в муниципалитет Ярославля.
Вот как он объясняет мотивы принятого решения.
– Говорят, после драки кулаками не машут. Что же все-таки заставило вас обратиться в суд?
– Прежде всего, желание восстановить справедливость. Если жители района, поверившие в меня, готовы дойти буквально до Президента России, чтобы найти правду, я не имею права сидеть сложа руки. Ко мне обращаются избиратели и просят не сдаваться, бороться до конца, добиваясь справедливости. Поэтому вместе с теми ярославцами, кто верил в меня, для кого выборы и их результат стали шоком, я постараюсь сделать все возможное, чтобы пресечь практику циничных нарушений избирательного процесса.
Наталья Воробьева, жительница Фрунзенского района:
«Большая масса избирателей нашего района проживает в частном секторе города. Такие районы, как Учительский поселок, Вишняки, Коровники, считаются в городе неблагополучными в криминальном отношении, и там заявляли сторонникам Солопова: «Спалим к чёрту». И действительно, в ходе предвыборной агитации – случайно или нет – сгорели два частных деревянных дома в этих районах. Легко запугать пожилого человека, который проживает один в нетелефонизированном районе города, где милиция появляется в самом крайнем случае».
– Что вы понимаете под «циничными нарушениями»?
– Прямой подкуп избирателей, запрещенная благотворительная деятельность, угрозы физической расправы, методы психологического давления и запугивания. Не открою тайны, если скажу, что майские выборы в муниципалитет не только в нашем Фрунзенском районе, но и во всем городе проходили с использованием многих запрещенных приемов.
– А конкретнее?
– Я лично видел людей во Фрунзенской территориальной избирательной комиссии в ходе досрочного голосования, видел машины, привозившие их туда. Одна из бабушек, приведенная людьми Халтяна, прямо в зале для голосования наивно спросила: а где обещанные деньги за правильно поставленную галочку?
Вбрасывались грязные листовки, порочащие мою честь и достоинство. 16 мая, в день выборов, агитаторы Халтяна были задержаны милицией за незаконное расклеивание листовок. В ходе выборов под видом строительных и ремонтных работ по всему району разъезжали грузовики с портретами Халтяна – хозяина дорожной фирмы «ЛИЛИТ», а на униформе рабочих красовалась фамилия ее руководителя. Перечислять нарушения можно до бесконечности.
– Почему же тогда эти нарушения не были зафиксированы?
– Прежде всего, люди, которые рассказывали о фактах угроз и оскорблений со стороны помощников Миши Халтяна, боялись раскрывать свои фамилии правоохранительным органам или прессе, опасаясь за свою жизнь и здоровье. С другой стороны, в ходе выборов мы неоднократно указывали территориальной избирательной комиссии на факты нарушений, но все сигналы остались без внимания. Очевидно, что перед комиссиями была поставлена задача: обеспечить явку, для того чтобы выборы состоялись, а уж как это будет сделано – не имеет значения.
Вообще, для меня принципиально важно восстановить справедливость. Иначе складывается впечатление, что наглость сильнее правды.
– А нет национальных мотивов в этом выборном конфликте?
– Абсолютно нет. Я с уважением отношусь к национальным и религиозным чувствам всех жителей Ярославля. Не имеет значения, какой национальности народный избранник – армянин, езид, русский, латыш, – главное, чтобы он был порядочным человеком, действующим по закону.
– Так все-таки причиной грязных выборов явилось досрочное голосование?
– Досрочное голосование давало большое поле для маневра, подкупа, манипуляций. Все основные нарушения происходили как раз во время досрочного голосования. Я считаю, что его необходимо отменить. Это – порочная практика. Пусть люди придут в день выборов и честно, а не за деньги проголосуют за наиболее достойного кандидата.
Елена Симонова, жительница Фрунзенского района:
«В ходе досрочного голосования помощники одного из кандидатов вывозили на избирательный участок всех, кого встретят на улице. А кто появится на улице в период с 8 до 16 часов? Тунеядцы, пьяницы, которые за бутылку сделают что угодно, и пожилые люди, за которых заступиться некому, – всех сажали в машины и везли голосовать. Жители района жаловались в горизбирком, но там никак не отреагировали, заявив: «...у каждого кандидата своя политика и методы проведения досрочного голосования, и мы не имеем права вмешиваться...».
– Как вы рассматриваете свои шансы на успех в суде?
– Думаю, что будет непросто. Никто не заинтересован в отмене результатов выборов по 30-му округу. Я убежден и в том, что, не отменив результаты откровенно грязных выборов, мы закладываем мину замедленного действия под избирательную систему города Ярославля. Получается, что кандидатам во время выборов можно все. Можно покупать, запугивать, оказывать давление.
Но я надеюсь, что, несмотря на возможное давление, суд проявит гражданское мужество, принципиальность и отстоит правду и справедливость. Порядок и закон должны восторжествовать.
Анатолий Федорчук, житель Ярославля:
«У меня, глядя на такую «борьбу», возникает вопрос: кто он – депутат? Избранник народа или покупатель народа? Если покупатель, значит, городские власти продали нас – жителей 30-го избирательного округа. Если избранник – тогда все должно быть по-честному, по-законному».
Беседовал Петр МИХАЙЛОВ.