воскресенье 09

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

Компания Арком

Компания Арком

arcomm.ru

Двери сайт производителя

Где дешевле Двери

as-doors.ru


на печать

Комментарии: 25

четверг, 18 января 2007

Как погиб маршал Неделин

Выпускник ярославской школы № 40 Владимир Иванович Кукушкин добился в жизни поистине космических высот. Член Академии инженерных наук Украины, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, лауреат Ленинской премии, профессор, он, можно сказать, стоял у истоков советской космонавтики. Но жизнь многогранна. Владимиру Ивановичу довелось видеть не только триумфы советской космической техники, но и быть свидетелем трагических событий.

автор Владимир ШИРЯЕВ

 

Так, 24 октября 1960 года на Байконуре произошел взрыв межконтинентальной ракеты Р-16, унесший жизни десятков людей, сгоревших заживо. В их числе был талантливый полководец Великой Отечественной, Герой Советского Союза, Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Митрофан Иванович Неделин. Тогда об этой аварии не было почти никакой информации. Сегодня завеса секретности снята, но особую ценность имеют, конечно же, свидетельства очевидца. Вот что рассказал об этой трагедии Владимир Иванович, недавно побывавший в Ярославле.

– Элегантная, как ги­гантская игла, устремленная в осеннее небо Байконура, Р­16 запускалась с открытого старта с помощью наземной установки. Установщик еще нежно удерживал ракету в своих объятиях, ожидая, когда десятки людей закончат предстартовую проверку и он отойдет в сторону, дав свободу для полета.

На безопасном расстоянии от старта был построен мощный железобетонный бункер высотой около десяти метров, врытый в землю. Его стены не раз выдерживали взрывы. В убежище находились огромные «кунги» – крытые автомашины, напичканные приборами, от которых к Р­16 тянулись многочисленные кабели. Они чувствовали каждое «биение» двигателей ракеты еще до полета.

Вес межконтинентальной «сигары», полностью заправленной топливом, доходил до 160 тонн. Стояла она на усеченном конусе. При запуске с его помощью горячие струи газа рассекались по окружности, и ракета покидала землю.

Ничто не предвещало трагедии. Шли последние минуты. В «ганомагах» специалисты заканчивали изучение параметров режима перед стартом. Диагностика настораживала: не исключена сработка системы питания второй ступени. Возникла угроза несанкционированного поступления топлива в двигатели второй ступени. Сомнение возрастало. Прозвучала команда о дополнительной проверке. Та показала: с ракетой творится нечто непредвиденное.

Подбегает ко мне зам генерального конструктора Михаила Кузьмича Янгеля Берлин:

– Володя, надо подняться ко второй ступени и постучать. Если клапан сработал, услышишь разницу в звуке.

Залез, постучал. Слух ничего не уловил. Посылают вновь. На этот раз второй зам, Концевой. Дает ключи от сейфа: «Постучи ими!» Результат тот же.

До взрыва считанные минуты. Они ушли на перекур. Возвращаюсь по проходу бункера туда, где видна готовая устремиться ввысь Р­16. А система уже запустилась. Заполняются пусковые бачки двигателей. Подают сжатый воздух, чтобы топливо поступало в газовую турбину. Та раскрутит турбонасос – и!.. Так и случилось. Компоненты самотеком попали в газогенератор Р­16, соединились. Турбина заработала. Запустился двигатель второй системы...

Перед бункером выставили стулья, на которых должны были сидеть представители высокого ранга. Однако ни один не решился находиться рядом с маршалом, золотые погоны которого сверкали на осеннем солнце. Все предпочли перекурить до старта в проходе бункера.

Когда раскаленная струя вырвалась из ракеты, Митрофана Ивановича прижало к бетону и сожгло при температуре порядка трех тысяч градусов. Всех, кто находился на переходнике ракеты, сбросило на бетон с высоты пятнадцати метров и превратило в пепел. Мне вновь повезло: струя сбила меня на бетонный пол прохода, но я, собрав неизвестно откуда взявшиеся силы, сумел подняться. Швырнуло по проходу, обожгло. Оплавились кожаный шлем, куртка, обувь...

Дальше начался гигантский пожар. Возникло радиационное излучение. Жидкие компоненты топлива, нагретые взрывом, поднялись вверх, там охладились и выпали на землю каплями азотной кислоты, сжигая все живое. Все, кто не успел убежать и вдохнул этот «воздух», сожгли легкие. Для этого хватило одного вдоха.

Затем начали рваться шаровые баллоны со сжатым воздухом, пороховые ракетные двигатели второй ступени. Это был настоящий ад.

Подъехали машины «скорой помощи» и пожарных. Но их усилий не потребовалось. Кругом лежали обуглившиеся останки, опознать которые было практически невозможно.

Причин трагедии несколько. Но есть главная – сработал так называемый «фактор Великого Октября»: запустить Р­16 досрочно, к празднику революции. А поскольку спешили отрапортовать, понадеялись на русский авось.

Этот авось и стал причиной гибели маршала. Ни у кого даже в мыслях не было, что произойдет невероятное. Поэтому и поставили стулья перед бункером. И никто не нашелся, чтобы сказать: «Извините, товарищ маршал, здесь опасная зона. Пройдите в бункер!»

О причине гибели Митрофана Ивановича средства массовой информации сообщили одним предложением: «Погиб в катастрофе». Даже в Большой советской энциклопедии спустя много лет не написали о взрыве ракеты, ограничившись словами «...погиб при исполнении служебных обязанностей».

Читайте также
Комментарии

Гость | 09.09.2011 в 03:17 | ответить-1

во врут, а!
«заканчивали изучение параметров режима» — это просто бессмысленный набор слов, вчитайтесь внимательно!
«Возникло радиационное излучение» — звучит просто нелепо. Оно не «возникает». Если была утечка, объясните, откуда ей там взяться?
А главное, причины-то давно известны. Копались в электрике, пытаясь устранить в ней неполадки, на нераскачанной ракете (т.е., вопреки технике безопасности не слив топливо). Из-за спешки, конечно.
Только надо еще добавить, что неделин — не невинная жертва, а главный виновник катастрофы. Как старший начальник, присутствовавший при всех этих безобразиях!

 

Гость | 09.09.2011 в 09:21 | ответить-1

Если всезнающему гостю давно всё известно и ему всё ясно, то рассказал бы, где он служил в то время? Может, тоже стоял у истоков советской космонавтики? И понимает ли он, что над Неделиным, были начальники повыше на несколько порядков?

 

Гость | 09.09.2011 в 11:40 | ответить-1

ну-ка, ну-ка, кто из более высоких начальников там присутствовал и сгорел вместе с неделиным? поделитесь! это было бы крупное историческое открытие!
а информация о копании в проводке нераскачанной ракеты исходит от комиссии, расследовавшей причины катастрофы. почитайте книги и статьи полковника Эдуарда Шершера из НИИ ЭРАТ, если лень читать — посмотрите фильм «Сгоревшие заживо». Кстати, там данные не противоречат приведенным здесь, из которых главный факт — топливо не было слито! Только там нет бреда про «изучение параметров режима» и про «возникшее» излучение. Да и неделина не представляют невинной жертвой.
А чтобы понять, что фразы, взятые в кавычки — бредовые (как и многие другие в статье), совсем не обязательно стоять у истоков. Просто в школе надо было внимательнее слушать, что говорят на уроках русского языка, физики, химии и т.д. :)

 

Гость | 09.09.2011 в 13:36 | ответить-1

Кремль стоял над Неделиным! Дошло? А в русском языке принято ФИО писать с большой буквы! Двоечник пытается здесь рассуждать о ракетах!?

 

