воскресенье 17

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 19 июня 2002

Пророков нет в Отечестве своем

Предложение губернатора Анатолия Лисицына провести в России эксперимент по укрупнению регионов вызвало во властных структурах бурную и весьма неоднозначную реакцию. Большинство губернаторов, опасающихся потерять свои кресла, были резко против. В чем только не обвиняли при этом ярославского губернатора. Пожалуй, самым мягким было обвинение в том, что он готовит для себя новую должность – главы укрупненной территории. Между тем, предложение Анатолия Лисицына характеризовало его как весьма дальновидного политика. Бывшая Польская Народная Республика, государственное устройство которой в социалистические времена весьма напоминало советское, уже проводит административную реформу, принципы которой во многом напоминают концепцию ярославского губернатора. В этом убедился корреспондент «Северного края», побывавший в Польше в начале мая.

автор Евгений СОЛОВЬЕВ.

 

Плата за вход – 14 млрд. евро

Несмотря на смену правящей партии, знамя либеральных реформ продолжает развеваться над Варшавой. У власти одна цель – побыстрее сделать страну полно-правным членом Европейского союза. Поляков можно понять: какое государство бывшего соцлагеря откажется жить так же, как Австрия, Германия или Франция?

Открытие польской экономики для участия иностранного капитала привело к тому, что в стране осталось совсем немного собственно польских предприятий и крупных компаний. Большинство «лакомых кусков» промышленности было скуплено европейцами в ходе приватизации. У польских бизнесменов просто не было средств, чтобы выкупить предприятия. Тем более они не могли найти деньги на модернизацию устаревших мощностей.

Постепенное снятие ограничений на участие иностранцев в польском бизнесе привело к тому, что в страну потекли ино-странные инвестиции. По этому показателю Польша – признанный лидер среди стран бывшего соцлагеря (около 10 млрд. долларов в год). Здесь ежегодно отмечается стабильный рост ВВП на 4 – 5 процентов, что очень тяжело достается многим европейским странам. Средняя зарплата в Польше сегодня составляет 520 долларов.

На фоне этих положительных тенденций стали очевидны издерж-ки открытости польской экономики, о которых прекрасно знают местные власти. Во-первых, иностранные компании ликвидируют своих конкурентов, которые могут производить более дешевые товары. Например, в одном из городов нового Варминско-Мазурского воеводства был свой шинный завод. Его купил французский шинный концерн «Мишлен». Постепенно завод из производителя стал складом готовой продукции корпорации «Мишлен», а его работников сократили.

Вторая проблема Польши – безработица. Сразу после резкого вхождения страны в рынок она превышала 16 процентов. В прошлом году ее удалось сократить до 13 процентов. Главные причины этого явления – реструктуризация и модернизация предприятий, повлекшие за собой массовые сокращения. В сельскохозяйственном Варминско-Мазурском воеводстве в связи с ликвидацией крупных коллективных хозяйств безработица на селе достигает 40 процентов, а в некоторых местах доходит до 60!

– Вы видите – наши поля засеяны. Только раньше это делали 15 человек, а теперь, с переходом на новую технику и технологии, хватает трех. Рост производительности труда привел к массовой безработице. А за кого проголосуют малообразованные люди, оставшиеся без постоянного дохода? За левых или националистов, – говорит председатель сеймика Варминско-Мазурского воеводства Мирон Сыч.

Это первые и неизбежные результаты вхождения Польши в европейский рынок. Но правительство не собирается останавливаться – переговоры о вступлении страны в ЕС ведутся уже несколько лет. Это событие ожидается в 2003 году. И поляки надеются добиться лучшей жизни для своей страны. Польские рабочие, чей труд сегодня оценивается в 3 – 4 раза дешевле, чем в Германии, вполне могут составить конкуренцию туркам и арабам на европейском рынке труда.

Правительство пытается выбить у ЕС ряд привилегий, чтобы жесткие стандарты развитых стран окончательно не уничтожили национальную промышленность и сельское хозяйство. У стран ЕС высокие экологические стандарты, в которые пока не вписывается продукция польских крестьян и фермеров. Цель торга с ЕС – добиться разрешения постепенно в течение 5 – 10 лет приспособиться к европейским нормам. Но при этом польские продукты не будут экспортироваться в другие страны.

Польша также старается выбить квоту на рынке Европы на производство сельхозпродукции, иначе ее производители не вы-

держат конкуренции и будут раздавлены более эффективными западными компаниями. Но и это не поможет избежать новых массовых сокращений на селе: планируется, что армия безработных до 2010 года пополнится почти миллионом человек.

Страны Европейского союза понимают проблемы польской экономики и сознают, что инфраструктура будущего члена ЕС еще далека от современных стандартов. Поэтому они готовы платить Польше за то, чтобы она стала цивилизованным европейским государством. Цена вопроса – 14 млрд. евро. Эти деньги пойдут на реконструкцию дорог, создание современных образовательных и медицинских учреждений, инвестиции в сельское хозяйство и т. д. Так сельскохозяйственное Варминско-Мазурское воеводство получит 200 млн. евро только на дороги.

Возникают логичные вопросы: зачем Польша нужна Европе, почему эти страны готовы тратить миллиарды евро на страну бывшего соцлагеря? Ответ, на мой взгляд, очевиден: жителям Западной Европы стало тесно в своих границах. Высокая плотность населения, концентрация промышленности, капитала и отсутствие дешевых ресурсов за-ставляют европейцев осваивать но-вые территории, которые используются местным населением менее эффективно. Фактически речь идет о новой добровольной колонизации, которая сопровождается ликвидацией национальной экономики, но не кровопролитными войнами и грабежами. Все происходит на высоком цивилизованном уровне.

Так на смену польскому коллективному сельскому хозяйству может прийти так называемый агротуризм – иностранцы будут селиться в частных домах в глубинке, наслаждаясь чистым воздухом и нетронутой природой. В Польше даже есть специальный закон, стимулирующий занятость на селе в подобном бизнесе: если в мини-гостинице менее 15 мест для туристов, то ее хозяин не платит налог с этой деятельности.

«Жители смотрят нам на руки»

Одновременно с экономиче-скими реформами в Польше прошли радикальные преобразования в системе власти. Сделать эффективной публичную администрацию (так в Польше именуют власть, избранную народом) – также одно из условий вступления в ЕС.

Республика выбрала для себя проверенную другими европейскими странами концепцию государственного устройства, которая именуется «Европой регионов». Это означает децентрализацию власти, когда за столицей остаются вопросы общенациональной важности, а региональные проблемы решаются на местах.

Польша в советское время была централизованным государством, в котором все вопросы решались в Варшаве. Здесь не было ни местного самоуправления, ни самостоятельных регионов. Реформа власти началась в 1990 году. В стране появились 2489 гмин, аналогичных нашим дореволюционным уездам или современным небольшим муниципальным образованиям (районам) и городам.

Руководят гминами советы, избираемые населением. Из состава депутатов потом выбирается глава самоуправления (вуйт – на селе, бургомистр – в небольшом городе или президент – в крупном), который формирует управу.

Уровень местной власти – самый близкий к населению. Именно здесь решаются вопросы жилищно-коммунального хозяйства, ремонта дорог, местного транспорта, финансирования детских садов и начального образования, общедоступной медицинской помощи, водоснабжения, вывоза мусора и т. д. У гмины есть свои бюджеты и собственные доходные источники: право вводить и собирать местные налоги, проводить операции с собственностью гмины.

Поляки в один голос признают, что появление местного самоуправления – большое достижение последних лет. Люди теперь сами могут решить, на что тратить средства в первую очередь, а какие проблемы отложить на будущее. Вместе с частной собственностью (когда людям есть что защищать и приумножать) это основа будущего развития территории. «Люди смотрят нам на руки», – уверяют руководители гмин. Это означает, что если они что-то сделают не так, то просто лишатся своих должностей.

Сегодня гмина может на своем уровне рассмотреть и дать согласие на строительство нового предприятия – за этим не надо ехать в Варшаву. В гмине можно оформить прописку, получить паспорт, зарегистрировать брак и получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности.

О сути самоуправления рассказала нам одна чиновница из управления воеводы. В ее городе Ольштыне на площади не работал красивый фонтан. Она захотела исправить ситуацию и попросила свою подругу – депутата совета гмины решить этот вопрос. Та добилась, чтобы 20 тысяч долларов было выделено на реконструкцию фонтана, который теперь прекрасно работает и радует глаз горожан. Причем мы были в далеко не богатой гмине.

Кстати, несмотря на развитие самоуправления, в Польше сохранилась централизация финансовых средств. Пока правительство страны не готово отдать на места столько доходных источников, чтобы гмины сами покрывали свои нужды. Хорошо, если люди живут в богатой гмине (где есть развитая промышленность). А если наоборот, то местный бюджет получает солидные дотации из госбюджета Польши. Но деньги идут строго на целевые нужды. Это одна из основных проблем реформы власти в стране – «дали власть, но не дали денег».

Меньше, да лучше

В 1999 году в Польше прошел второй этап реформы публичной администрации. Появился второй уровень самоуправления – повяты, похожие на наши крупные муниципальные образования. В них объединены несколько гмин, которые, правда, остаются абсолютно независимыми и не подчиняются повятам. Они управляются советами, которые из состава депутатов избирают старосту, а тот набирает себе управу.

Этот уровень местного самоуправления отвечает за средние школы, больницы, дороги между гминами, охрану окружающей среды, общественную безопасность, водные и лесные ресурсы. Власти повятов регистрируют автомобили, выдают права. У них есть свой бюджет, который, правда, всего на 10 процентов пополняется за счет собственных доходов. Остальные средства повяты получают из госбюджета Польши.

Одновременно с этим в стране произошло укрупнение воеводств. Раньше их было 49. Представьте себе: объединить Пошехонский, Первомайский Рыбинский и Любимский районы нашей области – вот вам и одно старое воеводство. Эти 49 регионов были небольшими, но каждый хотел иметь у себя полноценную систему образования (вузы, училища), здравоохранения (госпитали и специализированные больницы). Все специалисты признавали, что это крайне громоздкая и неэффективная система управления, которую надо менять.

Первоначальный проект, предложенный на обсуждение общественности, предусматривал создание 12 воеводств. Именно такое количество ученые по административному управлению называли оптимальным для Польши. Этот проект был воспринят, мягко говоря, неоднозначно. Особенно обиженными чувствовали себя те воеводские центры, которые «разжаловали». Некоторые из них организовывали целые кампании протеста, пикетируя сейм, выступая в СМИ, собирая подписи рядовых жителей в защиту своего воеводства.

Не молчала и политическая оппозиция. Союз левых демократов предложил создать 17 воеводств, удовлетворив просьбы отдельных протестующих. В итоге переговоров родилось компромиссное решение: 16 воеводств. Этот проект одобрили сейм и президент Квасьневский. Кстати, его родной город Кошалин лишился статуса столицы воеводства.

Воеводства создавались как более-менее самодостаточные регионы, их можно сравнить с землями Германии. Например, к сельскохозяйственному Варминско-Мазурскому воеводству был присоединен портовый и промышленный город Эльблонг, чтобы хоть как-то уравновесить его положение по сравнению с другими регионами. После реформы они получили самостоятельность в области внешнеэкономических связей и теперь могут на равных работать с регионами других европейских стран. При вступлении Польши в ЕС жителям пригерманских воеводств, например, будет ближе добираться до Берлина (120 км), чем до Варшавы (500 км).

В новых воеводствах действуют два уровня власти – государственная и местное самоуправление. Правительство Польши в регионе представляет воевода – «человек» премьер-министра. Его назначают в Варшаве, и он призван контролировать, как в воеводстве исполняются законы и расходуются федеральные средства. У воеводы большая администрация (несколько сот человек), которая координирует также работу других государственных служб и инспекций – полиции, пожарных, СЭС, по вопросам ветеринарии, строительства, оборота лекарств, торговли и образования. Под его началом также работают государственные предприятия.

Но у воеводы нет своего бюджета, он не может вмешиваться в дела местного самоуправления, кроме тех случаев, когда выявлено нарушение законов или нецелевое расходование государственных средств. Через него проходят средства госбюджета, которые поступают в воеводское самоуправление, в повяты и гмины, но он не волен сам распоряжаться деньгами. Он «надзиратель», как верно подметил роль этого госчиновника один польский служащий.

На уровне воеводства также есть местное самоуправление. Оно представлено сеймиком, который избирается населением. Депутаты из своего состава выбирают маршала и двух его заместителей, которые формируют себе правление. Маршалов можно сравнить с нашими губернаторами – это полноправные хозяева в своих воеводствах. У них есть свои бюджеты, в их полномочия входит разработка и реализация стратегии развития воеводства, крупные дороги, специализированные больницы, вузы, культурные центры и т. д. Администрация маршала тоже немаленькая – 200 – 300 чинов-ников.

Маршал не зависит от воеводы, но и не может повлиять на гмины и повяты. При этом он не государственный и не муниципальный служащий. Так в Поморском воеводстве маршалом был избран один из крупнейших предпринимателей Польши, владелец заводов и фабрик. Он продолжает заниматься бизне-

сом и работает польским «губернатором». В его функции, например, входит борьба с безработицей, но он ей не занимается – зачем ему создавать лишние рабочие места на своих предприятиях. Тогда решать эту проблему стал гданьский воевода, интеллектуал, написавший шесть книг по Евангелию. Он предложил свою программу по борьбе с безработицей. Одна из мер – создать на каждом из 4 тысяч предприятий воеводства по одному дополнительному рабочему месту. Маршал-бизнесмен неохотно идет на воплощение этой затеи.

После проведения реформы власти выяснилось, что она обошлась достаточно дорого польским налогоплательщикам и странам Европейского союза. Но, наверное, оно того стоит. Поляков встряхнули и заставили самостоятельно решать свои проблемы, участвуя в политике на уровне местного самоуправления. Правда, они до сих пор путаются, какая власть за что отвечает.

Воеводства, повяты и гмины в Польше обязаны иметь стратегии развития на несколько лет вперед. Исходя из этих документов распределяются бюджетные средства. Например, в стратегии Варминско-Мазурского воеводства указано, что в регионе будет построен крупный завод по переработке овощей и фруктов. Жители, не дожидаясь инвесторов, уже сажают сады, планируя, что урожай будет закупаться будущим заводом. Мы задали провокационный вопрос: что они будут делать, если завод не построят? На нас косо посмотрели и сказали: «На то и власть, чтобы добиться его строительства».

Вот такие они, современные поляки.

На снимках: Решел, старейший город сельскохозяйственного Варминско-Мазурского воеводства; городская ратуша Ольштыня, столицы воеводства – здесь работает местная власть.

Читайте также
  • 15.06.2012 Польский взгляд на русскую СмутуДоктор истории, профессор Варшавского университета Иероним Граля был участником только что прошедшей в Ярославле Международной научной конференции, посвящённой
  • 09.04.2011 Попробуй Польшу на вкусОдно время бытовала уничижительная присказка: курица – не птица, Польша – не заграница. А потому многие знакомые, узнав, что мы собираемся
  • 30.11.2010 Неизвестные страницы известных событийВ пору всеобщей глобализации, неуклонного процесса демократизации государственных институтов, приоритета в ослаблении военного противостояния, повсеместного
  • 26.08.2010 «Ярославич» в Польше Волейбольный клуб «Ярославич» сейчас находится на предсезонном сборе в Польше. Наши спортсмены вынуждены пока проводить сборы без главного
  • 17.04.2010 Полякам важно знать: мы – вместеСегодня в Варшаве ровно в полдень по местному времени на площади Юзефа Пилсудского состоится прощание с погибшими в авиакатастрофе членами польской делегации,
  • 13.04.2010 День скорби в «Доме польском»Вчера в полдень в красном углу ярославского «Дома польского» под портретом президента Республики Польша Леха Качиньского и его супруги пани
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают