пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 30 января 2010

Идёт война моторов

На днях на «Автодизеле» прошло заседание совета директоров
ОАО «ГАЗ». Главной темой обсуждения была реализация проекта
по созданию новой производственной площадки в Заволжском районе Ярославля. На ней будет производиться принципиально новый двигатель ЯМЗ-530. Естественно, не обошлось без обсуждения насущных проблем...

автор Олег ТАТАРЧЕНКОВ    фотограф Коллаж Андрей ПАСХИН. Идея Олег ТАТАРЧЕНКОВ.

 

Об этом перспективном инвестиционном проекте для всей Ярославской области «Северный край» в общих чертах уже рассказывал своим читателям. Теперь пришла пора углубиться. Напомним, что проект позволит на самом ЯМЗ создать 1200 новых рабочих мест. С учётом же привлечения смежных предприятий ярославского дивизиона дизеле­строения, по некоторым источникам, общее их количество достигнет полутора тысяч.
Особенность нового двигателя ЯМЗ заключается в том, что он в отличие от базовых моторов этой марки имеет не традиционное V-образное расположение цилиндров, а так называемое «рядовое». То есть цилиндры «построены» в один ряд. Это делает двигатель более компактным.
Если не касаться технических тонкостей, то о перспективности ЯМЗ-530 можно сказать следующее: этот модельный ряд двигателей уже сейчас соответствует стандартам Евро-2 и Евро-3. С учётом же их модернизации планку реально поднять до уровня Евро-5 и даже Евро-6. Но это уже планы конструкторов предприятия на будущее...
Готовые к различному модифицированию, двигатели ЯМЗ-530 закрывают диапазон мощности от 80 до 240 лошадиных сил. Они могут устанавливаться на автобусы малой и средней вместимости ПАЗ,
ЛиАЗ, «Волжанин», грузовые автомобили ГАЗ, ЗиЛ, МАЗ, «Урал», тракторы и комбайны различных мощностей и модификаций целого ряда российских предприятий, лёгкую колесную и гусеничную технику Министерства обороны. Более 20 заводов из России, Белоруссии и Украины входят в число потенциальных потребителей нового мотора.
Производство новых двигателей, разработанных отечественными конструкторами и специалистами австрийской фирмы AVL, выводит ОАО «Автодизель» на новые рубежи, позволяя загрузить работой предприятие на много лет вперёд. Это не просто строитель­ство производственной площадки предприятия, это – возведение целого направления в работе завода.
В минувшую среду на заседании совета директоров ОАО «ГАЗ» были подведены итоги реализации этого проекта в 2009 году. Благодаря инвестициям «Группы ГАЗ» в объёме
3 миллиардов рублей, как сообщается в пресс-релизе правительства Ярославской области, он вышел на заключительный этап, связанный с подготовкой и запуском производства. По подписанным ранее контрактам практически полностью выпущено оборудование для производства первой очереди.
Кроме того, уже собрано 50 опытных образцов двигателей, прошедших необходимый объём стендовых испытаний. Два с лишним десятка передали отечественным и зарубежным автопроизводителям для адаптации и дорожных испытаний. В их числе белорусский
МАЗ, российские ПАЗ, ЛиАЗ,
УралАЗ и ГАЗ. Более того, практически весь объём производства первой очереди ЯМЗ-530 – 50 тысяч двигателей и силовых агрегатов – уже подтверждён заявками заказчиков.
Здесь самое место перейти от перспектив к реалиям. А они таковы: чтобы материализовать вышеописанный проект в полном объёме (а он, повторюсь, имеет не только промышленное значение, но и социальное), собственных капитало­вложений «Группы ГАЗ» с её
18 процентами акций ОАО «Автодизель» явно недостаточно. Необходимо получить десятилетний кредит в сумме 5,8 миллиарда рублей.
Осенью 2009 года наблюдательный совет госкорпорации «Банк развития и внешне­экономической деятельности» (ВЭБ) под председательством премьер-министра Владимира Путина одобрил выделение средств. Однако в конце декабря минувшего года решение совета директоров ОАО «ГАЗ» было заблокировано миноритарным акционером ЯМЗ – государственной корпорацией «Ростехнологии», владеющей порядка 30 процентов акций.
Официальная причина отказа в сотрудничестве одной госкорпорации с другой была объяснена особенностями российского законодательства. Мол, при получении такого кредита необходим залог. Он выражается в виде передачи части акций в банк. Это обычная практика для банкиров, которые будут иметь возможность провести отчуждение акций в случае провала любого проекта. Однако отчуждение акций у государственных корпораций на основании указа Президента РФ от 10 июля 2008 года должно происходить только после соответствующего решения наблюдательного совета корпорации и подтверждения правительства страны.
Получается замкнутый круг. Передать акции в банк невозможно, потому что в случае провала они уйдут из «Ростехнологий». Но проект только начинается, и никто не говорит о его несостоятельности. Наше законодательство – настоящий Клондайк для грамотных юристов, решивших повернуть закон в свою сторону.
Если же зрить в корень, то за тонкими юридическими формулировками может скрываться предположение: если «Ростехнологии» воспользовались такими объяснениями, значит, они не верят в осуществление этого проекта и боятся потерять акции. Но проект утверждён Владимиром Путиным после экспертизы ВЭБа... Что за непонятные войны между двумя солидными государ­ственными корпорациями? На данный момент существует наиболее правдоподобная версия этого явления.
Начиная с 2006 года, в Набережных Челнах Республики Татарстан работает совместное с американской компанией «Cummins» предприятие «Камминз Кама». Созданное на площадке завода «КамАЗ-Дизель», оно производит двигатели аналогичного модельного ряда, что и намерены делать ярославцы. Якобы «Ростехнологии» являются также ведущими акционерами КамАЗа. Поэтому, защищая интересы одних своих акционеров, уважаемая госкорпорация тормозит развитие других...
А поскольку корпорация – это не стены, а люди и лоббирование интересов не считается уголовно наказуемым преступлением, то... выводы напрашиваются сами по себе. Повторим, это всего лишь версия.
Против неё хотя бы говорит тот факт, что двигатели «камминз-310» в основном устанавливаются на автомобили семейства КамАЗ. ЯМЗ-530, в свою очередь обслуживает десятки автомобилестроительных предприятий на территории СНГ. Их интересы не пересекаются, если, конечно, не вообразить, что моторщики с берегов Камы намерены подчинить себе весь рынок ярославских движков. Но это уже на уровне фантастики: за продажами ЯМЗ существуют не только производители моторов, но и смежники, дистрибьюторы... Целая империя, которую юридической эквилибристикой «перепрофилировать» невозможно.
Правда, имеет право на жизнь ещё одна гипотеза: два обладателя технологий – американский и австрийский – борются за жизнеспособность своих трендов. Европейцы, разочаровавшись в альянсе с США (у которых есть свои заводы и ещё больший кризис), готовы идти на самое широкое сотрудничество с нашей страной. «Штатники» же делают всё, чтобы новые направления в моторостроении как можно дольше не приживались в России. А это уже большая политика...
В феврале пройдёт повторное голосование по финансированию проекта ЯМЗ ВЭБом. Посмотрим, кто победит: государственные интересы или лоббисты.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Чистой воды хватит всемГенеральный директор МУП «Ярославльводоканал» Александр Аниськин как­то признался, что одна из недавних
  • Буренки стали убыточными Недовольство сельхозтоваропроизводителей нынешними закупочными ценами на молоко имеет вполне ясные причины,
  • Великое посольство Два заместителя губернатора – Артур Сазонов по экономике и Анатолий Федоров по финансам – отправились