Гость (это который первый:) | 09.09.2011 в 14:29 | ответить1

кремль на стартовой площадке не стоял. отвечает за все последствия старший из тех, кто руководит процессом — об этом должно быть известно и маршалу, и зелёному лейтенанту, и гражданскому лицу. если водитель, выехав на встречную, убьет невинных людей, а в суде станет доказывать, что виновато его начальство, требовавшее ехать быстрее — никто его слушать не станет, и всё равно признают виновным. также и здесь.
устранять неисправность на заправленной ракете Н Е Л Ь З Я! никому и никогда! по технике безопасности! кремль, война, мир, высадка инопланетян — не оправдания!
знаете, есть поговорка «обстоятельства беспощадны к нарушителям техники безопасности». маршал неделин это утверждение блестяще подтвердил, жаль только, что ценой не одной своей жизни, но и многих других. давайте, вдумаемся, что было бы, если бы неделин, янгель, берлин посовещались и старт из-за неисправности отложили. не расстреляли бы, не посадили — времена не те. просто проиграли бы гонку королёву (как в итоге всё равно и случилось).
так нет, же, государственную премию ребяткам захотелось, уже дырок для орденов понасверлили! и вот результат.
по сути это всё.
а по поводу «фио» — зачем же цепляться к мелочам, если по сути возразить нечего. вообще-то в «скорописи» интернет форумов появились уже свои обычаи, отличные от книжных норм языка. здесь заглавные буквы, которые вы называете «большими», не обязательны. но дело даже не в этом. лично я принципиально не буду писать с заглавной буквы лихачей, совершивших крупные аварии ради мелких сиюминутных интересов или просто ради бравады, типа гагарина или неделина, хоть советская власть и пыталась посмертно сделать из них героев, чтобы не разглашать истинных причин аварий.
спасибо за внимание.
а хамить («двоечник», «дошло» и т.д.) нет смысла, в споре о сути проблемы это абсолютно ничего вам не даст :) Скорее, наоборот, подтвердит, что возразить по существу вам нечего.

 

Гость | 09.09.2011 в 17:37 | ответить-1

Я вроде бы просил сообщить, чем занимались в те годы, раз имеете познания в области ракетостроения. Может они даже выше, чем у Владимира Ивановича Кукушкина. А вместо этого обычная демагогия, в стиле, я всё знаю, но никому не скажу. Конечно, Неделина в те времена не расстреляли бы. Но после команды: «Партбилет на стол!» — это равносильно расстрелу. А возразить мне естественно нечего, потому что не знаю кому возражать, то ли учёному, то ли выдающего себя за учёного. Сравнить Гагарина с лихачом….без комментарий. Действительно возразить нечего.

 

Гость (это который первый:) | 09.09.2011 в 18:53 | ответить1

предлагаю прийти наконец к «конценсусу», быть конструктивнее.
поймите, ведь проблема серьёзная! не отмахивайтесь от неё, пожалуйста, ссылаясь на демагогию, мою неучёность, тонкости грамматики в тексте и т.д.
на мой взгляд, корень проблемы в следующем. что в тексте сказано о причинах аварии? сказано, что виноват «синдром октября», виноват «авось». виновата, видимо, и ракета, которая повела себя «не так». то есть что же, люди не при чём?
вот именно с этим я и не согласен! как написал Бушков, «у каждой аварии есть фамилия, имя и отчество». в данном случае эти фамилии известны: неделин, янгель, берлин. и если вы прибавите «хрущев», я сильно спорить не буду, хотя он, требуя торопиться, вряд ли приказывал при этом так сильно рисковать жизнями и ракетой.
но вы вместо этого почему то говорите «кремль» — и ответ получается почти таким же размытым, как и «авось». поймите же наконец, пожалуйста: нельзя указать причину аварии или катастрофы, не назвав виновников в лицо и пофамильно! обдумайте всё и согласитесь, что так и есть. а если причина не выяснена до конца, значит, нельзя принять меры к её недопущению в будущем.
то есть катастрофы, вызванные этой причиной, могут повторяться!
ну согласитесь же, ведь вы этого не хотите? так давайте же не будем спорить просто ради спора! допустим, тогда фамилий виновников не называли из «конъюнктурных» соображений. но ведь сейчас-то никто не мешает сделать это, не так ли?

 

Гость (это который первый :) | 09.09.2011 в 18:55 | ответить1

[всё сразу не уместилось :)]
это по существу. теперь вот такой момент: почему вас волнует моя учёность? свои доводы я привёл, так возражайте по существу.
с чего вы решили, будто я выдаю себя за учёного? не выдаю и не собираюсь. элементарные вещи, которые проходят в школе, может обсуждать любой образованный человек. в данном случае вывод о том, что была нарушена техника безопасности, вполне очевиден для каждого: достаточно посмотреть на результат «подготовки к старту». специальные познания не нужны, чтобы понять, что если сгорело заживо больше ста человек, действия персонала были неправильными. я не понимаю, для чего вы спорите с очевидным? разве вы считаете, что неделин прав, что санкционировал продолжение работ и погубил людей?
не соглашусь и с тем, что потеря партбилета равносильна расстрелу. многие всю жизнь живут без него, и даже бывают счастливы :)
в общем, если вы считаете, что неделин — молодец, и всё сделал наилучшим образом, я с вами спорить больше не буду.
а обвинять меня в неучености, и на этом основании лишать права привести свои аргументы — вот это и есть демагогия. допустим, окажется, что я — ученик второго класса. что это в моих доводах изменит? разве людей, погибших по вине неделина и берлина, можно будет оживить?
а к гагарину и серёгину у меня свой счёт. нарушив требования курса боевой подготовки и все мыслимые наставления по производству полётов, они вместо упражнения № 2 КБП принялись выполнять свободные фигуры (горки и пикирования), в результате чего и впилились в землю недалеко от места, где мы тогда жили! а если бы они упали к нам на голову, кто тогда был бы виноват?! опять «авось» или «кремль»? или вы считаете, что прекратить выполнение упражнения, предписанного КБП и самовольно начать пикирования — это не лихачество? а как понять командира части серёгина, который допустил взлёт с подвесными баками, хотя КБП запрещает выполнять с ними данное упражнение? он тоже не виноват?

 

Гость (это который первый :) | 09.09.2011 в 18:56 | ответить1

помните, как белоцерковский написал про катастрофу гагарина в «Науке и жизни»: «для выхода из пикирования экипажу не хватило 200-300 метров высоты, а в пересчёте на время — 2-3 секунд». Т.е. получается, это земля была виновата: не расступилась, видя, что такие большие люди решили попикировать!
нет уж! призываю вас всё-таки отбросить ложную гордость, и привыкнуть к тому, что виновников катастроф надо называть поименно, а лихачество и тому подобные безобразия — своими именами.
таких лихачей и сейчас полно — они точно так же плюют на интересы других, выезжают на встречную, летают на частных самолётах чёрт знает как, считая, что им всё дозволено. и если что случится (и, увы, случается!), опять не будет конкретного виновника?!

 

Гость | 22.03.2012 в 15:37 | ответить0

Я лично всегда пишу фамилию Юрия Гагарина с Большой буквы.

 

Гость | 10.09.2011 в 10:06 | ответить-1

Видать вам нравится искажать слова, это ваше право. Но всё же, нет слова конценсус, а есть консенсус. Так же вам нравится ФИО писать с маленькой буквы, но вот почему-то Неделин и прочие, в том числе и Хрущёв с маленькой, а Бушков с большой!? Наверное «опечатка». Теперь по существу. Мне совершенно неинтересно рассуждать о требованиях курса боевой подготовки, про упражнения № 2 КБП, фигуры (горки и пикирования), я в этом не понимаю и понимать не хочу. В том, что проблема серьёзная и что надо поимённо называть конкретных виновников аварий, никто и не спорит, наоборот, согласен. Вам не нравится, что над Неделиным стоял кремль и одна из причин аварии «синдром октября». Во-первых, над всем, что было связано с космосом, действительно стоял кремль, от министров до главы государства. И то, что любой грандиозный проект, будь то открытие крупного завода или запуск спутника, всегда подгонялся под круглую дату, либо на праздники 1 мая и 7 ноября. Думаю вам не 30 лет, что бы не знать этого. В этом плане, вам лучше бы поспорить с некоторыми читателями на сайте, которые в любой аварии всегда и во всём обвиняют власть, в принципе тот же кремль! Для них нет конкретных виновников трагедий, падающих самолётов или тонущих кораблей, всегда виновата власть! Если даже в глухой деревне пьяный тракторист перевернёт трактор, всё равно виноват кремль! А я стараюсь быть более объективным.

 

nlv | 10.09.2011 в 20:28 | ответить1

Гость (это который первый:), зачем спорить с дедоумками?

 

Влас | 10.09.2011 в 23:51 | ответить0

НаЛиВайка, ты и тут встрял. Когда ж ты заткнёшься?

 

Гость | 11.09.2011 в 08:01 | ответить-1

Чему удивляться Влас? На сайте действительно подобралась команда ДЕДОУМКОВ, как сказал о себе nlv. Сам он, Трассер, GenghisHaim, Николаев А. Кстати, последние двое, это похоже и есть Трассер с НаЛиВайкой. Чего остаётся делать глубоким старикам, кроме как зависать в сети? Вот и сидят старички, недовольные всем и вся, что-то бормочут себе под нос и эту бормотень сливают на сайт во все рубрики. Сознательно ищут сплошной негатив в России, гадят на страну, в которой живут, завидуют чёрной завистью успешным людям. Сознательно не замечают ничего положительного, что происходит в нашей стране. Не замечают даже тот положительный факт, что имеют возможность торчать за компьютером и по сей день, ещё не откинули копыта. А пора бы!

