суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 2

четверг, 02 июня 2011

Ростов Великий и невидимый град Китеж

Мы продолжаем публикацию серии очерков с необычным взглядом на историю Ростова Великого, подготовленных известным ростовским писателем и краеведом Борисом Сударушкиным. Первые его материалы на эту тему были опубликованы в «Северном крае» 4 мая («Великая тайна озера Неро») и 12 мая с. г. («Где начинался Ростов Великий»).

автор Борис СУДАРУШКИН, г. Ростов

 

Я прекрасно понимаю, что изложенные мною доказательства в пользу версии о затоплении древнего Ростова озером Неро уязвимы для критики. Чтобы подкрепить их, нужны серьёзные исследования с участием гидрологов, химиков, биологов. С помощью эхолота необходимо проверить существование перечисленных выше желобов, банки, наибольших глубин – их местонахождения и очертания делались на глаз, в каче-стве ориентиров служили главы церквей и колоколен по берегам озера.

Но уже сейчас ясно, что в древней истории Ростова есть тайна, которая нуждается в расследовании. На старинной западноевропейской карте Ростов обозначен так же крупно, как столичная Москва. Вряд ли это ошибка или случайность – в древности Ростов действительно был Великим. И не исключено, что именно на берегу озера Неро родилась легенда о невидимом Китеж-граде…

Загадка града Китежа, по легенде погрузившегося в озеро, чтобы не подвергнуться разорению ордынцами, привлекала к себе внимание многих известных деятелей России. Композитор Н. Римский-Корсаков узнал о нём из статьи «Китеж на Светлом озере», опубликованной в журнале «Москвитянин» за 1843 год, и написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В романе «В лесах» о Китеже писал П. Мельников-Печерский, в документальном цикле «В пустынных местах» – В. Короленко, в очерке «Светлое озеро» – М. Пришвин. В основе этих произведений лежит легенда о городе, погрузившемся в озеро Светлояр возле села Владимирского, в двух часах езды от Нижнего Новгорода.

В 1936 году историю «невидимого града» подробно исследовал В. Комарович, написавший книгу «Китежская легенда». В приложении к книге были представлены летописные предания о Китеже, затонувшем в озере Светлояр. О «светлоярской» прописке Китежа сказано в книге «Славянская мифология», изданной в 1995 году:

«Китеж, Китеж-град, Кидеш – в русских легендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время монголо-татарского нашествия XIII века. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. Легенда о Китеже, по-видимому, восходит к устным преданиям эпохи ордынского ига. Впоследствии была особенно распространена у старообрядцев, причём Кидешу придавался характер убежища последователей старой веры. В утопических легендах Кидеш считался населённым праведниками, нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная справедливость. Сказания о Кидеше включали рассказы о людях, давших обет уйти в Кидеш и писавших оттуда письма, о колокольном звоне, который можно слышать на берегу озера. Сходные средневековые легенды повествовали о фантастических благочестивых царствах (пресвитера Иоанна и т. п.), земном рае, островах блаженных; сравните также старообрядческие легенды о церквах «древнего благочестия», сохранившихся в далёком Опоньском (Японском?) царстве и других «далёких землях» (Беловодье, «Город Игната» и т. п.), «сокровенных местах», где можно спастись от антихриста».

Местоположение Китежа на дне Светлояра не подвергается сомнению практически во всех информациях, написанных нижегородцами. Однако появились и сомнения. Так,

В. Морохин – автор книги «Град Китеж и озеро Светлояр в русской культуре» (Н. Новгород, 1995) – писал:

«Откуда взялась знаменитая легенда? Когда она возникла? Когда стала известной в России? Этот вопрос пытались решить многие исследователи. Были среди них геологи и археологи. Казалось бы, проще простого: предположим, что город находится на дне озера, поищем его там, выясним, нет ли в ближайшей округе следов карста. И всё «встанет на свои места». В Нижегородской области карст – не редкость. Случалось – проваливались под землю целые цеха. Нет – все результаты бурения у берегов озера показывали одно и то же: вблизи него породы, способные размываться, растворяться, не обнаруживались. Ничем кончились и поиски археологов. Следов загадочного города не было ни на подступах к озеру, ни на его дне. А ведь специальную экспедицию в 70-х годах снаряжала «Литературная газета», опускались на дно водолазы. Работа их была непростой: глубина озера – больше 30 метров, много коряг и затонувших деревьев. Мало пользы приносят и разыскания в старых изданиях, в архивах. Но, может быть, есть настоящие древние летописи, которые упоминают град Китеж? Как это ни странно, есть! Только говорится в них не про Китеж, а про «Китешку». Это один из вариантов названия села в нескольких километрах к востоку от древнего Суздаля. Сейчас официально это – Кидекша»...

Так на свет появилась вторая версия, где искать древний Китеж, – это село Кидекша. В. Морохин следующим образом объясняет появление этой версии:

«Спрашивается: причём здесь Владимирская область, ведь это – четыре сотни километров от Светлояра? Связь – самая серьёзная. Заглянув в историю Нижегородского Поволжья, мы обнаружим: истоки славянского населения этих мест – именно на Владимирской земле. Сюда около тысячи лет тому назад добрались выходцы из Киевской Руси, обосновались здесь, построили крепости. И это стало этапом в движении славян на восток. Княжества Владимиро-Суздальской Руси вначале подчинили себе местное, тогда ещё финно-угорское население – мерю, известную по летописям, по археологическим находкам... Открыв книгу Ореста Ткаченко «Мерянский язык», мы обнаружим: «-ешка» – это окончание направительного падежа множественного числа. Такого в русском языке нет, но перевести форму несложно: она отвечает на вопросы – «куда?», «к чему?». «Кит» – древний, известный во многих финно-угорских языках корень, обозначающий «камень». «Китешка» – «К камням». Удивительно, но речка, через Суздаль текущая, – именно Каменка. И впадает она в Нерль в Кидекше. А дно у неё действительно каменистое, что редкость для Суздальского Ополья. Так что бежит речка, и правда, к камням».

Всем хороша версия с Китежем-Кидекшой, однако только созвучие названий ещё ни о чём не говорит. Да и озера, в которое мог бы погрузиться город, в Кидекше нет. В итоге без конкретных доказательств версия повисает в воздухе. Так появилась лишь третья версия местонахождения легендарного Китежа...

Между тем, параллель между историей долетописного Ростова и легендой о Китеже напрашивается сама собой. Во-первых, если принять во внимание, что название «Китеж» мерянского происхождения, то ростовская земля – один из наиболее крупных центров расселения меря. Не упрощаем ли мы нашу древнюю историю, когда утверждаем, что заселение мерянских земель славянами происходило мирно? Не отражает ли легенда о Китеже судьбу мерян­ского поселения, которое оказалось на пути пришедших сюда славян? Кстати, на ростов­ской земле имеются созвучные Китежу названия такие, как Кетошь, Кучебешь.

Во-вторых, Ростов стоит на берегу озера, которое вполне могло поглотить древнюю часть города и породить легенду о «невидимом» граде Китеже. В. Морохин объяснял возможное погружение Китежа в озеро существованием карста, возникающего в растворимых природными водами породах. В результате карста образуются подземные пустоты. Не знаю, возможно ли образование карста в окрестностях Ростова, но опускание дна озера Неро могло произойти по схожей причине. Или произошло нечто другое, но с теми же последствиями.

В-третьих, легенда о затоплении города объясняет причину, по которой археологические раскопки не подтверждают дату первого летописного упоминания Ростова.

Можно сделать предположение, что легенда о граде Китеже появилась гораздо раньше, чем принято считать, что чудесным образом до нас дошла одна из мерянских легенд. Позднее славяне пересказали легенду на свой лад и приурочили её к ордынскому нашествию. А на вопрос, почему легенда увязала Китеж именно с озером Светлояр, ответил тот же В. Морохин:

«Природными святынями обычно становится всё, что поражает воображение людей. Было чему удивиться человеку, который открыл Светлояр. Удивительная чистота и прозрачность воды. Необычная для в общем-то небольшого озера глубина – до 36 метров. И конечно, совсем необыкновенна красота Светлояра... Природные святыни имеют свойство переходить из рук в руки, когда сменяют друг друга живущие возле них народы, когда в фаворе оказываются другие религии. И остаются именно святынями, где люди поклоняются, пусть совсем иным, но богам».

В «ростовской версии» есть элемент историзма, которого лишены две другие версии. Меря, как и пришедшие сюда славяне, были язычниками, поклонялись камням, отсюда и название Китежа. По преданию, ростовский епископ Авраамий разрушил в Ростове каменный идол языческого бога Велеса, имя верховного жреца идола было Кича. Повторюсь: «Кит» в финно-угорских языках переводится как «камень». Наблюдается любопытная связь слов: Кит – Кича – Китеж. Не прослеживается ли здесь прямая связь Ростова с Китежем?

Вместе с тем нельзя исключить и славянское происхождение легенды о невидимом граде. Возможно, Китежем город называли меряне, а славяне тот же город называли по-своему – Ростов. Я уже писал, что легенда о Китеже имела хождение среди старообрядцев-бегунов, которых немало жило на ростовской земле, где они подвергались гонениям, и задавался вопросом: не с ними ли перекочевало предание о затопленном родниками городе с берега Неро на берег озера Светлояр?

Вопрос, где искать невидимый град Китеж, остаётся открытым, но версия с Ростовом кажется вполне убедительной. В книге о Китеже В. Морохин упоминает экспедицию, снаряжённую в семидесятые годы прошлого столетия на озеро Светлояр. Не настало ли время снарядить экспедицию для поисков града Китежа на дне озера Неро?

Учитывая местные условия, это должна быть не любительская экспедиция, а экспедиция, обеспеченная самой современной аппаратурой. История Ростова того стоит. Я в очередной раз готов повторить, что существует неразрывная связь слов и понятий Русь – Ростов – Россия.

Легенда о Китеже, скорее всего, потому и не попала в русские летописи, что это была мерянская легенда, родившаяся на берегу мерянского озера Неро.

Читайте также
  • 12.12.2012 Рисковые москвичи Озеро Вашутино в районе деревень Перелески – Слободка в Переславском районе стало на днях местом невесёлого «почина» – первый раз
  • 06.12.2012 Прилетайте к нам снова, путешественники!Опустело брагинское озеро-пруд, затянулось льдом. Последняя стая уток покинула его.
  • 27.06.2012 Для утят и брагинское озеро – большая вода Июнь – время, когда водоплавающие птицы выводят своих птенцов к большой воде. Это происходит как на лесных реках и озёрах, так и вблизи городов.
  • 17.04.2012 Доброго вам здравия, легенда! В редакцию «Северного края» позвонила бывший прораб треста «Ярхим­промстрой» с просьбой от лица многих строителей поздравить
  • 16.03.2012 Будет и у Плещеева свой бренд Концепция развития Переславля-Залесского с точки зрения его туристического потенциала была представлена на экспертных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации.
  • 11.08.2011 В гостях у ТравичаВ Переславском дендропарке отныне кроме шестисот видов растений со всех уголков земли есть и выставка необычных скульптур. Вырезанные из дерева фигуры
Комментарии

Гость | 03.06.2011 в 07:59 | ответить0

О тайнах древнего Ростова и Рождественском острове пишет археолог Андрей Никитин, отрывок здесь www.vokrugsveta.ru/vs/article/2385/

 

Доктор Яро | 11.10.2011 в 23:33 | ответить0

Материал интересный.
Предлагаю публиковать новую историю, как люди губят водоём, как бюджетные деньги используют коррупционеры под соусом спасти погибающее озеро.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Большесельские звездочки«Проба пера» – так называется раздел областной целевой программы «Одаренные дети». Он означает проведение
  • Некоузские передвижникиМуниципальное учреждение культуры «Некоузский историко-краеведческий музей» не имеет крыши над экспонатами,
  • Секрет муниципалаОпубликован статистический отчет по Любимскому муниципальному району за 2006 год. В частности, он содержит