четверг 14

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 19 августа 2010

Обучаем вождению автомобиля заочно

Глава государства Дмитрий Медведев ещё в прошлом году поднял вопрос о работе автошкол. Как выразился президент, «в автошколах нет практически никакой ответственности за поведение своих выпуск­ников на дорогах. Нет ни современной материально-технической базы, ни квалифицированных инструкторов. Да и права, мы знаем, как даются после этих автошкол. Кругом – взятки. Пройдя такую школу, ничего, кроме отвращения к ней, не получишь». Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, с января 2009 года в автошколах была введена новая образовательная программа, которая должна улучшить навыки практического вождения, исключить «человеческий фактор» при сдаче экзамена, а, значит, и возможность дачи взятки. Как введение новых правил отразилось на практической жизни ярославских автошкол – вопрос выясняла корреспондент «Северного края».

автор Елена КУЛЬКОВА

 

Инструктор 

с двухмесячным стажем вождения

Согласно новым правилам число обязательных часов практического вождения увеличилось с 32 до 50. Пришлось пожертвовать часами, посвящёнными изучению устройства автомобиля, механизмов и деталей машины, так называемого курса «железа». Водители в обязательном порядке теперь обучаются по особому предмету – «психофизиологическому поведению на дорогах и оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП». По новым требованиям каждая автошкола должна располагать собственным автодромом, полноценно оборудованным для проведения на нём практических занятий. Кроме этого, чтобы автошкола смогла пройти аттестацию и получить лицензию на осуществление учебной деятельности, ей необходимо приобрести новейшие системы, начиная с аппаратуры видеонаблюдения, заканчивая экранами и мониторами последнего поколения. 

– На деле эти нововведения обернулись подорожанием самого курса обучения, – считает водитель-новичок Михаил Новиков. – Ученикам, которые начали изучать премудрости водительского мастерства в прошлом году, пришлось заплатить за месячный курс 15 тысяч рублей вместо 8 тысяч, которые брали за обучение в 2008 году. Сегодня эта сумма поднялась до 19 тысяч рублей. Понятно, что увеличение стоимости вроде бы как вполне логично: большее число практических занятий требует больших затрат времени у преподавателя, а также большего количества бензина для занятий на учебном автодроме. Не раз был свидетелем такой картины: на площадке для занятий по вождению инструкторы сидят на скамейке и курят, а перед ними ученики, предоставленные сами себе, накручивают круги. Подобная езда не даёт практически никаких навыков вождения, а, значит, ученик обречён на провал экзамена и пересдачу либо на дачу взятки экзаменатору. Инструкторы часто предлагают свои услуги по внеурочному вождению в обход школьной кассы. За 45 минут нужно выложить от 400 до 600 рублей. Тут уж как договоришься. 

Понятное дело, что в автошколе, как и в любом другом учебном заведении, эффективность образовательного процесса зависит от умения педагога передать накопленные знания ученикам. На Западе, например, педагогов автошкол готовят по определённой программе, по которой они затем «шаблонно» обучают своих воспитанников. У нас же, пожалуй, каждый водитель, независимо от того, когда он получил права, может без проблем пойти работать автоинструктором. О единой системе подготовки таких кадров в нашей стране до сих пор никто не задумался.

– Многие автошколы таковыми даже назвать нельзя, особенно, когда видишь там всего четыре обшарпанные парты и несколько стульев. Никогда не забуду своего первого практического урока вождения, – вспоминает Наталья Орлова, пятикурсница Демидовского университета. – Дали мне инструктора, паренька лет девятнадцати, едем с ним по городу, стоим на перекрёстке, а он у меня совершенно спокойно спрашивает: «Вы знаки дорожные хорошо знаете? Вот тот справа, что означает? Я что-то подзабыл». Вот тут меня охватил ужас. Оказывается, паренёк сам права-то получил всего два месяца назад. 

Господа курсанты, готовьте денежку!

Так уж повелось издавна, что ученик автошколы, имеющий «энную» сумму денег, может сдать экзамен, дав взятку. Как свидетельствуют рассказы новоявленных автомобилистов, инструкторы перед экзаменом ненавязчиво, но настойчиво сообщают выпускнику автошколы, сколько будет стоить успешная сдача экзаменов. И никакие законы не могут с этим пока справиться. Жестокая реальность показывает и доказывает, что многие автолюбители по-преж­нему получают права таким образом и вопреки ужесточившимся новым правилам. Своим горьким опытом по сдаче экзамена на права в одной из ярославских автошкол поделилась её «вчерашняя» выпускница Лиза Никонова (фамилия изменена). 

– Автошколу я выбирала долго, – рассказывает девушка. – Остановилась на той, которая считалась в нашем городе одной из самых сильных в плане подготовки водителей и надёжных в плане отсутствия взяток и всевозможных «крыш». Пришла, осмотрелась: цена и время занятий меня вполне устроили – с шести до девяти вечера, два раза в неделю, стоимость обучения – 19 тысяч рублей. Ну, и плюс дополнительные занятия с инструктором. В дороге мой ин­структор постоянно болтал, рассказывал всякую чепуху и вообще просто мне мешал сосредоточиться. Внутренний экзамен я сдала без проблем. Оставался экзамен в ГИБДД. И вот тут ин­структор как ни в чём не бывало поинтересовался у меня, как я буду сдавать экзамен: сама или… «Или как?» – спросила я его. «12 тысяч рублей – и права твои», – был ответ. Я всё-таки решила сдавать без всякой «страховки». Вот тут-то и началось самое интересное. Автомобиль, согласно правилам, при сдаче экзамена был оборудован видеокамерами, которые должны записывать всё, что происходит в салоне. Но мой инструктор всё сделал так, чтобы я провалилась. На светофоре он прижал педаль, и машина не завелась. Впереди – маршрутка, сзади – сплошной поток машин… 

В общем, с первого раза Лиза, как и «предупреждал» ин­структор, экзамен не сдала. 

Странная арифметика

Знакомый инструктор утверждает, что без особых проблем можно «завалить» даже профессионального водителя с многолетним стажем вождения, а что уж говорить о новичках? «По негласному» закону автошколы стараются процентов 30 учеников оставить на пересдачу с дополнительными платными уроками вождения. И это несмотря на то, что качество работы автошкол оценивается сейчас по количеству успешно сданных экзаменов. 

– Я сам 18 лет назад сдавал на права. И такого беспредела, как творится сегодня, даже представить не мог, – говорит сотрудник курьерской службы «Сити-Экспресс» Ярославля Артём Леванов. – Если я учился на четырёхмесячных курсах и полностью изучал устройство машины, зубрил правила дорожного движения, то сейчас всего этого с автомобилистов не требуют. Новичка сажают за руль и, как глупую мартышку, натаскивают на езду. Спросите, например, каждого второго водителя, что обозначает тот или иной дорожный знак, он только пожмёт плечами! Где это видано, что за 14 уроков вождения ученик автошколы всего три раза выехал в город, а всё остальное время катался по площадке. У меня недавно сдавала на права жена. Из 33 человек, записавшихся в автошколу вместе с ней, экзамен сдали всего 8. Почти все ученики заплатили за обучение в два раза больше, чем указано в договоре. 

Наслушавшись подобных «страшилок» про автошколы, решила дозвониться в ту, что привлекла меня «особыми условиями обучения», как гласило объявление. 

Звоню. Отвечает приятный женский голос. Когда заходит вопрос об «особых условиях», мне объясняют, что обучение проходит в разных формах, в том числе и заочно, то есть учитесь дома, а сдавать теоретический курс приходите в автошколу. И практику можно дома изучать… Не возбраняется. Насчёт всего остального, – тут наступает многозначительная пауза, – тоже можете не беспокоиться, есть любые договорённости. 

Когда пообщалась с учениками этой автошколы, очень многое стало понятным. Теорию здесь дают отнюдь не обещанные три часа за занятие, а на час – полтора меньше. Об устройстве машины расскажут в пределах 15 минут. Хотя в классе, где проходят занятия, нет недостатка в учебных пособиях. «Подготовка» к сдаче теории заключается в... хоровом чтении правил дорожного движения. Хотя вместо этого преподаватель мог бы объяснять курсантам нюансы и пробелы в правилах. Из 13 положенных занятий по городским трассам ученики откатывают не больше трёх. Такие вот они, «особые» условия! 

Как выяснилось, учебный процесс в автошколах не курирует ни одна структура, в том числе и ГИБДД. Между тем по вине водителей-новичков только в Ярославле происходит около пяти процентов аварий от общего количества ДТП – таковы данные ГИБДД УВД по Ярославской области. 

– Лицензированием автошкол занимается департамент образования, – комментирует ситуацию по автошколам начальник 1-го межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД УВД по Ярославской области Дмитрий Захаров. – Я не знаю ни одного случая, чтобы кому-нибудь из этих учебных заведений не выдали лицензию. При этом лицензионные требования совершенно не жёсткие, можно сказать, что они очень гибкие. Мы со своей стороны выступаем только как технические эксперты и отслеживаем материальное оснащение автошкол. Других полномочий у нас нет. Мы не можем, а главное, не имеем права проконтролировать, сколько часов начитывается теоретический курс, сколько практических занятий откатал воспитанник автошколы и посещал ли он её вообще. Мы перед собой видим только отчётную документацию. Автошколы – это малый бизнес, и по существующему законодательству проверки проводить мы можем только раз в три года, не чаще. Особого внимания требует качество обучения курсантов в автошколах. А кто за этим смотрит? Никто. Необходима законодательная база, позволяющая ГИБДД принимать непосред­ственное участие в жизни автошкол и в подготовке будущих водителей, тогда и можно будет говорить о снижении аварийности на российских дорогах и многих других вещах. Пока же мы размещаем на своём сайте рейтинги автошкол Ярославского региона, чтобы будущие водители могли хоть как-то в них ориентироваться и выбирали лучшие, беседуем с руковод­ством автошкол, информируем о количестве ДТП с их выпускниками, запрашиваем методику работы с учащимися. Вот и имеем то, что имеем.

Мы попытались посмотреть рейтинг ярославских автошкол. Графа на сайте есть, а рейтинга нет. В перечне «экзаменационных подразделений ГИБДД, принимавших экзамен у водителей, совершивших ДТП, со стажем управления до двух лет, а также автошкол, подготовивших указанных водителей», больше всего ДТП приходится на тех новичков за рулём, которые занимались самоподготовкой.

За повышение уровня безопасности на дорогах борются во всём мире. Однако мы, как всегда, идём своим путём. У нас по возможности упрощена процедура лицензирования автошкол. Нет единой системы подготовки преподавателей. Отсутствует специальный надзорный орган за работой автошкол. Да и многое другое в подготовке молодых водителей пущено на самотёк. Почему до сих пор не озаботился этим вопросом главный государственный автоинспектор страны – сказать сложно. Между тем размах «аварийного беспредела» только на трассах Ярославской области приравнивается к угрозе «национальной» безопасности региона. А раз в области есть такая проблема, то думается, что ярославские депутаты могли бы выйти в Госдуму РФ со своими предложениями по её решению. 


Читайте также
  • 10.01.2013 Манёвр «Фольксвагена» привёл к катастрофе Всех потрясло трагическое ДТП, которое произошло 3 января. В этот день в 15.26 в управление МЧС поступило сообщение о столкновении на 312 километре трассы
  • 21.12.2012 Статистика вызывает тревогу С начала года сотрудники Госавтоинспекции выявили более семи тысяч (!) фактов управления автомобилем в состоянии опьянения водителями, которые отказались
  • 19.12.2012 Проверки на дорогах С 7 по 9 декабря сотрудниками ГИБДД УМВД России по Ярославской области проведена специальная операция под условным названием «Бахус». В зоне
  • 18.03.2011 Избегайте чрезмерного стресса! Что нужно делать человеку, чтобы сохранить психическое здоровье? Как это ни банально и звучит – вести здоровый образ жизни, а именно: правильно питаться:
  • 03.06.2009 «Получить права – теперь счастье»– так назывался материал, который был опубликован в «Северном крае» 9 апреля. Журналист Елена Батуева подняла в нём злободневную проблему: речь шла о подготовке
  • 09.04.2009 Получить права теперь – счастьеС некоторых пор получить водительские права в Ярославле стало большой проблемой. Десять лет назад, когда я сама получала права, всё было достаточно просто:
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Новые маршруты стройотрядовВ нашей области решено возродить студенческие трудовые отряды. Как сообщил газете заместитель директора
  • Некабинетный ученыйСегодня исполняется 100 лет со дня рождения замечательного языковеда, известного диалектолога, лексикографа,
  • Гуси­лебедиНа днях вышел очередной, седьмой в этом году, номер «Русского журнала».В нём есть большой очерк «Не в