 

nlv | 12.09.2011 в 18:37 | ответить-1

Гость, от «старичка» вам вопросик. Вот вы в теме " Зачем гражданину нужно сильное государство?" все плачите о жертвах сталинских репрессий, при этом вы проявляете не только оскорбительную нетерпимость к мнению, которое не совпадает с вашим, но и желаете все тем, кто мыслит иначе, " поскорее откинуть копыта". Хорошо известно, что среди жертв репрессий того тяжелого для страны времени было много и таких, кто пострадал за свои мнения и убеждения, которые не совпадали с тогдашней официальной идеологией, вы их оплакиваете, но тут же желаете смерти своим современникам -оппонентам. В связи с тем, что почти в каждом посте вы поднимаете медицинскую тему по поводу своих оппонентов и даете им мед. советы, я тоже, в свою очередь, хочу посоветовать вам поинтересоваться как в медицине называется это явление, и, может, если еще не поздно, принять необходимые меры. Будьте здоровы!

 

Гость | 13.09.2011 в 09:08 | ответить-1

Изучите последнее «творчество» Трассера, многотомный доклад, в рубрике – «Люди хотят и готовы принимать решения» и сами поставьте ему диагноз.

 

Гость | 29.09.2011 в 16:15 | ответить0

Из воспоминаний генерал-лейтенанта Семенова Владимира Васильевича:«Кстати, если интересно, — я видел гибель маршала Неделина. Я сопровождал его на испытаниях и в тот вечер на Байконуре стоял рядом с ним. Слышал, как начальник полигона Герчик, мой хороший товарищ по академии, просил маршала уйти в укрытие: начинались электрические испытания. Но главком есть главком… Испытания начались, и тут главный конструктор Янгель сказал мне: пойдем покурим. Мы отошли… Несколько минут спустя произошел несанкционированный запуск рулевого двигателя. Газовая струя ударила по «столику», где был маршал и только что стояли мы, потом прожгла стенки ракеты. Пошло, воспламеняясь, топливо — погиб весь стартовый расчет… „

 

Гость Гостя | 21.03.2012 в 22:48 | ответить-1

Гость, который первый, единоличник и сноб. На просторах рунета — тролль. Решил с «высоты» своего сидения доебаться до нормальной технической фразы, гуманитарий хуев. По этой причине Маршал Неделин стал главным виновником обсуждаемой катастрофы. По этим же причинам стали виновниками и плохими многие другие люди, добившиеся более значимых вершин, чем сам обвинитель. Да просто потому, что у него есть самашняя наипроверенная информация. Он таблоид. :)

 

Гость | 22.03.2012 в 08:59 | ответить-1

Крепко сказано, по-военному

 

Гость | 22.03.2012 в 15:34 | ответить0

Читайте новую книгу Виктора Суворова «Кузькина мать», и у вас пропадут все вопросы по этой теме.

 

гость-2 | 09.01.2013 в 14:37 | ответить1

Читать книги предателя Резуна (писательский псевдоним Суворов) можно, но верить им глупо. Неделин погиб частично от собственной глупости После этого на космодроме запретили выход из укрытий до коиманды. Лишний раз подтвердилось, что ВСЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НАПИСАНЫ КРОВЬЮ

 

Гость | 12.01.2013 в 23:56 | ответить1

Подписываюсь под каждым словом…

 

Гость | 03.02.2013 в 14:31 | ответить0

Обхаить Неделина многа ума не надо, всё в то время только начиналось, и Икар сгорел, не чего не случается, у того кто не чего не делает! Я служил в этих воисках, чуть позже в80х, и всякое бывало, а что ты сделал полезного?

 

владимир | 15.03.2013 в 01:30 | ответить0

служил лейтенантом 1973 1975 должность оператор подготовки и пуска про электрические испытания перед стартом не помню может забыл помню хорошо ракета перед стартом наддувается чтобы проверить герметичность если течь появилась дальше можно не рассказывать может быть где то перепутали разьемы теперь не узнаем…

 

Гость | 19.10.2014 в 21:06 | ответить0

в интернетной статье полный бардак, бред. Кто всё это пропускает к публикации.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают