суббота 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 17 июля 2004

Вузовский привет школьному ЕГЭ

Экзамены

автор Екатерина АБРАМОВА.

 

Бессонная ночь, хмурое утро и несколько часов интеллектуального напряга. Первый вступительный экзамен в вузы абитуриенты области сдали вчера. Кто-то писал сочинение, а кто-то – тесты. Иной альтернативы нынешним выпускникам не предоставили.

Все дело в том, что в 2004 году приказом Министерства образования РФ все вступительные экзамены в вузы сдаются в письменно-тестовой форме. Исключением стали творческий конкурс на журфаке, устные экзамены на филологии и инязе педагогического университета, а также на нескольких факультетах ЯрГУ.

Сначала выпускников школ мучили единым госэкзаменом (ЕГЭ), а потом чиновники преподнесли им еще один сюрприз. В первый день вузовского эксперимента мы пообщались с самими испытуемыми. И оказалось, что главная проблема все в том же – хромает организационный момент, что в стрессовой ситуации, когда на кон поставлено будущее абитуриента, может сыграть решающую роль.

Влад, Евгений и Дмитрий сдавали историю Отечества на теологическом факультете ЯрГУ. Тест из 50 вопросов, подразумевающих как односложные, так и развернутые ответы. На все про все – два часа.

– Это очень мало, – считает Влад. – В результате я не все успел переписать из черновика. Конечно, его приняли вместе с чистовиком, но при выведении оценки учитывать не будут.

– Кроме того, мешала бумажная путаница, – дополняет Евгений. – Нумерация в бланке с вопросами не совпадала с нумерацией в бланке ответов. Поэтому многие, когда переписывали ответы с черновика на чистовик, сбивались. Некоторым даже приходилось менять бланки, что, конечно, отняло много времени.

– Есть еще один недостаток, – добавляет Дмитрий. – На некоторые вопросы можно ответить неоднозначно. Я, например, очень хорошо разбираюсь в истории, поэтому мне известны такие нюансы, которые не учитываются при составлении вопросов, а предлагаются только конкретные варианты ответов. Это очень неудобно.

Конечно, коммуникативный аспект экзаменационного процесса очень важен. При общении с преподавателем абитуриент «показывает себя». Манера говорить, формулировать свои мысли и, безусловно, знания – визитная карточка будущего специалиста. Тем более в гуманитарной области. Ребята говорят, что при некоторых плюсах тестирования («при таком количестве вопросов есть шанс, что хоть какие-то ты знаешь»), все-таки им хотелось бы сдавать историю устно.

– Родители мечтали, чтобы я стал экономистом, – рассказывает Влад. – Однако я всегда чувствовал тягу к Церкви, и понял, что выбор надо делать мне. К счастью, семья меня все-таки поддержала. В будущем я планирую стать священнослужителем.

Друзья юноши тоже хотят посвятить себя служению Богу. И, откровенно говоря, это чув-ствуется при общении: особая энергетика исходит от этих мальчишек, спокойствие, открытость и искренность, а эти качества для будущих священнослужителей незаменимы. К сожалению, убедиться в этом удалось лишь автору этих строк, а не преподавателям, которые вместо людей познакомятся лишь с их «бумажными» ответами.

Как говорили секретари приемных комиссий вузов, пакеты с вопросами вскрывались на глазах абитуриентов прямо в аудитории. А до того они хранились в сейфе учебного отдела. Составляют вопросы председатели предметных комиссий. И то, что другим преподавателям формулировки неизвестны, также доставляет немало хлопот. Вчера в одном из вузов, например, случился курьез – абитуриентка не поняла вопрос (который должен быть предельно конкретным) в тесте по химии и обратилась за помощью к членам комиссии. Скоро над заданием ломали головы все присутствующие, а лимит времени исчерпывался. А вот если бы девушка сдавала предмет устно, преподаватель мог бы изменить формулировку вопроса или задал другой.

Сегодня абитуриенты познакомятся с результатами первого эксперимента, а руководство вузов – с мнением секретарей приемных комиссий по поводу реформы. А что думают об этом учителя и преподаватели вузов?

Татьяна Семеновна ЗЛОТНИКОВА, профессор кафедры культурологии Ярославского педуниверситета, доктор искусствоведения:

– Я отношусь к нововведению категорически отрицательно. Это продолжение политики формализма и унификации личности, которое губительно отразится на образовательном процессе. Нельзя исключать личностный аспект, ведь профессионально человек с определенным набором качеств может быть более пригоден, чем только интеллектуально подкрепленный. А личность видна именно в общении. Но самое грустное, пожалуй, то, что наши абитуриенты готовы к такой экзаменационной форме. Школа отучает говорить, она побуждает будущих абитуриентов к формальной подаче выученных позиций. Поэтому с этой точки зрения данное новшество – привет ЕГЭ. Хотелось бы отметить еще один важный момент. Система оценки письменных тестов непублична, в отличие от устного экзамена, где балл оглашается в присутствии абитуриента и членов комиссии, а это, на мой взгляд, снимает с преподавателя ответственность. Образовательная реформа взята у Запада, но там растят не интеллектуалов, а узких специалистов.

Светлана Анатольевна БЕЛОВА, завуч средней школы № 37, преподаватель англий-ского языка:

– Наверное, не найти учителя-гуманитария, который был бы согласен с тестовой формой вступительных экзаменов. Самый главный вопрос: что дает нам это нововведение? Ничего. Основная наша цель – научить человека общаться. А в данном случае она совсем не реализуется.

Людмила Валентиновна БАЗУНОВА, старший преподаватель кафедры географии ЯГПУ имени К. Д. Ушинского:

– Может быть, знания по некоторым предметам и надо контролировать тестированием, но по гуманитарным – ни в коем случае. Ведь здесь проявляются речемыслительные способности абитуриента. Я считаю, что географию необходимо сдавать именно устно.

Преподаватель Ярослав-ской медакадемии, пожелавший остаться неназванным:

– Мне кажется, что вокруг новой реформы слишком много шумихи, все просто нагнетают обстановку, а на самом деле за тестовым контролем – будущее. Это удобно и позволяет проверить качество знаний абитуриента в большем объеме, нежели при устном экзамене. Кроме того, во время письменной работы человеку легче сконцентрироваться. Ко мне, например, пришел однажды отличник, очень эрудированный парень, так он от волнения двух слов связать не мог. Вот вам и преимущества личностного общения.

* * *

После окончания вступительных экзаменов руководители вузов оценят эффективность реформы и дадут заключения в Москву. Не исключено, что тестовая форма не получит одобрения. Что же касается выпускников, то их волнует пока только одно – лишь бы поступить.

Читайте также
  • 01.04.2012 Рабочие будни нерадивого студентаВ студенческой жизни веселья немало – чего стоят посвящения первокурсников в студенты, которые запоминаются надолго, ежегодные арбузники-капустники,
  • 01.09.2009 У врача-бакалавра лечиться мало кто захочетЛето – горячая пора для вузов и их младших собратьев – техникумов. С выпускниками вроде бы всё ясно – получение диплома является делом вполне прогнозируемым,
  • 19.07.2006 Кто вытащит счастливый билет?В вузах Ярославля начались вступительные экзамены – самая ответ­ственная пора для выпускников школ. География абитуриентов, как всегда, очень широка. Традиционно
  • 13.07.2005 «Дача» экзаменов Через несколько дней в вузах начинаются вступительные экзамены. Все родители, которые мало-мальски заботятся о своих детях, прилагают титанические усилия
  • 29.06.2005 Две недели на размышления На прошлой неделе началась нелегкая пора для абитуриентов: в вузах стартовала вступительная кампания. Документы, как и всегда, государственные высшие учебные
  • 11.08.2004 Абитуриентские страсти В эти дни у дверей приемных комиссий учебных заведений области вовсю бушевали эмоции. 2 августа в большинстве ярославских вузов были обнародованы первые списки зачисленных.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают