суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 17 ноября 2005

Шестихинские фантазии

Музей «Природа и фантазия» открылся в Шестихинской средней школе, что в Некоузском районе. Здесь учащиеся под руководством преподавателя истории и краеведения Елены Владимировны Чернухиной собирают факты и образы, сведения о природных свойствах окружающего мира и легенды, с ними связанные.

автор Ирина МИХАЛЕВА

 

С виду все просто. Вот «поделки из природного материала», в каждой школе и детском саду есть такая выставка – лучше или хуже. Экспозиция «Лесовичок»: главный персонаж – из сухих березовых веточек, его ступни и кулачки из древесных грибов. Это произведение Алены Голубковой. А лисенка из корешков и прутиков сделал дедушка Светы Алексеевой – родственники учеников тоже музеем заинтересованы. Дальше – псы: глиняные, пластилиновые, в аппликациях... Тут уже работает легенда о Нейко – собаке, что спасла охотника. «Нейко, узь!» – крикнул он, когда на него напал медведь. А после именем верного друга было названо селение: Неко-уз. Хотя реальность прозаичнее: некуза – древнее слово, обозначающее болото, низину. Но дружба – выше, прекрасней и для мифа подходит больше.

Конечно, нельзя было обойти вниманием лошадей: в сельской жизни они долго оставались главными помощниками человека. Но теперь даже масть назовет правильно не каждый. В экспозиции «Сивка-Бурка» есть таблица, по которой можно определить, что за конь перед вами: черный – значит вороной, гнедой – рыжий с черным хвостом и гривой, карий – этот цвет между вороным и рыжим... Тут же фотовыставка про лошадей. Информация о них в фольклоре: сказках, приметах, былинах. Например, почему бывает, что лошадь поутру в конюшне взмыленная стоит? Говорят, домовой невзлюбил, заездил. А на самом деле маленький зверек пугает – ласка, которая лижет ее пот.

О травах можно рассказать много таинственного. Музей этот шанс не упускает. Вот плакун-трава – дербенник иволистый, растет в сырых местах, с его цветков скатывается влага, будто слезы. Разрыв-трава – папоротник. Кто читал «Бежин луг» Тургенева, тут вспоминает «покойного барина Ивана Ивановича», который искал разрыв-траву: «Могила давит: хочется вон...» Одолень-трава тоже печальная – это кувшинка белая. По поверьям, кувшинок ночью не видно, потому что они в русалок превращаются.

Школьники составляют карту Некоузского района с природными достопримечательностями. В селе Парфеньеве, например, есть огромная липа. Она растет в усадьбе краеведа, учителя географии Александра Ивановича Белова. Александр Иванович и Елена Владимировна Чернухина пытались вдвоем это дерево обнять, но рук не хватило. Этот момент сфотографирован – запротоколирован факт: липа почти в три обхвата. А в селе Раеве стоит дуб. Его вырастил Павел Иванович Васильев, ныне покойный. Он был директором Волжской средней школы, писал книги по краеведению, его очень уважали. Сестра его до войны, до затопления Мологи работала в Иловне – бывшей усадьбе Мусиных-Пушкиных. Павел Иванович привез оттуда желудь и посадил у себя на родине – в Раеве. В деревне Турапцево – береза, ей лет двести, уже росла, когда там была усадьба Волконских. Дупло в ней такое, что человек может стоять в нем не сгибаясь. От тех вре-мен еще остал-ся барский пруд.

Все, что находят интересного, ребята и учителя фотографируют. Двойную елку – от корня два ствола – у деревни Новопершино. Кедр в Боровиках. «Покляпыя березы» – неровные, с извилистыми стволами: «У березы у покляпыя сидит Соловей-Разбойник во сыром дубу». Необыкновенные деревья крестьяне не спиливали, сохраняя разнообразие жизни. Их потомков Елена Владимировна приучает замечать и ценить это разнообразие. Кто с детства ощутит очарование природы, у того она вызовет порыв творчества, а не желание попользоваться.

Поколения людей уходят из жизни, а они остаются – немые свидетели нашего существования: реки, деревья, камни... Глядя на ель у станции Новый Некоуз, задумываешься о вечном. Деревянное здание вокзала фашисты разбомбили в 1941 году, тогда погибли почти 200 человек, их похоронили недалеко от воронки. Ель все видела. Или вот большой камень, вросший в землю на берегу реки Латки. Во время войны он изображал танк. Перед отправкой на фронт в селе Лацком учили новобранцев: они бросали в камень бутылки с зажигательной смесью. Мальчишки бегали на это смотреть. Жив ли кто из тех солдат? Вряд ли. И мальчишки состарились. По камню прошла трещина, летом он зарастает травой. Но еще века пролежит на этом месте.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • «Мыши» встречают гостейМЫШКИН. С конца апреля в Мышкине настал курортный сезон: фестивали, конкурсы, праздники – гала-концерт,
  • Вьетнамская рыбкаНЕКОУЗ. Наука государства Вьетнам занимается прикладными проблемами. Правительство этой страны больше
  • Перезимовать в КукобоеУспешно и быстро – в один месяц - пережили организационный период работники отделения временного