четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 15 сентября 2011

Сотни километров трудового фронта

Воспоминания студентки автомеханического техникума

В 1941 году группа, в которой я училась, закончила 3-й курс по специальности «Холодная обработка металлов» и была направлена в Горький на автомобильный завод на производственную практику. Закончили практику 21 июня, приехали домой и тут узнали, что началась война. Конечно, мы испугались, но по молодости надеялись, что эта война будет недолгой. Всё оказалось не так...

 

автор Александра Павловна СОЛДАТОВА, выпускница ЯАМТ 1942 года

 

Втехникуме в основном учились юноши. В нашей группе на 40 человек обучающихся было только 5 девушек. Многих ребят сразу взяли на фронт, а кто был моложе призывного возраста, тех мобилизовали на трудовой фронт, где мы работали с рабочими Ярославских предприятий.

В конце августа 1941 года был сформирован сводный отряд, который насчитывал 1000 человек, рабочих и студентов. Нас, студентов техникума, было 100 человек. В качестве руководителя с нами была молодая преподавательница русского языка и литературы Анна Владимировна Клюкина. 28 августа мы выехали из Ярославля. Ехали в товарных вагонах. Наша сотня разместилась в одном вагоне, где были двухъярусные нары. Мы натаскали сена и, весёлые, с песнями ехали, не зная точно, куда. А навстречу нам попадались уже составы с ранеными.

Нас привезли в город Свирьстрой и разместили в большой комнате на втором этаже, где до нас жил обслуживающий персонал лагеря заключённых. Перед самым нашим приездом все заключённые были куда-то вывезены из лагеря. Мы разместились на голом полу, под головой вместо подушек – заплечные мешки. Нам выдали лопаты с новыми белыми черенками и сказали, что утром мы пойдём пешком в город Олонец, где будем копать противотанковые траншеи. Подняли нас до рассвета. Надев свои мешки за спину, взяв лопату на плечо, мы огромной колонной двинулись по шоссе. Шли недолго, потому что увидели, что колонна наша теряет стройность, а впереди идущие бросают лопаты в канаву. Оказалось, что Олонец уже заняли немцы, а возвращаться в Ярославль по железной дороге тоже нельзя, так как станция Лодейное поле, через которую нам надо было возвращаться, занята немцами. Мы оказались в мешке. Пришлось тысячной колонне двигаться по новой дороге на город Вытегра. Шли 17 дней, прошли около 300 километров почти без еды и питья.

Пройдя первые 30 – 35 километров, остановились на ночлег в посёлке на берегу реки Свирь (как наша Которосль). Население посёлка было вывезено, и мы ночевали в оставленных домах. Утром вновь очень рано разбудили, оказалось, что немцы уже были на противоположном берегу реки Свирь. Надо было как можно скорее уходить на север, где на берегу Онежского озера расположен город Вытегра. Здесь нас опять разместили в лагере для заключённых, в пустых бараках с двухъярусными нарами. И мы ждали дальнейших распоряжений. Из Ярославля вскоре пришло указание вернуть студентов в Ярославль, а рабочих сводного отряда по Онежскому озеру переправить в Петрозаводск. Нас, студентов, решили вернуть в Ярославль по Волго-Балтийскому каналу. Канал был узкий и короткий, высота шлюзов около метра, а всего – 40 шлюзов. Нас по шлюзу везла лошадь, шедшая по берегу канала. Сначала она тянула баркас, а потом возвращалась за баржей. Так мы, проплыв 40 шлюзов старой Мариинской системы, добрались до города Белозёрска. В Белозёрске мы, четыре девчонки, ушли с баржи и пересели на пассажирский пароход, шедший до Череповца (мне повезло: у моих подруг были деньги, и они купили билет и для меня). В Череповце удалось пересесть на пассажирский пароход до Рыбинска, а из Рыбинска таким же образом добирались до Ярославля.

Приехали в Ярославль 4 октября в 12 часов ночи. Город был погружён во тьму. Строго соблюдалось требование светомаскировки. Немецкая авиация бомбила железнодорожный мост через Волгу, но военные так тщательно охраняли его, что ни одна вражеская бомба не упала на мост.

Техникум наш в конце 1941 года уже был занят Ленинградским высшим инженерно-техническим училищем. Нам оставили только третью часть от всех помещений – правое крыло с входом со стороны Автозаводской улицы. Там мы и доучивались! Но защита дипломов в 1942 году прошла всё-таки в актовом зале. После этого нас распределяли по разным предприятиям. Некоторые девушки уехали даже в Алтайский край. Меня и двух моих подруг направили на Ярославский автозавод. Мне предложили работу в отделе главного технолога конструктором по проектированию приспособлений для обработки деталей автомобиля. Я была очень рада, потому что попала в хороший коллектив настоящих профессионалов. А условия работы были очень трудные. Так как завод перешёл на выпуск военной продукции, все мы были на казарменном положении, работали, не уходя домой. Спали, облокотившись на чертёжную доску, а утром – снова за работу. Но мы были очень молоды, свято верили в победу, и это придавало нам силы в преодолении всех трудностей военного времени.

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Как к себе домой С заявлением в милицию Рыбинска обратилась жительница Буксирной улицы. Ночью 4 апреля в квартиру ворвались
  • Пивная кружка – последний аргумент Пивной кружкой ударила своего сожителя по голове жительница села Заячий Холм во
  • Сделал соседям темную С алюминиевым проводом в мешке задержан житель деревни Семлово Даниловского района. Он срезал с линии