понедельник 07

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Июль, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 27 июня 2009

О чём писал «Северный край» 110 лет назад

По словам столичных газет, ярославский первой гильдии купец, потомственный почётный гражданин Н. П. Пастухов возбудил ходатайство об учреждении в Ярославле среднего технического училища. Причём он изъявил готовность выстроить для этого училища на собственные средства здание. А кроме того, пожертвовать 100000 рублей для обеспечения содержания этого здания и приобретения учебных пособий.

автор Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО.

 

Делая означенное пособие, жертвователь поставил непременным условием, чтобы учреждаемое им училище состояло в ведении министерства финансов с присвоением училищу наименования «техническое училище Н. П. Пастухова» и чтобы содержание педагогического и служебного персонала училища было принято на счёт казны.
Вследствие возникшей по настоящему делу переписки, министерство финансов признало более правильным передать пожертвование господина Пастухова в распоряжение министер­ства народного просвещения. На таковую передачу будет испрошено желание жертвователя.
* * *
С осени текущего года во всех четырёхклассных город­ских училищах (бывших уездных) решено в окончательной форме плату за учение повысить с 15 до 20 рублей в год.
Это увеличение платы вызвано тем обстоятельством, что имеющихся в распоряжении каждого училища «хозяйственных» сумм оказывается в данное время слишком недостаточно для полного удовлетворения всех нужд этих учебных заведений, существующих по значительно устаревшему уже Положению 1872 года.
* * *
На днях мне пришлось говорить с двумя учительницами сельских школ. Одна из них заведует земской школой, другая - церковно-приходской. Коснулись необеспеченности положения тружениц и тружеников педагогического поприща. Учительница земской школы получает жалованья 300 рублей, церковно-приходской - 132 рубля в год.
- Скажите, пожалуйста, как же вы существуете на эти 11 рублей в месяц? - спросил я последнюю.
- Вас это удивляет? Не удивляйтесь. Я первый год службы получала только 5 рублей в месяц и на них питалась и одевалась, да не одна, а с матерью.
- Но ведь это же невозможно! Как прожить на пять рублей вдвоём? Надо есть один чёрный хлеб да пить однажды в день чай... и только!
- Допустим, я ухитрялась пить чай два раза, а ела два дня один хлеб, на третий - несколько ложек каши и молока. Другой роскоши в пище позволить себе не могла.
- Давно это было?
- В 1891 году. Затем я получала 90 рублей в год, потом 120 рублей и, наконец, 132 рубля. Теперь всё-таки хоть не голодаю. И не страшусь опять заболеть голодным тифом.
- Позвольте, разве вы тифом болели, да ещё голодным?
- Тифом болела, но, сказать утвердительно - голодным, на это не решаюсь. Одно скажу, что организм от усиленных занятий и недоедания был подготовлен к тифу. Случайно весной меня продуло ветром. Поехала с ребятишками за двадцать вёрст на экзамены и обратно вернулась совершенно больная. Затем шесть недель больницы, где около месяца находилась между жизнью и смертью. Да, с тифом я знакома.
Земские учительницы не голодают. Это их преимущество. У них помощница получает не менее двухсот рублей в год, а занятий имеет гораздо меньше, чем мы.
В наших школах сплошь и рядом насчитаете до 70 человек учеников и учениц, и занимается с ними одна учительница или учитель. Священник преподаёт один закон божий и бывает в школе два раза в неделю на один час. Все остальные труды и заботы лежат на учительнице...
Недоедающим и живущим впроголодь учителям и учительницам каждый рубль дорог. Приведённый выше разговор с учительницей церковно-приходской школы наводит на грустные и щемящие сердце размышления.
Молодая девушка надрывает свои силы, обучая детишек грамоте, насаждая в молоденьких деревенских сердишках понятия света и добра, проводит лучшую пору жизни в труде и заботе, недоедает, потому что на одиннадцать рублей в месяц (в лучшем случае) не раскутишься.
Теряет в постоянном труде своё здоровье и более всех подвержена опасности заразиться прилипчивыми болезнями. И всё это оплачивается одним только куском насущного хлеба в буквальном смысле этого слова.
Деревенская неграмотная девица, поступая на место горничной, имеет готовый стол и жалованье от 5 до 12 рублей в месяц. Следовательно, её труд лучше оплачивается, чем труд учительницы церковно-приход­ской школы. Где же справедливая оценка труда?
Горничная не имеет свидетельства об окончании курса гимназии или прогимназии, и у неё такого никто не спросит. Между тем, учительница должна проучиться не менее семи лет, выдержать испытание на должность учительницы и тогда только ждать, что ей дадут место в церковную школу на 100 рублей в год на своём содержании.
И приходишь к заключению, что у нас не ценят тех, кто много для нас же работает.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают