суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 19 января 2012

Ярославль – столица важных разговоров

Но очень полезно было бы сделать выводы из этих разговоров и воплотить их в жизнь

...Ярославль становится признанным центром различных международных форумов. Не споря с Казанью за неопределённое звание «треть­ей столицы», он стал вознаграждён фактическим статусом международной дискуссионной столицы. И это – очень большой успех в мировом продвижении города. Ярославль становится в один уровень с особыми, но всеми уважаемыми мировыми неформальными столицами (как Зальцбург – столица классической музыки или Фрейбург – столица экологических исследований). Излишне было бы говорить, что стать столицей политических и социологических дискуссий, по крайней мере, не менее почётно, чем стать столицей карнавалов...

 

автор Владимир ГРЕЧУХИН, председатель районного общественного собрания, г. Мышкин    фотограф Татьяна ГОСТЕВА

 

Новая ярославская столичность весьма многогранна. Вот недавно у нас состоялись такие разные форумы, как туристический и инновационный. Диапазон российского и международного значения Ярославля расширяется и обогащается. Стоит отметить, что весьма серьёзной представляется массовость таких форумов. Радостно, что на форум «Инновации. Бизнес. Образование-2011» было предложено более двухсот выступлений. Значительным явлением стал и сентябрьский политический форум «Ярославская инициатива».

Благодаря реальности ярославских форумов здешние выс­шие учебные заведения получили большие возможности самопродвижения, активного участия в работе максимально авторитетных международных дискуссионных площадок и своей активной творческой практики на таком благодатно высоком уровне. (Каждый ли областной научный или образовательный центр имеет такую возможность?) Но таковые возможности получают не только ярославская наука, а и наиболее активные и предприимчивые муниципальные образования.

Ярославский инновационный форум особо подчёркивал мысль, что именно инновации и отличают лидеров от пользователей. Мышкин долго был лидером в туристических инновациях... И этот «накат» всё ещё действует. И хотя сегодня мы не предлагаем ничего принципиально нового, но наш авторитет в туристическом продвижении по-прежнему значителен. Значителен настолько, что именно нам было предоставлено право участвовать в международном форуме. Это – честь, и это – признание.

Инновационный форум подчёркивал свои главные вехи – проактивность, клиентоориентированность, системность управления в условиях многообразия. Губернатор нашей области С. А. Вахруков отмечал, что очень важно не просто «идти в кильватере движения», а стремиться занять место флагмана, умело и точно прогнозировать развитие событий с целью повышения качества жизни. «Клиентоориентированность – это стремление максимально удовлетворить интересы граждан».

Как это касается Мышкина, представленного на форуме выступлением главы района А. Г. Курицина? Сегодня мы можем с определённым удовлетворением полагать, что Мышкину много лет была свойственна высокая проактивность, наш город, а вслед за ним и некоторые сельские места района, уверенно лидировали как в использовании для туризма нематериальных ценностей, так и в перепрофилировании трудовых занятий населения. И в этом мы были качественно новы и сперва даже необычны. В тот период мы едва ли не единственными в России смогли открыть для туризма новые возможности и подходы.

Затем большими трудами руководства района мы смогли сделать и гораздо больше – успешно решать вопросы клиентоориентированности. На этом пути удалось сделать очень многое – построены гостиницы, кафе и рестораны, усовершен­ствована местная торговля, повышен уровень обслуживания, привлечены инвесторы. Причём многое было сделано отнюдь не участием какой-либо мощной столичной корпорации (как в Переславле-Залесском), а чисто местными своими невеликими силами. Здесь Мышкин может и должен быть примером для всех малых муниципальных районов России. Тут впору вспомнить стопроцентно верный отзыв о Мышкине профессора Позднякова, прозвучавший на форуме: «Мышкин – это культурный шок для России. Мы со студентами изучаем этот случай. Другого подобного примера в России нет». Хочется отметить, что в Мышкине достаточно успешны деловые созидательные связи администрации района с местным предпринимательством, и они дают ощутимые результаты.

Но вернёмся к туристическому форуму в целом и отметим, что его массовость была скромнее, нежели у инвестиционного, а порой и смущала немноголюдием. В чём причина? На наш взгляд, в том, что Россия – это аутсайдер туризма. И цифра, оглашённая на форуме, это убедительно подтверждает (если Франция имеет каждый год до 80 миллионов гостей, то Россия – лишь два миллиона). Причины нашей туристической слабости хорошо известны, и на форуме они отмечались (это и удручающее однообразие турпродукта, и плохая организация досуга, и нехватка доступного жилья, и многое другое). Но нам будет уместней обратиться не к российскому туризму в целом, а к конкретному случаю – например, к, казалось бы, вполне преуспевающему Мышкину.

Мышкин одним из первых заметил и оценил те драматические перемены, которые ждали наши города в конце XX – начале XXI века и попытался миновать эту историческую полосу с наименьшими потерями. И не только уцелеть, но и продвинуться, и стать известным. То есть мы искали источник своей силы в... своих слабостях и в своей местной специфике. Сперва над нами немало смеялись, что мы пытаемся «сделать что-то из ничего», но в результате работа была выполнена, и Мышкин стал одним из признанных центров туризма.

Мышкин, а особо малые селения Мартыново и Учма, использовали не только свои скромные культурные ценности, а и включили ресурс воображения и на этой принципиально новой базе создали свой качественно новый туристический продукт. То есть наши тогдашние инновации в большинстве случаев доказали своё право на существование и при реализации дали ощутимый результат. И приём сегодняшних 150 тысяч гостей в год – это самое реальное доказательство того, что туризм не только может стать, но и стал одним из направлений нашего хозяйства.

Сегодня Мышкин обладает ещё одним уникальным достоинством. Он по праву стал креативным городом. Креативность – это научное определение системных творческих усилий, по­множенных на действия индустрии средств массовой информации. Мы одни из немногих малых городов достигли состояния подлинной креативности и не останавливаемся на достигнутом, а непрерывно наращиваем разнообразие находок, услуг, предложений. К сожалению, делается это недостаточно быстро, недостаточно эффективно, весьма сказывается недостаток средств на развитие. Но здесь важна уже непрерывность нашего движения. Уместно вновь припомнить Конфуция, говорившего, что не столь важна скорость движения к поставленной цели, сколь постоянство этого движения. В своём движении мы постоянны.

Наверно, ещё одной ценностью нашей работы остаётся твёрдое желание видеть спектр туристических возможностей максимально широко (не замыкаясь лишь в перечне церквей и особняков). В этом Мышкин остаётся верен себе, он всегда готов «делать что-то из ничего». Но не следует думать, что у нас всё хорошо. Увы, это не так, и недостатки как в предлагаемом нами турпродукте, так и в самой организации дальнейшего «наступления» очень велики. И мы должны их отчётливо видеть и признавать. Коснёмся самых очевидных.

Заполнение наших гостиниц в буднее время недостаточно. Почему? Потому что Мышкин на вечернее время не может предложить гостям ничего, кроме ресторанного времяпрепровождения. Вечерний досуг для приезжающих в Мышкин просто отсутствует. Мы понимаем, что организовать его нелегко, но если постоянное заполнение гостиниц желательно, то о нём нужно думать. Другой причиной «незагрузки» наших гостиниц является бедность турпродукта за пределами самого города Мышкина, там мы имеем лишь Мартыново и Учму. А если помнить, что Учма по погодным причинам не всегда удобно досягаема, то всё сельское туристическое продолжение знакомства с нашим краем ограничивается одним лишь Мартыновом.

Важным недостатком приволжского города является отсутствие большого и удобного пляжа. Заволжское купание «на песках» очень привлекательно и приятно, но не всегда удобно и по времени, и по волжской погоде (при сильных ветрах и вовсе недосягаемо, разве что через Углич!). Напомним, что хороших пляжей нет ни в Угличе, ни в Рыбинске, ни в Тутаеве, и если бы мы его обрели, то стали бы выгодно отличаться от соседей. И стали бы много привлекательней. И в целом услуги по отдыху на воде в Мышкине совсем бедны и крайне малочисленны. Располагая целой Волгой, мы слишком мало берём от неё.

У нас не вполне хорошо с кадрами для туризма. Общеизвестно, что и в заволжские пансионаты, и в комплекс «Саммит» немалую часть работников приходится возить из соседних городов, например, из Рыбин­ска. А это и накладно, и неудобно, да и Мышкину невыгодно (рабочие места оказываются нашими земляками невостребованными). Здесь тоже нужна серьёзная работа как по линии подготовки кадров, так и по линии адаптирования населения к новым трудовым предложениям.

Мы очень слабо заявляем о себе по направлению самого престижного и экономически выгодного туризма – конгрессионного. Удачно проведя три крупных конгрессионных меро­приятия, мы фактически не делаем шагов к поиску успешного продолжения дела, к поиску партнёров. То есть с нашей стороны почти нет активного предложения своих услуг.

В Мышкине слабо решается вопрос с местами стоянок туристического транспорта. Взаимные обиды и неудовольствия службы ГИБДД и наших гостей едва не ежедневны. И это очень плохо влияет на представления туристов о Мышкине. И что печально, положение с годами практически не улучшается, и туристические фирмы, сотрудничающие с нами, это хорошо знают. В этом вопросе по сравнению с Угличем и даже с Калязином мы просто убоги. А возможности для улучшения положения в Мышкине есть.

Два последних года показали, что в летний период имеющаяся сеть предприятий общественного питания не справляется с потоком гостей. И есть ясно ощутимый социальный заказ приезжих на самые простые, быстро работающие кафе, где можно получить хоть кофе и пирожки, хоть очень простой обед. Люди снова начинают уезжать обедать в... Углич.

У нас совершенно не стало местных вкусностей. Соседи этот вопрос решают гораздо лучше, там есть местные пряники, печенье, сласти, минеральные воды и крепкие напитки. А что есть у нас? (У нас сейчас даже мышкинского хлеба нет!) По этому направлению мы имеем громадный недобор предложений и... громадный недобор денег.

Но самая главная неблагополучность мышкинского туризма в том, что у нас давно уже нет муниципальной руководящей и координирующей структуры, занимающейся туристическими делами. Отдел по туризму закрыт давно, и его отсутствие сказывается самым неблагодатным образом во многом, начиная от недостатка специальной информации, кончая отсутствием согласованности действий. Все наши организации, действующие в туризме, от муниципальных до некоммерческих, действуют старательно и активно, но сегодня это дей­ствие не сжатым кулаком, а растопыренными пальцами. Мы имеем определённые успехи, но эти успехи гораздо меньше тех, что можно бы иметь при хорошей скоординированности действий. Нужно помнить, что туризм при всей его демократичности и самостоятельности тем не менее является управляемой отраслью хозяйства и в единой координированности ост­ро нуждается.

Какой вывод следует сделать из всего сказанного? Он таков: Мышкин действительно совершил прорыв в туристической индустрии, предложив, разработав и успешно освоив несколько новых направлений и методов в этой работе. Но успокаиваться на этом нет оснований. Как видим, нерешённых вопросов очень много, и если наш город желает успешно продвигаться дальше и по-прежнему быть «культурным шоком для России», то все эти вопросы нужно решить.

...Мы привели пример Мышкина, проследив как успехи, так и недостатки отдельно взятого города в своей скромной индуст­рии туризма. Думается, что и все эти успехи, и особенно все эти недостатки в той или иной мере свойственны и другим туристическим центрам Ярославии, и мир до тех пор не испытает от работы всех нас приятного «культурного шока», пока мы эти недоработки не устраним.

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают