суббота 11

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 09 апреля 2002

Ярославль глазами старожилов и современников

Отклики на публикации «Северного края» бывают самые неожиданные. Кто бы мог подумать, например, что всплывет свидетельство очевидца сноса Демидовского столпа! Колонна, установленная в 1825 году в честь Павла Григорьевича Демидова посреди бульвара нынешней площади Челюскинцев, была снесена в конце 1920-х годов. Мы рассказали об истории памятника, идее восстановить его и сегодняшних спорах музейщиков и краеведов насчет того, из чего был сделан столп – из меди или из бронзы («Время собирать камни» 20.02. с. г.).

автор Татьяна ЕГОРОВА.

 

И вдруг звонит читатель А. В. Викторов и говорит, что у него был знакомый, к сожалению уже покойный, на будущий год ему исполнилось бы сто лет. Звали его Павел Александрович, в Ярославле он прожил всю жизнь, и корни все его отсюда. Город знал великолепно, многое помнил и очень любил рассказывать разные связанные с ним истории. Когда однажды речь зашла о Демидовском столпе, Павел Александрович усмехнулся: были слухи, что вся многопудовая колонна из бронзы, вот его и повалили. Многие тогда сбежались посмотреть, в том числе и он. Каково же было разочарование, когда оказалось, что колонна была только облицована бронзой толщиной примерно 8 миллиметров, а изнутри вся набита кирпичом.

«Павел Александрович никогда ничего не сочинял. Не раз потом я находил подтверждение его рассказам»,– заметил А. В. Викторов. И в заключение привел еще один эпизод из тех рассказов, попросив, правда, фамилию своего знакомого в газете не упоминать – вдруг родственникам не понравится. Дело в том, что отец Павла Александровича был начальником финансовой части городской управы, семья жила на улице Срубной (сейчас Собинова), где у них был собственный дом. Перед самой революцией или сразу после нее квартиру в их доме снимал не кто-нибудь, а Борис Викторович Савинков. Но сам в ней не жил, там поселилась его жена-пианистка и дети Маша и Боря. Когда хозяйку однажды укорили: нашла, мол, кому сдавать, та ничуть не смутилась. Платил, мол, тот аккуратно, а до остального ей дела нет.

Интересное продолжение получил очерк «Ветка древа Пушкиных». (8 и 9.02. с. г.). В старом доме на Респуб-

ликанской улице многие годы жила семья Готовцевых, связанная с моторным и шинным заводами. Здесь же, рядом с церковью Пятницы Калашной вырос Михаил Готовцев, окончил 37-ю школу, в войну был партизанским радистом, а после войны стал агрономом. Уже пожилым человеком увлекся изучением родословной, и выяснилось, что у Готовцевых одно родословное дерево с

А. С. Пушкиным. В Костроме, где в последние годы жизни Михаил Александрович работал в знаменитом сельхозинституте «Караваево», а потом директорствовал в тоже очень известном опытно-производственном хозяйстве «Минское», нашелся целый куст «костром-ских Пушкиных».

Многое связывало Михаила Александровича и с Ярославлем. Здесь похоронены родители, до сих пор живет сестра. Помнят его, как выяснилось после публикаций в «Северном», и старые ярослав-ские друзья.

Вот что рассказала архитектор Валентина Васильевна Темкина.

Выросла она в Михайлов-ском, где и сейчас живут ее родители. Отец Василий Иванович Темкин в 1950-е годы работал вместе с Михаилом Александровичем Готовцевым на здешней Ярославской сельскохозяйственной опытной станции. Оба агрономы, оба фронтовики, они подружились. Жили рядом, через дорогу. Запомнился финский деревянный домик, половину которого занимал «дядя Миша» с семьей, и он сам – красивый, с приятной улыбкой и волнистыми, рано поседевшими волосами.

В домашней библиотеке Валентины Васильевны есть книжка В. Пашина о костром-ских родственниках, друзьях и знакомых Пушкина. Больше всего, по ее словам, удивило то, что среди «костромских Пушкиных» дядя Миша, оказывается, был не единственным самоотверженным служителем сельскохозяйственной науки. Хозяйкой костромского имения Пушкиных «Новинки» на рубеже ХХ века была удивительная женщина Елизавета Львовна Пушкина. Дальше цитирую книгу: «Вместо традиционной «трехполки» она ввела многополье, стала сеять клевер для обогащения почвы азотом, применять минеральные удобрения. Владельцы соседних имений поначалу называли эти нововведения блажью самонадеянной девицы, но вскоре убедились: урожаи в «Новинках» пошли в гору».

Елизавета заменила устаревший сельхозинвентарь на специально доставленный с Урала современный, позаботилась об элитных семенах, привезла из-за границы проект молочной фермы и опыт производства дешевого крахмала. Очень любила коней, была прекрасной наездницей. Завела свой конезавод, где выращивала рабочих лошадей и выгодно продавала их. Хорошую выручку приносил маслобойный цех, где использовалось молоко не только своих коров, но и купленное у крестьян округи.

В историю пушкиноведения вошла костромичка и дальняя родственница поэта Анна Готовцева, которая сама писала стихи и которой Пушкин посвятил когда-то одно из самых известных своих стихотворений («И недоверчиво и жадно смотрю я на твои цветы...»). И вот теперь выясняется, что в генах у Пушкиных был не только поэтический дар, но и агрономический тоже.

Давняя история, как правило, сглаживает морщинки. Помнится только самое важное, а неприятные мелочи забываются. Чего не скажешь о новейшей истории. А уж о том, что еще не успело превратиться в историю и происходит на наших глазах, – тем более. Тут все больно, каждая перемена – по-живому.

После того, как газета представила читателям два проекта большого дома, который собираются строить на Октябрьской площади, окрестное население взволновалось. Опять строительство за счет двора! Чем будем дышать? Что увидим из своих окон? Читатель Виктор Анатольев пишет: «Читаешь родную газету и диву даешься: планы у городских властей с каждым днем все чуднее. То на площади Волкова им хочется что-то соорудить, то на площади Труда под землю зарыться. Теперь вот до Октябрьской площади добрались. Ну никак наши площади не дают покоя – пользы от них мало. Если же втиснуть на них автостоянку, бильярдную, тренажерный зал, то глядишь, и доходец пойдет. Вот и вся «забота» о городе».

Читайте также
  • 15.01.2013 В память о старцеЯрославцы почтили память архимандрита Павла (Груздева). В минувшее воскресенье исполнилось 17 лет со дня его кончины. 
  • 22.12.2012 Морозы лютуют. Поможем людям, оставшимся без крова «Столовую» у фонтана в центре площади у вокзала Ярославль-Главный знают все ярославские бездомные. Лёгкие переносные столики под
  • 18.12.2012 Студенты намяли друг другу бока В Ярославле прошёл студенческий фестиваль боевых искусств и спортивных единоборств.  
  • 13.12.2012 Такой желанный домик в деревнеПожар оставил пожилого человека без крова. Сейчас 69-летняя Ольга Александровна Козлова бьётся во все двери, ищет помощи. Для этого она обратилась и в «Северный край».
  • 04.12.2012 Павел Исаев возглавил департамент К исполнению обязанностей в качестве директора департамента общественных связей правительства Ярославской области приступил Павел Исаев. На посту он заменил
  • 22.07.2005 Не мужское занятие? Пошехонец Павел Александрович Горбачев ловко умеет орудовать иголкой и ниткой, вызывая восхищение односельчан. Сейчас вышитые им и Любовью Александровной
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают