Родом из детства
75 лет назад в Новограде-Волынском Киевской области в семье офицера появился на свет сын Виталий. Накануне войны семья проживала под Белостоком (ныне Польша). Растили троих сыновей, младший из которых родился за неделю до начала войны. В воспоминаниях Виталия Митрофановича о детстве сохранились трагические события первых часов Великой Отечественной. Срочная эвакуация членов семей военнослужащих в Россию проходила в грузовых вагонах под бомбёжкой немецкой авиации. Все военные годы семья провела в посёлке Алексеевка Белгородской области – дед приютил двух невесток и восемь внуков.
Судьбы пророчество
После войны семья перебралась в подмосковное Фрязино. Учился в престижной школе, где половина одноклассников – дети репатриированных немецких специалистов-электронщиков. МЭИ, МАИ и Бауманский – туда поступали выпускники этой школы. Каково же было удивление всех, когда узнали, что Виталий выбрал Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. А он по сей день не сожалеет... Вот он на фотографии, семнадцатилетний красавец. А вот весна 2010 года – Виталий Митрофанович в мантии. Ректор БелГУТа Вениамин Синько представляет его к званию почётного профессора университета.
– С институтом связи не терял никогда, – говорит Виталий Митрофанович. – Профессор Тихомиров, светила в эксплуатационной работе, как-то сказал: «А вот этот студент, Предыбайлов, будет начальником дороги!» Спустя годы предсказание сбылось.
Жизнь в профессии
Вместе с дипломом об окончании вуза в 1958 году Виталий Предыбайлов получил направление на Северную железную дорогу, на станцию Череповец. После неспешного Гомеля Череповец показался кипящим котлом. Говорит, повезло, в хорошие руки попал – начальник станции Череповец Валентин Николаевич Юргенсон, начальник Вологодского отделения Виктор Петрович Денисов. А ещё сильная городская парторганизация, куда вошёл директорский корпус – такие зубры, как заслуженный строитель СССР, Герой Соцтруда Дмитрий Мамлеев, который в войну рыбин-ские заводы вывозил в Уфу. Позднее многие из этих людей работали в Москве, но связи не теряли.
– Череповец для меня – хорошая школа жизни. В этот период здесь вводились новые мощности на градообразующем металлургическом комбинате, и Череповецкий железнодорожный узел должен был обеспечивать бесперебойную работу предприятия: доставлять коксующиеся угли из Воркуты, руду – с Кольского полуострова, металлолом – со всего северо-запада страны. Параллельно шло активное развитие железнодорожного узла: расширялись станции Череповец-1 и Череповец-2, строилась станция Кошта. На смену паровозам пришли тепловозы и электровозы.
Здесь молодой специалист прошёл все ступени роста: дежурный по путям, маневровый диспетчер, дежурный по станции, старший помощник начальника станции, инженер, главный инженер станции, зам-начальника, начальник станции Череповец, начальник Вологодского отделения... Год за годом летели незаметно. Женитьба, рождение дочери. Над бытовыми трудностями задумываться было некогда, они легли на плечи супруги Тамары Валентиновны.
Северная – любовь моя
В 1981 году Виталия Митрофановича перевели в управление СЖД на должность первого заместителя начальника дороги, в 1983-м он был назначен начальником дороги и трудился в этой должности в течение семнадцати лет, до 2000 года. Северная дорога, численность которой достигала 120 тысяч человек, обслуживала пять областей и Республику Коми, обеспечивала перевозки угля, леса, нефтепродуктов, металлургической и машиностроительной промышленности, минеральных удобрений, строительных и других грузов. Эффективная работа СЖД под руководством Виталия Предыбайлова (регулярный ввод производственных мощностей, повышение объёмов и качества перевозок и др.) позволяла решать социальные вопросы: ежегодно вводилось около 100 тысяч кв. метров жилья, строились новые школы, больницы, детские сады, лагеря детского отдыха. Дорога оказывает помощь ветеранам, перевозит детей с севера к черноморским здравницам. Большая доля инвестиций вкладывалась в объекты Заполярья.
Виталий Митрофанович любит дорогу, северян. А они – его. Воркута, Сосногорск, Ухта, Сыктывкар, Вологда, Архангельск – там прошла большая часть его жизни. Ответ-ственность была высокая. Совместная работа с профсоюзом и местными органами власти позволяла решать все социальные вопросы коллектива и не допускать забастовок.
Можно было найти более лёгкий путь: Виталию Митрофановичу предлагали возглавить работу крупных промышленных предприятий, перейти на партийную работу, но у него ни разу не было мысли уйти с транспорта. В институте на вопрос, какой у вас девиз, ответил: «Только вперёд!»
И так на каждом этапе жизни – ставит задачи, решает проблемы. И получает удовлетворение от того, что где-то построен дом или электрификация от Данилова дошла до Маленги, что появляются новые профессии, улучшаются условия труда, растут производственные показатели. Однако были и аварии, и крушения, приходилось отчитываться на высоком уровне – на комиссии парт-контроля, на Политбюро, в ЦК КПСС. Не раз приходилось принимать удар на себя. А дер-жал он его с честью.
В нелёгком труде Виталию Митрофановичу помогала команда единомышленников: заместители начальника дороги В. Ф. Панасюра, Д. Л. Андреев, В. З. Буховцов, К. В. Садыков, В. И. Хлыщ, В. М. Ульяновский, начальники отделений и служб. Среди них немало выпускников БелГУТа, инициатором привлечения которых на Северную тоже был Предыбайлов. Он благодарен этим людям за то, что были вместе.
По труду и честь
Не зря Северную называют стратегическим объектом. Достаточно напомнить, что в Архангельской области расположены такие гиганты, как космодром Плесецк, Архангельский морской порт, Северодвинск – родина подводного флота. Когда объёмы строительства подводных лодок сократились, железнодорожники использовали технологии судостроителей – давали на ремонт тяговые двигатели, пассажирские вагоны, колёсные пары, тележки.
При Предыбайлове электрифицированы сотни километров наиболее напряжённых линий, введено в эксплуатацию более 200 км вторых путей и диспетчерской централизации главного хода, более 2 тысяч км автоблокировки, на 275 станциях централизовано более 4 тысяч стрелок. Проведены реконструкция и развитие станций Ярославль-Главный, Лоста, Исакогорка. Северная первой на сети дорог внедрила технологию работы локомотивов на больших полигонах с гарантированным подводом на техобслуживание, технологию передачи и развоза местного груза. Внедрены десятки систем, комплексов и задач, решаемых с помощью ЭВМ.
В 1998 году за активную поддержку журналистов, работающих в северных условиях, и выступления в «Гудке», направленные на повышение престижа профессии железнодорожника, Виталий Митрофанович стал лауреатом Булгаковской премии. 15 млн. неденоминированных рублей он передал в Детский фонд.
К 1993 году суточные объёмы погрузки достигли 450 тыс. тонн, в том числе 2 тыс. вагонов леса, 1,5 тыс. тонн угля, столько же нефтепродуктов, 600 – 700 вагонов металла. Для освоения этих объёмов перевозок нужны были новые технологии, инициаторами которых выступили 20 человек, в том числе В. Петров, будущий начальник дороги, Г. Кегелес, начальник ВЦ, светлая ему память. За внедрение новых технологий дорога была удостоена премии Совета Министров СССР, за высокие достижения по перевозке грузов награждена золотой медалью ВДНХ.
В течение тринадцати лет Виталий Митрофанович был членом коллегии МПС, делегатом двух съездов КПСС. Он удостоен звания «Заслуженный работник транспорта», награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», орденом Дружбы, многими медалями, знаком «Почётному железнодорожнику» и другими знаками отличия, имеет много поощрений.
Народный избранник
2000 год для Виталия Митрофановича – знаковый. Он избран депутатом в Госдуму РФ от Котласского округа, однако его электоратом была вся Северная. Работал в комитете по энергетике, транспорту и связи с Виктором Черномырдиным и Николаем Рыжковым. Законы по реформе транспорта давались непросто, что и говорить – полторы тысячи поправок. «Смотришь на всё – многое не нравится, – с болью говорит он. – Итоги надо сверять с жизнью и многое корректировать, особенно социальные вопросы». Им он всегда придавал большое значение. Человек должен иметь прочный тыл. Железнодорожники всегда были привилегированным классом, начиная с царских времён. И сегодня быть железнодорожником престижно.
НА ПОРОГЕ 75-ЛЕТИЯ
Ретроспектива его жизни в профессии приводит к выводу, что Предыбайлов – человек общественный. Он и сам так считает:
– Время нас воспитывало, формировало характер. Зам-кнуться, уйти от дел – смерти подобно. Недавно Ярославль отметил тысячелетие. Много сделано, но и предстоит немало. Не теряю связи с дорогой, вношу предложения по стратегии развития. Мои планы просты и понятны – быть востребованным.
внучка в.м.предыбайлова | 22.06.2011 в 13:27 | ответить2
статья хорошая
Гость | 06.07.2012 в 14:37 | ответить0
Вологда ШЧ-Спасибо, Виталий Митрофанович, за поддержку в квартирном вопросе.