам известно, будучи по специальности модельером-конструктором, она имеет ещё и университетский диплом финансиста. Люди они, судя по всему, целеустремлённые и энергичные, хотят в России сами приносить пользу и детей на ноги поставить. 

Видимо, потому – добавим от себя – и не последовали они совету знающих товарищей подать в суд встречный иск об оскорблении чести и достоинства.

ПЕЙЗАЖ С ЧАППИ И ПЕЛЁНКАМИ

Обстановка во дворе у Одинаевых, видим, сугубо мирная. У конуры подрёмывает верный страж дома – беспородный пёс Чаппи. Когда мы появились, встрепенулся было, но сразу понял: люди пришли с добром. Под окнами бок о бок стояли две детские коляски, на верёвке сушились пелёнки.

Знакомимся с младшими мальчиками: Маруфжону – шесть месяцев, Сирожиддину – два года. Старшие представляются сами: Марджоне – пять лет, Миша сестры на год старше. В дет­ский сад возят его в Шопшу. К школе готовится. Чтобы подтянуться по русскому языку, математике, развивающим предметам, таким как рисование, наняли репетитора. К слову, в детском саду, куда мы заглянули по пути в Ясеневку, считают Садокат Одинаеву мамашей заботливой, деловой и аккуратной. Удивляются: южанка, а такой спокойный характер.

С детьми помогает ей золовка. А у самой мамы немало и других хлопот. Например, огородных: картошка, морковь, лук, зелень – всё у них своё. Хозяин – сейчас он работает в Москве таксистом – хорошо, если бывает дома раз в неделю. Но и у него домашних забот в Ясеневке не меньше. Идёт заготовка дров на зиму, гараж себе строит, доделывает летнюю кухню – а то какой таджик без мангала и казана для плова. 

Конфликт, как думает двадцативосьмилетняя Садокат, возник «на пустом месте». Есть пословица, которую таджики помнят со времён своего великого соотечественника врача и философа Авиценны. На русском языке она звучит так: хороший сосед лучше дальнего родственника. По всему видно, Одинаевы придерживаются проверенной жизнью народной мудрости и здесь.

Поначалу, говорит Садокат, они считали Илью Федотовича «очень хорошим человеком». При случае терпеливо объясняли ему, что граждане России не могут быть трудовыми мигрантами, а слово «беженцы», какое иногда приходится им слышать от соседа, их просто обижает.

– Но когда Илья Федотович грубит детям, – выделяет Садокат особенно важный для неё момент, – их, конечно, в обиду не даю, ведь я мать. Может быть, потому сосед и называет меня «главной скандалисткой». Мы не хотим с ним ссориться, мы ведь приехали в Россию не на заработки, а жить. Но теперь мне кажется, что это-то больше всего и раздражает Илью Федотовича.

ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ

Ах, как же собеседница наша недалека от истины. Гаврилов-Ямский РОВД провёл проверку по заявлению Улецкого с требованием ни много ни мало возбудить «по факту противоправных действий Одинаевых» уголовное дело. Такого факта установлено не было, заявитель получил отказ. «Решение преждевременное и необоснованное», – стоял на своём непреклонный заявитель. Ударился во все тяжкие. Обжаловал отказ в прокуратуру района. Решение правильное, поводов для принятия мер прокурор­ского реагирования не имеется, – сообщает в Ясеневку заместитель прокурора района советник юстиции А. Ю. Дьячков. А заодно даёт Улецкому блицурок правовой грамотности. Указанные в жалобе так называемые «деяния» соседей (хотя бы тот самый, по словам Улецкого, «умопомрачительный курбан-байрам») могут быть квалифицированы исходя из административного законодательства, а оценивать их лучше всего с моральной точки зрения.

Вот и добрались мы до морали и нравственности. И тут, конечно, есть что обсуждать. С первых строк своих писем в редакцию – всего их два – автор берёт высокий тон, разговор ведёт с далеко идущими выводами.

Для начала с чувством полной собственной правоты демонстративно проводит между собой и соседями разделительную черту. Упрекает сразу всех: и администрацию поселения, и РОВД, и прокуратуру района в том, что все они – цитируем письмо, сохраняя его боевую стилистику, – «своих подлинных граждан прессуют, а деградированных мигрантов надёжно крышуют».

Затем делает такое широковещательное резюме: дескать, так надо, граждане, прямо и сказать, что «идёт поэтапная колонизация России переселенцами из Средней Азии, раз уж власти так охотно выдают никчёмным гастарбайтерам российское гражданство и способствуют активному вывозу из страны огромного количества российских денег». 

Что тут скажешь? Проблемы с трудовой миграцией – да, есть, и они одна острее другой. Без иностранной рабочей силы нам не обойтись ни сегодня, ни в обозримом будущем. У нас из года в год недобор строителей, станочников и тех же шофёров, дефицит слесарей и электросварщиков. Наплыв иностранных рабочих – рост за три последних года вчетверо – создаёт в экономике региона всё новые проблемы. Если под рукой дешёвая рабочая сила, зачем готовить соб­ственные молодые кадры? К чему ставить задорого станок-автомат, за пультом которого можно управляться в одиночку?

Как и у Одинаевых, у большинства из них позади жестокая безработица, многие здесь – и вовсе не по собственной воле – живут на птичьих правах без оплаченных больничных и отпусков, без нормального общения, бывает, терпя косые взгляды: «...понаехали тут».

КУДА ВЕДЁТ ЯЗЫК ВРАЖДЫ

Все эти действительно больные вопросы «Северный край» анализировал, и не раз. Но разве о том головная боль у неугомонного дачника из Ясеневки? Кому на пользу его крутые речи о «колонизации России переселенцами»? Но, слава Богу, времена меняются к лучшему. Социологи говорят: по последним опросам, на земле Ярославии – с её репутацией региона согласия – людей, испытывающих «неудобство или тревогу из-за того, что в нашем городе живут люди разных национальностей», становится всё меньше. За последние семь лет процент таких «тревожащихся» упал в Ярославле с 56,1 до сорока. 

Недавно – впервые! – на деловую игру по профилактике межэтнических конфликтов, чтобы почувствовать себя единой командой, собрались специалисты мэрии, УВД, лидеры национально-культурных центров областного отделения Ассамблеи народов России. В режиме мозгового штурма атаковали живучие стереотипы недоверия друг к другу (чего стоит одно только пресловутое «лицо кавказской национальности»), обсуждали теперь уже реальные виды на подготовку для правоохранительных органов в ходе их реформирования специалистов по межнациональным отношениям.

Участница тренинга, старший референт отдела по связям с общественностью УВД по Ярославской области, сопредседатель отделения Ассамблеи народов России Юлия Никифорова довольно жёстко прокомментировала этот знакомый ей сюжет из редакционной почты «Северного края»:

– Судя по тексту жалоб и писем Улецкого, разговаривает он на языке вражды, и это так, даже когда он просто противопоставляет себя соседям как «настоящий гражданин России». Общение на таком языке ни к чему хорошему не приводит, это путь в никуда. Надо объяснить автору писем, что его агрессивные протесты подпадают под статьи закона о противодействии экстремистской деятельности. Если бы другая сторона занимала аналогичную непримиримую позицию, у Ильи Федотовича Улецкого давно возникли бы большие неприятности с законом.

Да будет мир в тихой Ясеневке! С такой непритязательной, зато остроактуальной речёвкой в кармане отправились мы в гости на дачу к Илье Федотовичу. И дома его, как ни жаль, не застали... Но всё равно ведь сказано же, куда ведёт язык вражды. Так что волей-неволей придётся автору писем в редакцию мириться с соседями. Положение-то у него в этом смысле просто безвыходное.


Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают