Обеденный стол в кают-компании подвешен на канатах, как детская люлька. На современных речных лайнерах таких столов мы, скорее всего, не увидим. Одну из самых насущных проблем – как при любой погоде поесть и не облиться супом – наши предки-мореходы решили с мудрой расчётливостью, какой позавидовал бы, наверное, и сам классик науки физики Исаак Ньютон. Они дали столу свободу вести себя по обстоятельствам – раскачиваться в такт штормовой болтанке, а если пошёл крен, то принимать тот нужный угол, когда посуда не падает на пол.
Молодой капитан «Петра» с литературным именем Андрей Платонов без всякой вступительной «беллетристики» даёт нам не спеша осмотреться в кают-компании, терпеливо дожидается наших вопросов, и они у нас, конечно, сами собой один за другим возникают. Интересно же, откуда в наш расчётливый век берутся чудаки с ветром странствий в душе, как вшестером справляются они с огромным трёхмачтовым кораблём, копией реконструкции старинной ладьи? Только ли опыт предков помогает им находить общий язык с грозным морским владыкой Нептуном или и современная цивилизация тоже?
Последний вопрос оказался и самым относительно простым. Видим: там же в кают-компании камбуз (то бишь кухня) у них с газовой плитой и нержавеющей мойкой. Но на стенке – не казённая аптечка, а здоровенная связка чеснока – ничего лучше против злой цинги до сих пор не придумано. Железная печка – угольная и дровяная, но компактная по-современному, а главное – безопасная, запирает пламя наглухо.
Знакомимся с командой, в блицинтервью узнаём всё, что нас интересует – от двух Андреев, двух Сергеев, одного Игоря и одного Владимира. Проект судна – авторский, известного кораблестроителя Александра Соколова. Строили его всей командой, по чертежам, найденным недавно в архивах первых соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. На таких русские поморы ходили из устьев Оби и Лены вокруг Скандинавии, возили соль, кожи, пушнину, а хлеб, кузнечные изделия и через Архангельск из Ярославля и Рыбинска.
– Только лодка у соловецких монахов была в полтора раза больше нашей, – вступает в разговор штурман корабля Сергей Евтеев. – Строили сообща, по берегам Белого моря, в бухтах на Вайгаче, на Новой Земле, на Шпицбергене собирали остатки кораблей – делали замеры, зарисовки, фотофиксации деталей оснастки. Выстроен «Пётр» из карельской сосны, тупоносый корпус, яйцевидный в профиле, позволяет нам подняться на любую волну, не пуская её на палубу.
Парусами управляют они вручную, как при Петре I: поднимают рею, распускают парус, натягивают шкоты и в зависимости от направления ветра ставят парус под нужным углом. Откуда ветер дует, определяют прадедовским флюгером под необъяснимым названием «колдун», силу ветра – на глаз. А вот эхолот у них связан с радаром, глубину под килем вычисляют с точностью до сантиметра. Телевизора на борту нет, но имеется связь через спутник – компьютеры с выходом в Интернет.
При хорошем ветре парусник разгоняется до десяти узлов в час и больше, владельцам моторных катеров на зависть. В штиль и шторм при шлюзовании выручает старенький отечественный двигатель в девяносто «лошадок».
– Плаваем по заветам предков, с Божьей помощью, – возвращает себе инициативу в разговоре капитан. – Есть у нас корабельный батюшка, москвич отец Александр, видели вы и нашу звонницу на палубе, а в кают-компании иконостас с образами покровителя мореходов и торгового люда Николая Чудотворца, Богоматери и Святого Феодора – во имя не проигравшего ни одного сражения знаменитого флотоводца, вашего земляка адмирала Ушакова. Пойдёмте посмотрим ковчег с частицами его мощей.
Святыня передана из Санаксарского монастыря (это в Мордовии), где мощи праведника Феодора-военного покоятся в раке, вырезанной по форме корабля. Такую честь и благодать команда «Святителя Петра» заслужила верной своей службой Отечеству и русскому флоту. «Пётр» – флагман флотилии столичного морского клуба «Петрофлот».
После спуска корабля на воду в 2002 году в послужном реестре судна появились экспедиция под российским триколором «Поющие камни» по Онеге и Белому морю, переход по Великому волжскому пути – через Ярославль – с Белого моря в Чёрное, а ещё участие в Олимпийских играх в Афинах – имели там ранг представительского судна Федерации парусного спорта России. Были на Афоне, в путешествии по Средиземному морю прошли по местам победоносных сражений Фёдора Ушакова.
В Ярославль попали вот уж и впрямь с попутным ветром. Получили приглашение владыки Кирилла, губернатора Сергея Вахрукова и городских властей в дни 1000-летия своим появлением украсить праздничную регату «Ярослав Мудрый».
Из Москвы с курсантами навигаторской школы на борту вышли ещё в конце мая, прошли по Волго-Балту, по Онеге, Беломорканалу, по всему Белому морю. От Петрозаводска плавание заняло десять суток, обошлось без форс-мажоров, если не считать таких мелочей, как парус, порванный в шторм, – застал их на выходе из Баренцева моря, когда порты не выпускали ни одно судно.
Передавая для редакции сувенир – кусок ладожского шунгита, открытого при Петре Великом камушка, очищающего воду от бактерий, боцман Андрей Бакланов, художник-реставратор по профессии, напутствовал нас на прощание такими словами:
– По северам собрана коллекция деталей старых судов, хотелось бы открыть музей архитектуры деревянных кораблей. Думаем, больше всего подходит для этого Рыбинск или Ярославль. Так что после праздников, может быть, скоро увидимся.