вторник 08

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 19 января 2002

А мальчишке снились якоря

...На берегу Амурского залива сидит расстроенный мальчик десяти лет, время от времени сглатывая колючий комок обиды. Все друзья-ровесники из его дворовой кома-нды приняты юнгами на корабли и не се-годня завтра уйдут в свой первый рейс, и не куда–нибудь, а в Соединенные Штаты Америки! А он – заводила, лидер! – останется дома. И все потому, что его отец, заместитель начальника политуправления Тихоокеанского морского пароходства, строго-настрого приказал всем капитанам на пушечный выстрел не подпускать своего шалопая к кораблям. Ну, не обидно ли? Еще как! Мальчик решительно одергивает неизменный морской китель и, махнув на прощание шаловливой волне – «до завтра!», отправляется домой. Несостоявшегося юнгу зовут Феликс Раздьяконов.

 

...Максим Горький когда-то заметил, что человек рождается дважды – физически и духовно. «Физической» родиной Феликса был Нижний Новгород, а вот «духовной» стал Владивосток, куда семья Раздьяконовых переехала, когда мальчику было около пяти лет. Переезд был связан с профессией родителей, которые всю жизнь работали по партийной линии. Должность отца, Иннокентия Ильича, как уже упоминалось выше, «стоила» сыну карьеры морского волка, а мама была заведующей отделом политической пропаганды Тихоокеанского флота.

– А я вот почему-то остался беспартийным, – говорит Феликс Иннокентьевич. – Когда меня призывали вступить в ряды партии, мне казалось, что я внутренне не готов... У меня были свои соображения на этот счет, ну, да что теперь вспоминать.

Но театральные роли и партийная, вернее, беспартийная убежденность – все в будущем. А пока не то что о партии, даже о театре Феликс не задумывается. Дворовый заводила по кличке Фела (к слову, было еще одно прозвище, домашнее, презираемое всей душой, обидно-девчачье – «Люсик») с утра до ночи был предоставлен сам себе. Учился, надо признаться, более чем средне: математика, физика, и – что может быть ужаснее? – химия так и остались в памяти как нечто недоступное пониманию.

А вот историю и литературу Феликс Раздьяконов любил. Это пристрастие не осталось незамеченным: преподаватель по литературе постоянно поручала Феликсу приготовить на урок то доклад, то просто чтение вслух. Но главным был все-таки спорт. Коньки, русский хоккей, волейбол... Переиграть Феликса было просто невозможно. В подростковом возрасте ему довелось даже играть в футбол за владивостокский «Спартак». И быть бы Феликсу Раздьяконову профессиональным спортсменом, но тут судьба опять делает крутой поворот.

На волейбольной площадке после ярого поединка знакомится он с Евгением Шальниковым, ныне народным артистом России, а тогда – просто студентом театральной школы-студии. «Как же так? – помню, удивился тогда. – Такой прекрасный волейболист, и вдруг – какой-то театр?»

Евгений Шальников затащил нового приятеля на спектакль «Отелло», и что-то в душе после этого действа у Феликса сдвинулось. «Внутренний компас указал направление – вот оно, твое!». Не долго думая, объявил родителям: «Еду в Москву поступать в театральное училище» Ни больше – ни меньше! Отец вместо уговоров подумать и не спешить отрезал: «Мать, собирай чемодан! Сказанное слово должно быть выполнено». Поехал. А до Москвы от Владивостока на поезде полмесяца ехать! На столичный перрон сошел шатаясь, как от морской качки. Естественно, все вступительные экзамены уже прошли. Секретарь в приемной комиссии лишь бровь подняла: «Откуда вы? Из Владивостока? Так что ж вы раньше думали!» Впрочем, и здесь Раздьяконову повезло. В училище был объявлен дополнительный набор на курс Константина Александровича Зубова, народного артиста СССР, главного режиссера Малого театра, начальника кафедры актерского мастерства Щепкинского училища. Да и в приемной комиссии сидел цвет русской театральной сцены – Рыжова, Пашина, Турчанинова... Было от чего оторопеть! Когда из сорока претендентов выбрали двух – Раздьяконова и Владимира Перунова из Свердловска, герой нашего повествования не испытал никаких чувств. «Что же вы, молодой человек, окаменели? – недоумевали в комиссии. – Другие, поступив, от радости до потолка прыгают, а вы...»

– Я часто мысленно разговариваю со своим учителем перед выходом на сцену или просто прошу у него совета в трудную минуту... – говорит Феликс Раздьяконов. – Мне было, у кого учиться. Мастер всегда говорил: «Я никого ничему не учу. Если считаете, что у меня есть чему научиться, учитесь сами».

Собственно, на этом все «брандахлыстничество, вислоухая, спаниелистая юность», как говорит Феликс Иннокентьевич, и закончилось. Впрочем, на втором курсе училища, был еще один эпизод, который и по сей день актер вспоминает со смехом. Вызвали будущих Гамлетов в военный комиссариат города Москвы. Построили. «Равняйсь! Смирно!» Хоть и было заранее известно, что это пустая формальность, но коленки ослабли. «Указом от такого–то числа вы призваны в ряды Вооруженных Сил Советского Союза... (длинная, выдержанная актерская пауза, от которой сердце ныряет в пятки!) и уволены в запас. Получите военные билеты».

– Открываю билет. Все честь по чести – размер сапог, размер шапки. И запись «годен, но не обучен». И хоть до сих пор ничего не смыслю в военном деле, но так меня тогда это «не обучен» обидело, слов нет!

Так началось трепетное служение театру, кое и продолжается в жизни Феликса Иннокентьевича Раздьяконова вот уже 45 лет.

– Я не раскаиваюсь ни в одном своем шаге. И, доведись мне прожить заново, пошел бы тем же путем, с теми же ошибками и просчетами... Ничего страшного в тех ошибках нет. Жаль только, дух театра отлетел, святость улетучилась. Все говорят «дай», и мало кто протянет на ладони – «на!». Меня ж учили относиться к театру «с крестом на груди»...

Лариса ДРАЧ.

Читайте также
  • 28.11.2012 Одна из старейших сельских школ В конце ноября в Пошехонском районе пройдут праздничные мероприятия, посвящённые 145-летию Вощиковской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза А.
  • 24.11.2012 Гитара спасает от одиночестваЗнакомый читателям «Северного края» по многим публикациям музыкант-гитарист и коллекционер, химик-аналитик по профессии, кандидат технических
  • 12.09.2012 За архитектуру будет отвечать Пащенко На должность директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии Ярославля назначен Павел Пащенко.
  • 10.09.2012 Архитектура Ярославля доверена военному железнодорожникуСегодня директором департамента архитектуры и развития территорий города мэрии Ярославля назначен Павел Пащенко.
  • 12.05.2004 «Нас мало, избранных...» 8 мая ярославцы простились с народным артистом России Феликсом Иннокентьевичем Раздьяконовым. По театральной традиции, великого мастера сцены проводил
  • 07.05.2004 Раздьяконов Феликс Иннокентьевич Русское театральное искусство, коллектив Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова понесли тяжелую, невосполнимую утрату.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают