вторник 10

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 10 сентября 2010

«Пётр» отдал швартовы в Тверицах

нет фото

У причала Ярославского яхт-клуба, что в Тверицах, отдал швартовы гость из допетровской Руси – трёхмачтовый парусник «Святитель Пётр», торговая ладья русских поморов «золотого века» Ярославля – 

XVII. Приглашение на борт сборной команды мариманов из Москвы и Архангельска получили на праздничные дни все ярославцы и гости города, а одними из первых – наши корреспонденты.


автор Юлиан НАДЕЖДИН    фотограф Ирина ПИЧУГИНА

 

Обеденный стол в кают-компании подвешен на канатах, как детская люлька. На современных речных лайнерах таких столов мы, скорее всего, не увидим. Одну из самых насущных проблем – как при любой погоде поесть и не облиться супом – наши предки-мореходы решили с мудрой расчётливостью, какой позавидовал бы, наверное, и сам классик науки физики Исаак Ньютон. Они дали столу свободу вести себя по обстоятельствам – раскачиваться в такт штормовой болтанке, а если пошёл крен, то принимать тот нужный угол, когда посуда не падает на пол. 

Молодой капитан «Петра» с литературным именем Андрей Платонов без всякой вступительной «беллетристики» даёт нам не спеша осмотреться в кают-компании, терпеливо дожидается наших вопросов, и они у нас, конечно, сами собой один за другим возникают. Интересно же, откуда в наш расчётливый век берутся чудаки с ветром странствий в душе, как вшестером справляются они с огромным трёхмачтовым кораблём, копией реконструкции старинной ладьи? Только ли опыт предков помогает им находить общий язык с грозным морским владыкой Нептуном или и современная цивилизация тоже?

Последний вопрос оказался и самым относительно простым. Видим: там же в кают-компании камбуз (то бишь кухня) у них с газовой плитой и нержавеющей мойкой. Но на стенке – не казённая аптечка, а здоровенная связка чеснока – ничего лучше против злой цинги до сих пор не придумано. Железная печка – угольная и дровяная, но компактная по-современному, а главное – безопасная, запирает пламя наглухо.

Знакомимся с командой, в блицинтервью узнаём всё, что нас интересует – от двух Андреев, двух Сергеев, одного Игоря и одного Владимира. Проект судна – авторский, известного кораблестроителя Александра Соколова. Строили его всей командой, по чертежам, найденным недавно в архивах первых соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. На таких русские поморы ходили из устьев Оби и Лены вокруг Скандинавии, возили соль, кожи, пушнину, а хлеб, кузнечные изделия и через Архангельск из Ярославля и Рыбинска.

– Только лодка у соловецких монахов была в полтора раза больше нашей, – вступает в разговор штурман корабля Сергей Евтеев. – Строили сообща, по берегам Белого моря, в бухтах на Вайгаче, на Новой Земле, на Шпицбергене собирали остатки кораблей – делали замеры, зарисовки, фотофиксации деталей оснастки. Выстроен «Пётр» из карельской сосны, тупоносый корпус, яйцевидный в профиле, позволяет нам подняться на любую волну, не пуская её на палубу.

Парусами управляют они вручную, как при Петре I: поднимают рею, распускают парус, натягивают шкоты и в зависимости от направления ветра ставят парус под нужным углом. Откуда ветер дует, определяют прадедовским флюгером под необъяснимым названием «колдун», силу ветра – на глаз. А вот эхолот у них связан с радаром, глубину под килем вычисляют с точностью до сантиметра. Телевизора на борту нет, но имеется связь через спутник – компьютеры с выходом в Интернет.

При хорошем ветре парусник разгоняется до десяти узлов в час и больше, владельцам моторных катеров на зависть. В штиль и шторм при шлюзовании выручает старенький отечественный двигатель в девяносто «лошадок».

– Плаваем по заветам предков, с Божьей помощью, – возвращает себе инициативу в разговоре капитан. – Есть у нас корабельный батюшка, москвич отец Александр, видели вы и нашу звонницу на палубе, а в кают-компании иконостас с образами покровителя мореходов и торгового люда Николая Чудотворца, Богоматери и Святого Феодора – во имя не проигравшего ни одного сражения знаменитого флотоводца, вашего земляка адмирала Ушакова. Пойдёмте посмотрим ковчег с частицами его мощей. 

Святыня передана из Санаксарского монастыря (это в Мордовии), где мощи праведника Феодора-военного покоятся в раке, вырезанной по форме корабля. Такую честь и благодать команда «Святителя Петра» заслужила верной своей службой Отечеству и рус­скому флоту. «Пётр» – флагман флотилии столичного морского клуба «Петрофлот». 

После спуска корабля на воду в 2002 году в послужном реестре судна появились экспедиция под российским триколором «Поющие камни» по Онеге и Белому морю, переход по Великому волжскому пути – через Ярославль – с Белого моря в Чёрное, а ещё участие в Олимпийских играх в Афинах – имели там ранг представительского судна Федерации парусного спорта России. Были на Афоне, в путешествии по Средиземному морю прошли по местам победоносных сражений Фёдора Ушакова.

В Ярославль попали вот уж и впрямь с попутным ветром. Получили приглашение владыки Кирилла, губернатора Сергея Вахрукова и городских властей в дни 1000-летия своим появлением украсить праздничную регату «Ярослав Мудрый».

Из Москвы с курсантами навигаторской школы на борту вышли ещё в конце мая, прошли по Волго-Балту, по Онеге, Беломорканалу, по всему Белому морю. От Петрозаводска плавание заняло десять суток, обошлось без форс-мажоров, если не считать таких мелочей, как парус, порванный в шторм, – застал их на выходе из Баренцева моря, когда порты не выпускали ни одно судно.

Передавая для редакции сувенир – кусок ладожского шунгита, открытого при Петре Великом камушка, очищающего воду от бактерий, боцман Андрей Бакланов, художник-реставратор по профессии, напутствовал нас на прощание такими словами: 

– По северам собрана коллекция деталей старых судов, хотелось бы открыть музей архитектуры деревянных кораблей. Думаем, больше всего подходит для этого Рыбинск или Ярославль. Так что после праздников, может быть, скоро увидимся.


Читайте также
  • 24.11.2012 Благословляется корабль сей На судостроительном заводе «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске состоялся торжественный спуск на воду нефтеналивного танкера «Юлий Макаренков».
  • 11.09.2012 Встреча с Красной книгой После жаркого и сухого лета неожиданно подступила осень. Очень резко всё изменилось в природе: подул северный ветер, похолодало, зарядили обложные дожди,
  • 03.05.2012 Первомайский ветрище сорвал крышу Сильный ветер, который хозяйничал в Рыбинске 1 мая, натворил немало бед, в очередной раз доказав: где тонко, там и рвётся.  
  • 03.05.2012 Досталось от стихии Первомайские праздники принесли жителям области немало тревог и неудобств. В некоторых районах области порывы ветра достигали 15 – 18 м/с и даже 20.
  • 28.04.2012 В Ярославской области ожидается снегВ ночь на понедельник в Ярославской области ожидается резкое похолодание - до минусовой температуры. Возможен мокрый снег и сильный ветер.
  • 24.01.2012 И снится море кораблю среди снегов Самый неприметный и скромный домик никогда не привлёк бы внимания среди разбросанных там и сям изб частного сектора Заволжского района... НО! Стоит в метре
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Электрошок В четверг, 26 июня, в доме № 32 по улице Республиканской в Ярославле примерно в полдень началось светопреставление.
  • Главное чудо Святого Пояса В ночь с воскресенье на понедельник в окнах Паломнического центра Ярославской епархии долго горел свет.
  • Живи в лесу, живая ель С 20 декабря сотрудники ярославских лесничеств начнут совместные рейды с представителями УМВД по